Назарбаева Дарига
Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Вступительное слово Назарбаевой Д

Вступительное  и заключительное слово Вице-спикера Мажилиса Назарбаевой Д.Н. на Парламентских слушаниях на тему «О законодательном обеспечении реализации Государственной программы развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан»

                                  Астана, 16 мая 2014 г.

 

Вступительное слово Назарбаевой Д.Н.

Құрметті әріптестер! Құрметті Қабиболла Қабенұлы! Құрметті парламенттік тыңдауға қатысушылар! Біз бүгін Қазақстан Республикасы Парламенті Мәжілісінің үшінші сессиясына арналған негізгі іс-шаралар жоспарына сәйкес «Техникалық, кәсіптік және жоғары білім беру  жүйесінде экономика салалары үшін кадрлар даярлаудың сапасы мен перспективалары туралы» деген тақырыпқа парламенттік тыңдау өткізіп отырмыз.

Қазіргі әлемде білім беру және экономика үшін кадрлар даярлау мәселелері мемлекеттердің бәсекеге қабілеттілігінің аса маңызды факторына айналды. Кадрлар бәрін шешіп қана қоймайды - кадрлардың сапасы, білім беру сапасы бүгінгі күні ұлттық қауіпсіздік стратегиясының елеулі бөлігі ретінде қаралуға тиіс.

Еліміз өз алдына 2050 жылы әлемнің неғұрлым дамыған отыз елінің қатарына кіру мақсатын қойған кезде, осы амбициялық мақсатқа қол жеткізудің алғашқы әрі басты шарты ретінде адами капиталды дамыту аталады. Ол өз кезегінде қазіргі заманғы, оңтайлы, сапалы білім беруге негізделеді.

Дамыған елдердің бәрі де ғылымға иек артады. Онда қызмет көрсету секторы басым, еңбек өнімділігі жоғары болады. Ғылыми білім мен өнеркәсіптің жоғары технологиялық секторы экономикалық өсімді қамтамасыз етуде негізгі роль атқарады. 

Қазақстан таяудағы он жыл ішінде өз дамуында сапалы секіріс жасап қана қоймауы керек. Елімізге өскелең және бәрін қамтитын жаңғырту ісі де қажет.

Президентіміз Назарбаев мемлекет пен ұлтымыздың мақсаттары мен міндеттерін нақ осылай тұжырымдап берді.

Бүгінгі парламенттік тыңдауда алдағы 10-15-20 жылға арналған білім беру мен экономика үшін кадрлар даярлау жүйесінің стратегиясы туралы білікті де кәсіби әңгіме болуға тиіс деп санаймын. Қазақстандық білім беру қандай болуға тиіс және ол үшін не істеу керек екендігі жөнінде айтылуға тиіс.

Несомненно, за годы независимости система образования Казахстана изменилась до неузнаваемости. Даже в самые трудные годы своего становления наше государство не жалело средств на подготовку кадров. Объемы финансирования системы образования в целом с 1991 года по 2013 год составили  более 9 триллионов тенге.

Произошло становление законодательной базы, создан негосударственный сектор образования, прошла децентрализация управления и финансирования. Осуществлен переход на трехуровневую систему подготовки кадров и на новую модель формирования студенческого контингента вузов на основе государственного образовательного заказа. Введены кредитная технология обучения и государственная накопительная система.

В средней школе  осуществлен переход к одиннадцатилетнему обучению, введено Единое национальное тестирование. В ТиПО  созданы национальные,  региональные и отраслевые советы,  внедряются независимая оценка и сертификация  выпускников. Все это, конечно, впечатляет.  Но для нас важнее вопрос - каков же результат масштабных преобразований?

Почему несмотря на все очевидные успехи в обществе растет обеспокоенность состоянием образования? Почему затраты на образование растут, а качество подготовки кадров не соответствует потребностям экономики и бизнеса? Хроническая болезнь нашего образования - оторванность от реалий жизни.

Реализация программы индустриализации предъявляет новые требования к подготовке кадров. Формально в образование вводятся инновации: многоуровневая подготовка, кредитная система, дистанционное обучение. Главная же проблема в том, что годами не меняется содержание обучения, хотя требования на порядок выросли.

Инновации в большинстве случаев декларируются, а в реальности продолжается чтение лекций по старым конспектам.  Студенты занимаются по устаревшим  учебникам, на оборудовании 70-80-х  годов. Как в такой ситуации можно обеспечить должное  качество?

