Назарбаева Дарига
Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Станет ли дочь президента политиком нового образца

Станет ли дочь президента политиком нового образца?

Алмагуль ОЛЖАС

Просмотров: 73

11.04.2014

Возвращение Дариги Назарбаевой в большую   политику, как сегодня можно утверждать,   было удачным экспериментом. Во-первых, для нее самой, поскольку становится все более очевидным, что она выросла из костюма просто старшей дочери президента и превратилась в активного защитника государственных и отчасти народных интересов. Во-вторых, для простого обывателя, который постепенно перестает воспринимать парламент скопищем “трусливых зайчиков” и нет-нет, да присматривается к этому органу как к потенциальныому рупору своих чаяний.

Безусловно, пока преждевременно утверждать, что один депутат в лице Дариги Назарбаевой смог за столь короткий срок сделать то, что годами не получалось у “Нур Отана”, – наладить коммуникационные связи между властью и обществом и заставить государственные ведомства прислушиваться к иному мнению, помимо их собственного. Тем не менее, на тот результат, который демонстрирует сегодня Дарига Нурсултановна, закрывать глаза просто нельзя. Конечно, многие рассматривают такую ее активность и принципиальность в отстаивании своей позиции через призму “операции преемник” – мол, старается, чтобы заработать очки. Спорить не будем, да и не это главное.

Даже если сегодняшние старания депутата Назарбаевой продиктованы мечтой об ином будущем, свою запятую в текущем политическом моменте она уже поставила. Ее можно рассматривать в качестве добавочного локомотива, который на особо сложных перегонах принято ставить в хвост, с тем, чтобы он толкал весь состав. Особенно это важно сегодня.

На протяжении всего периода своей работы в парламенте нынешнего созыва Дарига Назарбаева демонстрировала гражданственность, профессионализм и высокую активность, поднимая злободневные вопросы. Но, похоже, она только разминала косточки и тренировалась “на кошках”. С начала нынешнего года это уже политик нового формата. Политик, во-первых, имеющий ресурсы, обеспечиваемые депутатским значком и влиянием своей фамилии, во-вторых, думающий, вникающий в суть и, если хотите, сопереживающий, в-третьих, готовый зарабатывать политический капитал не только на громких заявлениях. Мы имеем в виду то, что стиль “прокукарекал и забыл” никак не вяжется с той системностью, с которой депутат Назарбаева пытается довести поднятые ею вопросы до логического решения. Конечно, не всегда ей удается призвать чиновников к ответу и заставить правительство повернуться лицом к конкретной проблеме, но, как говорится, вода камень точит. Впрочем, не будем голословными.

Мы попытались проанализировать выступления и заявления депутата Назарбаевой, сделанные ею в текущем году, и обнаружили несколько тенденций.

Начнем с января. Сразу после новогодних праздников мажилисвумен подняла вопросы образования, в частности, коррупции в вузах, емкость которой с каждым годом только растет, и высказалась категорически против инициативы профильного министерства о выделении средств из бюджета на подготовку главных менеджеров учебных заведений – ректоров, что, по ее словам, столь же абсурдно, как, например, “специально готовить президента страны”.

В феврале под огонь критики Дариги Назарбаевой сначала попало Министерство здравоохранения, которое, по мнению депутата, устранилось от исполнения своих прямых обязанностей (все его функции “свелись к придумыванию разных реформ как поводу для выдаивания средств из бюджета и освоения любой ценой”) и которое, “в принципе, можно было бы упразднить”. Чуть позднее досталось от нее и СК “Фармация” за неэффективный менеджмент и неумелые действия в период девальвации.

В марте под пресс депутата вновь угодило Министерство образования – за уровень учебников и методических пособий. По ее мнению, это ведомство, и только оно, а не издатели, должно нести всю полноту ответственности за качество подобной литературы. При этом в выражениях Дарига Назарбаева себя не ограничивала. По ее словам, руководство МОН “или устраивает отмывочная машина эта или не устраивает, и оно хочет все построить на здоровой почве…  Любые разработки, любые новые программы – это дополнительно деньги из бюджета. Министерству выгодно все время что-то новое придумывать, чтобы дополнительно что-то заработать. Поэтому нужно все поставить на здоровую почву”. Необходимо отметить, что Дарига Нурсултановна и раньше поднимала эти вопросы, говоря о том, что схема выпуска отечественных учебников порочна и коррупционна.

Кроме того, впервые за всю историю казахстанского парламентаризма (по крайней мере, мы, сколько ни старались, но аналогов так и не припомнили) Дарига Назарбаева обратилась к “помощи зала”. Совместно с порталом zakon.kz она организовала конкурс среди юристов, нацеленный на развитие гражданской законодательной инициативы. Главный приз – полтора миллиона тенге. К сегодняшнему дню на конкурс поступило уже более 230 работ профессиональных юристов и экономистов.

В апреле в поле зрения депутата Назарбаевой попали вопросы, связанные с развитием массового спорта и стандартом 12-летнего школьного образования. Достаточно заметным и интересным показалось высказанное ею предложение о создании единого оператора в сфере ЖКХ по образу и подобию многих цивилизованных стран. “Конечно, эта идея вызывающая, она может казаться революционной. Но, учитывая опыт развитых стран, мы можем хотя бы начать обсуждать возможность создания единого коммунального предприятия на основе государственно-частного партнерства. Нужно прекратить политику латания дыр в коммунальной сфере и перейти к большой системной работе, – заявила она и пояснила, почему необходимо изменить подходы. – Например, 86 предприятий коммунальной сферы в Алматинской области – это 86 директоров, у каждого директора, наверное, по одному-два заместителя, управленческий аппарат, служебные машины и т.д. Даже административные издержки, я полагаю, составляют около 30 процентов в тарифе, в целом – в бюджете”. Данное депутатское предложение затем будет обсуждаться на заседании общественного совета по тарифной политике при АРЕМ.

И это далеко не все инициативы Дариги Назарбаевой. Потому неудивительно, что зачастую в своих открытых обращениях люди апеллируют именно к ней, а общественники Алматы, поднимая вопрос о смене акима южной столицы, среди приемлемых фигур называют и Даригу Нурсултановну. И уж совсем не возникает вопроса по поводу того, почему она занимает топовые строчки в различных рейтингах, хотя, по идее, так как работает она, должен работать каждый депутат.

 

Впрочем, не исключено, что недавнее усиление позиций Дариги Назарбаевой забьет шар и в эту затянутую паутиной лузу. Должность вице-спикера мажилиса и статус лидера парламентской фракции правящей партии дают ей дополнительные инструменты влияния, что можно расценивать как повод для еще большей наступательной активности этого политика, а также для поднятия пласта более глубинных проблем, выходящих далеко за рамки социальной сферы. И это очевидный плюс. А что будет дальше, зависит только от желаний самой Дариги Нурсултановны и от ее амбиций. Захочет ли она перерасти статус “дополнительного локомотива” и стать хотя бы “тепловозом”? Есть ощущение, что, да, захочет, иначе вся сегодняшняя “даригамания” способна превратиться в камерный театр, чего, по правде, очень бы не хотелось, так как очевидно, что политический ресурс у этой фигуры не исчерпан.

Алмагуль Олжас

 

Поиск



www.akorda.kz
www.government.kz
www.religions-congress.org
http://adilet.minjust.kz/