ИМАШЕВА
Снежанна
Валерьевна

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Обращение к депутату
По вопросам тарифов на электроэнергию крупных энергоснабжающих организаций.

Во всех регионах страны, тарифы на электроэнергию крупных энергоснабжающих организаций регулируются государством. Регулирующий орган, исходя из фактических затрат компании на покупку и транспортировку электроэнергии формирует единый средний отпускной тариф, а затем утверждает отдельные тарифы для физических лиц (население) и юридических лиц. При этом ниже среднего тарифа для населения и выше для всех остальных. В итоге низкие тарифы на электричество для населения фактически субсидируются за счет завышенного тарифа для предпринимателей.

Субсидирование тарифа для населения за счет предпринимателей и юридических лиц многолетняя сложившаяся практика и оправдывала себя в те времена, когда на рынке электроэнергии не было конкуренции, была монополия. Но в данное время на рынке электроэнергии появились и нерегулируемые организации, торгующие электроэнергией. На этот вид деятельности выдано более 300 лицензий, а регулируемыми среди них остаются порядка 40. При этом нерегулируемые организации не конкурируют, а спекулируют на завышенных ценах для юридических лиц. Постоянное, искусственное сдерживание тарифов для населения за счет предпринимателей приводит к только к постоянному росту тарифов для последних.   

Во время встреч депутатов в регионах предприниматели жалуются на высокие тарифы и просят вернуть дифференцированные тарифы по зонам суток, благодаря которым они хоть как-то, раньше, уменьшали счета за электричество. Однако было бы более справедливым и правильным не дифференцированные тарифы вернуть, а уйти от схемы формирования тарифов, которую диктует Министерство национальной экономики РК и постепенно сравнять тарифы между всеми группами потребителей.

И тогда цена на электричество для бизнеса снизится в целом. По мнению экономистов Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», справедливые энерготарифы подстегнули бы местную экономику, эксперты, изучавшие проблему, сходятся во мнении: при отмене перекрестного субсидирования у бизнеса высвобождаются значительные средства и по статистике рост, например, промышленного производства, в результате может достигать более 3%.  В 2017 году Министерство национальной экономики само ставило такую задачу – выровнять тарифы для всех.

При этом предполагалось оставить заниженные или льготные тарифы только для уязвимых групп - малоимущих и социально защищаемых категорий потребителей. Но в настоящее время тарифы для всех групп одинаковы только в Алматы и Алматинской области, составляют 19,71 тенге за 1 кВт*ч для всех.

Уважаемый Роман Васильевич, на основании вышеизложенного, прошу Вас рассмотреть следующие вопросы:

 - постепенно отказаться от политики сдерживания тарифов для населения за счет других категорий потребителей, и установить одинаковые справедливые цены для всех групп потребителей;

-  проработать механизмы адресного снижения тарифов для нуждающихся и социально уязвимых групп населения.