В ближайшие годы в стране будут созданы новые производства: автомобилестроение, авиастроение, морской транспорт, атомная энергетика. Подготовка кадров для этих сфер еще не начата или только-только начинается.

Система образования слишком неповоротлива. Продолжается подготовка по  невостребованным профессиям и специальностям. Осмысленно прогнозами развития рынка труда Правительство занялось только сейчас.

Президент нашей страны Нурсултан Назарбаев в Послании «Стратегия Казахстан-2050: Новый политический курс состоявшегося государства», подчеркнул: «Профессионально-техническое и высшее образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах».

А что мы знаем о текущих и перспективных потребностях? Сведения по потребности рабочей силы в Карте занятости обоснованы недостаточно, прогноз рынка труда сведен к простой экстраполяции. Ни о каких перспективных долгосрочных планах нет и речи на сегодня. Официальная информация о прогнозах по трудовым ресурсам носит общий характер, не структурирована по отраслям и профессиям.

В настоящее время нет реальной картины о состоянии рынка труда, нет полной статистики о профессионально-квалификационном уровне работающих, о количестве рабочих по разрядам,  нет качественных данных о безработных, самозанятых, нет  информации о количестве обучающихся по разным специальностям.

В вопросах определения потребностей в кадрах и их компетенции нет четкой координации между государственными органами. Формирование госзаказа идет по текущим вакансиям, которые уже в ходе учебы становятся неактуальными. С таким положением вещей мириться решительно невозможно. Современный мир быстро меняется, и в системе образования обязательно должен быть заложен институт изучения, мониторинга этих изменений и механизм оперативного реагирования на них.

Хочу привести пример нашего великого соседа Китая. Успех китайских экономических реформ, превращения страны в крупнейшую экономику мира в немалой степени обязан своевременной и качественной реформе образования и высшей школы. Главный принцип китайской реформы - учет потребностей глобального и региональных рынков труда, самое тесное сотрудничество вузов и бизнеса.

Между тем в нашей стране участие бизнеса в подготовке кадров незначительно. Сегодня в системе высшего образования по грантам работодателей обучается всего 0,8 процента студентов. В развитых странах  этот показатель достигает 30 процентов.

Надо признать, что системной проблемой на всех уровнях образования стала коррупция. Отсюда и низкая мотивация обучающихся, которые предпочитают заплатить за курсовую, чем тратить время на ее написание. В колледжи и вузы часть молодежи идет не за знаниями, а за дипломами.

С другой стороны, массовая коммерциализация образования привела к тому,  что многие  государственные  и негосударственные учреждения рассматривают образование только как источник прибыли. Они живут сиюминутными денежными поступлениями от коммерческого набора, не заботясь о качестве обучения. О научных исследованиях  и говорить не приходится.

Общество не видит должного эффекта от реформ. Преобразования не стали внутренней потребностью образования и в основном идут сверху вниз. Поэтому новые идеи зачастую не находят поддержки в академической среде.  В большинстве случаев инновации педагогами не поддерживаются. Их низкая заработная плата не стимулирует творческий труд и является сдерживающим фактором многих начинаний. Как результат, многие хорошие инициативы  не доводятся до конца.

Очевидно, что вопросов более чем достаточно, и проблемы носят системный характер. Именно поэтому  Комитет по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан инициировал проведение этих слушаний.

Сегодня в ходе обсуждения мы должны ответить на вопросы: как преодолеть разрыв между знаниями, которые предлагает система образования, и потребностями отраслей экономики? Как полноценно вовлечь бизнес в систему подготовку кадров? Как сделать нашу систему образования открытой и гибко реагирующей на вызовы глобальной экономики?

 В ходе подготовки к парламентским слушаниям депутатами была проведена очень большая работа. На заседаниях временной рабочей группы были заслушаны руководители государственных учреждений, профильных министерств, Национальной палаты предпринимателей, отраслевых ассоциаций работодателей, национальных компаний. Получен большой объем статистических данных, на основе которого  проведен анализ соответствия качества образования потребностям развивающейся экономики.

