МИКАЕЛЯН
Наринэ
Гамлетовна

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Обращение к депутату
ДЗ по снижению наценки на продовольственные товары

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Мамину А.У.

Оглашен 19.02.2020 г.

Депутатский запрос

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

         Президент Республики Казахстан Токаев К.К. поставил перед Правительством задачу по насыщению внутреннего рынка продуктами питания отечественного производства, а также стабилизации цен на социально значимые продукты питания, исключению необоснованного роста цен, посреднических схем, и упрощению доступа Казахстанских производителей к потребителю.

         Правительством принимаются меры по задействованию имеющихся инструментов для контроля и недопущения необоснованного повышения цен. В целях выполнения поручений Президента начата работа проектного офиса при Премьер-Министре по   созданию и развертыванию агрологистических и оптово-распределительных центров, активизации работы, акиматов областей и заинтересованных министерств.

         Вместе с тем, встречи с избирателями в областях дают основание сделать вывод о том, что в этом вопросе имеются системные причины, не позволяющие эффективно контролировать рост цен и защищать потребителя от непомерных аппетитов торговцев, посредников, рыночной мафии и зарубежных поставщиков продуктов.

Как показывает изучение, продукты питания от поля до мест реализации зачастую дорожают в 2-3 раза, а розничные продавцы повышают их еще на 50-60%. Кроме этого, имеет место практики вымогательства ретробонусов в объеме до 30% от стоимости товара, маскируя их под различными дополнительными услугами (сортировка, реклама, доступ на прилавок и т.д.). Хотя это должно входить в затраты субъектов торговли. Изучение иностранной практики показывает, что в Германии законом установлено строгое требование, когда оптовик имеет право наценки только в 2% а торговля – 10%. Такие же требования имеются в Киргизии и других странах.

         В этой связи, необходимо скорейшая переработка устаревшего, не соответствующего нынешнем реалиям Закона РК «О регулировании торговой деятельности», который не позволяет выявлять и пресекать необоснованные повышения цен в торговых сетях и магазинах. А также, оперативно влиять на уровень цен на СЗНП.

         Во-первых, необходимо внести в п.1 ст.9 Закона Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года №544 «О регулировании торговой деятельности» поправки, где четко определить:

         - какой государственный орган (подразделение государственного органа) имеет полномочия проверять и запрашивать (оперативно на месте/по запросу) у оптового и розничного реализатора договора, на предмет согласования торговой надбавки? И кто должен оценивать факт необоснованного повышения цен.

         - в каком формате должна осуществляться проверка?

         - какие меры и кем должны предприниматься в случае выявления нарушения требований данной статьи?

         - каким документом должны фиксироваться выявленные нарушения?

         - каким должностным лицом составляется, рассматривается и принимается решение по нарушению?

         - какое наказание влечет соблюдение несоблюдение предпринимателем требований данной статьи? 

         - кто должен признать договор недействительным, в случае выявление нарушения?

         Во-вторых, значительным резервом повышения конкурентоспособности сельхоз товаропроизводителей и снижения цен на продукты является выравнивание уровня финансовой поддержки сельхоз бизнеса с такой же поддержкой, как в других странах ЕАЭС. В настоящее время РФ и Белоруссия оказывают финансовую поддержку своим сельхоз производителям выше, чем у нас.

         Третье – требует скорейшего упрощения механизм по определению максимального уровня цен при их стабилизации на социально значимые продовольственные товары. Ныне определенные в постановлении правительства, в которой процедуры согласования принятых решений рабочих комиссий при акиматах по утверждению предельно допустимых цен на СНЗП занимают до 1,5 месяцев.

В это время выходит: размещение на портале НПА для общественного обсуждения, выработанного комиссиями решения, согласование с общественным советом, получением экспертных заключений ассоциации предпринимателей и НПП, получение согласия юридической службы акима, затем предварительное согласование с управлением юстиции. В связи с таким порядком зачастую расчеты предельно допустимого значения цен особенно в межсезонье затягиваются, и они становятся не актуальными. 

Четвертое – в ст.804 КОАП РК не определено, какое должностное лицо уполномочено составлять протокол об административном нарушении со стороны субъектов торговли предельно допустимых цен на СЗНП.

Данная правовая коллизия требует четкого определения, какие должностные лица и какого органа имеют право составлять протокол, о данном нарушении и какой орган имеет право на выявление данного нарушения, и в какой форме оформляется протокол поручение. Одновременно необходимо изменить в порядках расчета пороговых значений. Учитывать не только индексы предыдущих 3-х лет, но и учитывать сезонность, уровень инфляции, наличие его производства в области и районов.

Пятое – целесообразно пересмотреть принятое Министерством финансов решение о распространении в полной мере на деятельность СПК областей требований Закона «О государственных закупках». Это не позволяет делать интервенционные закупки и выпуск СЗНП, а также оперативно закупать услуги по их хранению в сжатые сроки, исходя из ситуации на продовольственном рынке.

С учетом формирования торгово-логистических и торгово-распределительных центров и укрепление их связи с фермерами и кооперациями использовать институт СПК для закупа по справедливым ценам товаров у ЛПХ, и иных хозяйственных на селе субъектов в т.ч. средних товаропроизводителей продовольственных товаров. 

 

С уважением,

депутаты Мажилиса Парламента

Республики Казахстан, избранные от

Ассамблеи народа Казахстана

                                                                                            Микаелян Н. ...