Бишимбаев
Валихан
Козыкеевич

Член Комитета по социально-культурному развитию

Обращение к депутату
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА

Бишимбаев В.К.

д.т.н., профессор, академик НАН РК,

Депутат Мажилиса Парламента РК

проблемы и перспективы инновационного развития Казахстана

На этапе кризисных явлений в современном мире экономика Казахстана не теряет динамику своего развития, происходит становление конкурентной среды хозяйствования, осуществляются радикальные преобразования в научно-технической сфере. При этом значительная роль отводится кардинальным трансформациям - преодоление технологической деградации, освоение техники современного пятого и перспективного шестого технологических укладов. Поставлена задача перехода к индустриально-инновационному развитию экономики, ориентация на поддержку высокотехнологичных производств, сектора малого и среднего предпринимательства.

Трансформации просматриваются в следующих направлениях: повышение доли готовых изделий в структуре экспорта и услуг при уменьшении доли минерального сырья и топлива; усиление интеграции, объединение усилий и потенциалов в рамках ЕврАзЭС для технологического прорыва; повышение конкурентоспособности экономик и совместное выступление на мировых рынках. Стремительное развитие мегарынков России и Китая делает перспективным формирование экспортных площадок для удовлетворения спроса на продукцию с высокой добавленной стоимостью, производимую на базе профильных для Казахстана сырьевых ресурсов.

Экономический рост в Казахстане в значительной степени обеспечивается благодаря интенсивному освоению невозобновляемых минеральных ресурсов. Техническая и технологическая отсталость некоторых предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством представляют определённую угрозу экономической безопасности страны. По предварительным данным статистики, в 2012 году минеральные продукты в общем объеме экспорта Казахстана составляли 78,7%, машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты – всего 0,8%.

Опыт экономически развитых стран свидетельствует, что на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства, в промышленно развитых странах приходится до 75-80 % прироста ВВП. В Казахстане данный показатель характеризуется значительным ростом в 2011 году. В таблице приведены затраты на технологические инновации в промышленности по РК. Как видно, в 2011 году на технологические инновации выделено 219571,2 млн. тенге, что в 7 раз больше уровня 2010 года [1,2]. При этом в Западно-Казахстанской, Мангистауской областях расходы на технологические инновации не производились.

Таблица - Затраты на технологические инновации в РК, млн. тенге

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Республика Казахстан

32 564,7

56016,5

71513,4

76264,9

97463,7

31034,8

219571,2

Темп роста (индекс)

-

1,72

1,28

1,07

1,28

0,32

7,07

Акмолинская

27,8

2011,7

2152,2

1688,8

77,6

284,7

629,5

Актюбинская

2 030,8

5646,3

4577,3

13992,7

8904,0

1305,6

25667,3

Алматинская

91,2

1544,0

1375,3

1222,7

9,3

1,3

36,4

Атырауская

0,9

167,5

5221,4

208,2

73,0

-

323,8

Западно-Казахстанская

185,6

251,2

354,2

2341,0

1296,2

366,1

-

Жамбылская

810,1

1511,9

1381,4

1241,3

714,2

420,3

10447,9

Карагандинская

4 613,3

21244,5

20770,8

10437,3

17607,1

688,8

2204,1

Костанайская

237,4

296,8

2232,0

5678,0

97,6

8,1

33,3

Кызылординская

23,9

33,8

200,4

190,0

185,0

28,3

17760,0

Мангистауская

12 653,4

7923,0

2647,1

372,9

6749,9

1630,6

-

Южно-Казахстанская

826,3

2107,1

2030,0

2351,5

833,9

385,9

8504,9

Павлодарская

4 848,3

309,6

1400,1

24566,2

20103,4

9489,0

10808,0

Северо-Казахстанская

115,9

1,3

13774,7

46,9

556,4

47,3

325,4

Восточно-Казахстанская

3 360,1

5880,8

5284,4

7901,2

34777,8

15344,2

139824,7

г.Астана

571,6

5380,9

4867,3

189,8

2,0

1,0

9,9

г.Алматы

2 168,1

1706,1

3245,1

3836,6

5476,4

1033,5

2996,0

Источник: данные Агентства РК по статистике [1,2].

Уровень инновационной активности определяется наличием мощной базы знаний и механизмов реализации имеющегося интеллектуального потенциала. Хотя количество инновационно активных предприятий в стране растет, этот показатель ниже уровня многих стран - 4,3%, в некоторых регионах этот показатель еще ниже (рисунок). Между тем, доля инновационно активных предприятий в США составляет около 50%, Турции – 33, Венгрии – 47, в Эстонии – 36, в России – 9,1%.

Невысокую инновационную активность мы связываем с отсутствием заинтересованности иностранных инвесторов во внедрении прорывных проектов в производство, недостатком стимулов у отечественных предпринимателей, навыков коммерциализации проектов.

Рисунок 1 – Уровень инновационной активности предприятий, %

Мировая практика показывает, что уровень инновационной активности в промышленности региона непосредственно связан с ролью науки в реформировании экономики, а также объемом финансирования. Например, на исследования в США выделяется 2,9% от ВВП, в Японии – 3%, Германии – 2,35%, Франции – 2,25%, Швеции – 4,0%.

Необходимо отметить, что Евросоюз рекомендует своим членам довести уровень вложений в науку до 2,5 % от ВВП. В Казахстане за последние 5 лет объемы финансирования науки возросли, но пока составляют порядка 0,28 % ВВП, против 0,18% в 2000 году [3].

