Сұрақтар мен жауаптар

Сұрақ

Обращаюсь к вам по поводу новых изменений (с 1 января 2008) касательно социальных выплат на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами. Я вышла в декретный отпуск в 2008 году и моя среднемесячная зарплата превышает 75 кратный размер минимальной заработной платы. В ГЦВП мне сказали, что максимальное пособие по беременности, на которое я могу рассчитывать, будет равно 3 312 225 тенге (то есть 10515 тенге*75*4.2). Более того, мне также сказали, что получу я его не раньше двух месяцев с даты подачи документов, несмотря на то, что правилами предусмотрен 15-дневный срок для выплаты пособия. Как освещалось в СМИ, главной целью изменений в Закон с 1 января 2008 года являлось искоренение дискриминации со стороны работодателей по отношению к женщинам. В итоге, получается, что изменения приводят к другой форме дискриминации - дискриминации со стороны государства по отношению к высокооплачиваемым женщинам, что противоречит гендерной политике Казахстана. Также изменения приводят к тому, что из-за бюрократических проволочек два месяца женщины должны каким-то образом выживать и приобретать все необходимое для родов и ребенка (что далеко не дешево)до того момента пока им не выплатят пособия. И это уже не говоря о всяких неудобств по сбору необходимых документов, простаивании в очередях, обслуживании на местах. На сегодняшний момент, уже многие женщины являются высокооплачиваемыми работниками в довольно молодом возврасте. Соответственно, нововведения ставят женщин перед новым выбором: либо хорошо зарабатывть, либо рожать. Я считаю, что с таким законом правительство не решит такие проблемы государства, как демографическая и гендерная проблемы. Соответственно, я считаю, что новые изменения содержат значительные недостатки, которые требуют ретроспективного изменения (с 1 января 2008). Если государство не в состоянии платить пособия по беременности без ограничений, то разницу, которую высокооплачиваемые женщины теряют из-за ограничений, должен выплачивать работодатель. В связи с вышеизложенным, прошу инициировать ретроспективные изменения в Закон об обязательном социальном страховании и в другие соответствующие законодательные акты (например Налоговый Кодекс, Трудовой Кодекс и т.д.)


Жауап

В соответствии со статьей 6 Закона РК от 28 июня 2005 года «О государственных пособиях семьям, имеющим детей», назначение и выплата пособий производятся соответствующим уполномоченным органом в порядке, устанавливаемом Правительством РК в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления и с необходимыми документами, он же и рассматривает их и принимает решение о назначении или отказе в назначении пособий. По поводу выплат на случай потери дохода в связи с беременностью и родами Вам в ГЦВП объяснили правильно: - если ежемесячный доход, принимаемый для исчисления социальных выплат на случай потери дохода в связи с беременностью и родами, новорожденного ребенка (детей) больше десятикратного размера минимальной заработной платы, установленной законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, то для расчета социальной выплаты принимается доход, с которого в рассматриваемом периоде производились обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды. При этом ежемесячный доход рассчитывается путем умножения суммы поступивших пенсионных взносов за указанный месяц на ставку обязательных пенсионных взносов, действующую в данном месяце. В случае поступления обязательных пенсионных взносов за один и тот же месяц в пользу участника системы социального страхования от двух и более работодателей, доход рассчитывается в отдельности по каждому работодателю, затем суммируются. При этом доход за месяц не должен превышать семидесяти пятикратного размера минимальной заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.