Инновационные процессы могут успешно развиваться на базе создания соответствующей инфраструктуры, включая консалтинговые и инжиниринговые фирмы, услуги "инкубаторов", технопарков, информационные центры, лизинг, венчурный капитал. Рисковое финансирование представляет собой долгосрочное инвестирование капитала, размещенного не в виде кредитов, а в виде паевых взносов. Капитал рисковых компаний формируется за счет средств пенсионных фондов, страховых компаний и банков, населения. Однако основная часть всех рисковых капиталовложений идет в отрасли высоких технологий.

Наличие современной производственной и социальной инфраструктуры является необходимым фактором ускоренного и качественного развития экономики. Большая территория Казахстана и ее геотранзитный характер диктуют необходимость динамичного развития энергетических, транспортных и телекоммуникационных комплексов. Применительно к модели индустриально-инновационной стратегии страны критерием оптимальности является функционирование модели, которая признается более эффективной из возможных вариантов развития национальной экономики.

В этом аспекте следует отметить, что стимулирование производственной и инновационной деятельности происходит через использование механизма государственного регулирования и экономического стимулирования. Инновационная политика предполагает систему мер по селективной поддержке стратегически важных секторов национальной экономики [4]. Они призваны влиять на экономический рост, структурные преобразования экономики, включая инновационную сферу.

Применимы следующие критерии: благоприятное сочетание факторов производства; наличие и реализация научно-технического потенциала и ноу-хау, способные обеспечить технологический рывок; ресурсы квалифицированных рабочих; возможности использования информационных технологий; возможность притока иностранных и внутренних инвестиций в структурную перестройку производства и его инновационную сферу; наличие конкурентоспособных смежных и родственных производств, делающее возможным перелив квалифицированных кадров и технологий из сектора в сектор, из региона в регион; стабильность воспроизводственных связей.

Основным источником средств для финансирования инновационных программ промышленной политики являются доходы от сырьевого экспорта. Поэтому достижение стратегических целей структурной перестройки требует, во-первых, предотвращения утечки доходов от сырьевого экспорта и, во-вторых, создания эффективных механизмов их конверсии в производственные инвестиции. Капитализация доходов от традиционного сырьевого экспорта является одной из наиболее фундаментальных проблем промышленной политики.

Поддержка конкурентоспособных секторов экономики должна осуществляться параллельно с пакетом инновационных факторов развития. К важнейшим инструментам такой политики относятся: совершенствование налогового законодательства, нацеленного на пополнение бюджетных доходов за счет расширения налогооблагаемой базы и переноса акцента на обложение природной ренты; улучшение технологии отслеживания кредитов для предотвращения их использования в спекулятивных операциях; дифференциация нормы обязательных банковских резервов в зависимости от структуры банковских активов с установлением повышенных ставок на краткосрочные кредиты под финансирование посреднических операций и пониженных - для долгосрочных инвестиционных кредитов.

Казахстан первым из стран СНГ пошел на создание Национального фонда, призванного стабилизировать ситуацию на валютном и финансовом рынках и аккумулировать дополнительные доходы от экспорта сырьевых ресурсов для будущего инновационного развития казахстанской экономики. Чтобы активизировать инвестиции в приоритетные отрасли, в был создан Банк развития Казахстана с целью среднесрочного и долгосрочного кредитования инвестиционных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств.

Страны - лидеры мирового технического и экономического прогресса придерживаются модели развития, в рамках которой создают наиболее совершенные по технологии производства и эффективные механизмы для обеспечения темпов роста национального богатства. Другая модель - догоняющего развития - характерна для стран, которые находятся в последующих "эшелонах" мирового технико-экономического прогресса. В Казахстане нет необходимости повторять эту ступень развития, в стране имеются заделы, которые при условии ускоренной модернизации могут стать точками роста.

Стратегия индустриально-инновационного развития включает оптимальный выбор отраслей четвертого технологического уклада, основа которого в мировой экономике - авто - и тракторостроение, цветная металлургия, производство товаров длительного пользования, синтетические материалы, органическая химия, производство и переработка нефти. В интересах развития производств пятого технологического уклада использовать его базу - электронная промышленность, вычислительная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и потребление газа, информационные услуги. Целесообразно формировать предпосылки для появления будущего шестого технологического уклада в биотехнологии, космических технологиях, тонкой химии.

Сегодня в нашей стране имеются институты развития, занимающиеся проблемами производства наукоемкой продукции, но их недостаточно для реализации идей в широком масштабе. Для достижения эффективности работы необходимо развитьфинансирование проектов по опытно-конструкторским разработкам, инициативным и рисковым научным исследованиям прикладного характера; обеспечить качественное инвестирование индустриально-инновационного сектора; интенсивное развитие информационных и коммуникационных технологий; продвижение через региональные технопарки на внутренний и внешний рынки наиболее перспективные наукоемкие технологии. Эти меры в комплексе позволят достичь синергетического эффекта в развитии экономики нашей страны.

Литература

1. Регионы Казахстана. Статистический сборник. Агентство РК по статистике. Астана, 2011.

2. Об инновационной деятельности предприятий в Республике Казахстан: Статистический бюллетень / Агентство РК по статистике. Астана, 2011.

3. Сулейменов Е.З., Васильева Н.В. Инновационная деятельность в Республике Казахстан: Аналитический обзор.- Алматы, 2008.

4. Барлыбаева Н. А. Национальная инновационная система Казахстана: перспективы и механизм развития, Алматы, 2006.

Статья опубликована в Трудах международной научно-практической конференции «Ауэзовские чтения-11 «Казахстан на пути к обществу знаний: инновационные направления развития науки, образования и культуры». Том 5. Шымкент, 2012.