Парламенттік тыңдауға Қазақстан Республикасы Президенті Әкімшілігінің жауапты қызметкерлері, Премьер-Министрдің орынбасары, Премьер-Министр Кеңсесінің жауапты қызметкерлері, министрліктер мен ведомстволар басшылары, облыстардың әкімдері мен әкімдерінің орынбасарлары, Кәсіпкерлердің ұлттық палатасының өкілдері, кәсіпорындар мен білім беру мекемелерінің, бұқаралық ақпарат құралдарының басшылары шақырылып отыр.

 Құрметті қатысушылар, сіздердің қолдарыңызда парламенттік тыңдауды жүргізу тәртібі бар. Регламентті естеріңізге сала кетейін.

Баяндама жасау үшін уақыт 20 минутқа дейін бөлінеді, сөз сөйлеушілер 7 минуттан аспауға тиіс. Онан соң сұрақтар қою мен жауаптар беру рәсіміне, ұсыныстар жобасын талқылауға кірісеміз.

Баяндамашыларға қойылатын сұрақтарды жазбаша түрде берулеріңізді сұраймыз.  Баршаңызға жемісті жұмыс тілеймін.

Парламенттік тыңдау ашық деп жарияланады. 

 

 

Заключительное слово Вице-спикера Мажилиса Назарбаевой Д.Н. на Парламентских слушаниях на тему «О законодательном обеспечении реализации Государственной программы развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан»

 

Первое. Это все-таки кадровый потенциал. Всегда мы кадровый потенциал, человеческие ресурсы ставим на третье, четвертое, пятое места. Мы сегодня говорили о том, что для качественного прорыва необходимо инвестировать средства в человеческий капитал, привлекать мастеров производства. Нужно пересмотреть систему оплаты труда преподавателей в ТиПО и вузе. Не будет отдачи от специалиста, который работает одновременно на двух или трех работах.

Необходимо пересмотреть расходные статьи и установить жесткий контроль за бюджетом вуза, в том числе и его коммерческой составляющей. Доходы должны, в первую очередь, направляться на повышение квалификации сотрудников и на развитие института, вуза, ТиПО, а не расходиться по карманам администрации.

Ужесточить требования к исполнению государственного заказа. Предлагаем принять во внимание прозвучавшие здесь предложения Альмуханова.

Второе. Решить вопрос о тесном взаимодействии и координации работы между Министерством образования и науки, Министерством труда и социальной защиты населения и отраслевыми министерствами.

Разработать систему мониторинга и прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах и механизмы реагирования на перемены. Без этих цифр невозможно ничего планировать, строить колледжи  мирового или немирового уровней, если мы не знаем базовых цифр.

Устранить противоречия в нормативно-правовой базе. Их много, и они сегодня все прозвучали.

Третье. Внести на рассмотрение Парламента страны закон о техническом и профессиональном образовании.

Регламентировать инновационную деятельность вузов, вопросы автономии организаций  образования.

Четвертое. Совместно с Национальной палаты предпринимателей разработать единую методику формирования профессиональных  стандартов, ориентированных на нужды работодателей. Взять за основу предложения Национальной палаты по формированию модели ее взаимодействия с системой образования.

Профориентация в школе (об этом тоже много говорили) - это очень серьезный вопрос. Можно пригласить  к сотрудничеству в этой работе господина Вассера и его Институт аккредитации. Думаю, что  с Национальной палатой предпринимателей вы построите хорошие деловые взаимоотношения.

Пятое. В вопросах финансирования образования депутаты выступают за достижение уровня стран  ОЭСР, но это не должно быть поводом к бездумному и  поспешному увеличению расходов государства на образование.

Практика показывает, что  в наших  условиях увеличение финансирования еще не означает улучшения качества, потому что  опять же нет достоверной статистики, поэтому нет достоверного  плана, ориентированного  на нужды экономики, на результат, а это главный вопрос.

Когда господин  Вассер выступал, он сказал о принципе PDCI(?) - «планируй, делай, проверяй, действуй». Это тот принцип, который должны взять на вооружение все эффективные менеджеры, в том числе из структуры государственного  управления. Когда у нас уже план  хромает, можете себе представить, что дальше происходит  по всей цепочке. 

Необходимо создать такую систему стимулирования, при которой предприятиям  будет выгодно вкладывать деньги в подготовку специалистов и при которых все участники  процесса (государство, работодатели, студенты) будут нести солидарную ответственность за качество образования.

Необходимо  прекратить практику бездумного  и нерационального  использования государственных  средств.

Мы ждем от министерства, от Правительства в целом завершения работы по профессиональным стандартам, соответственно базируясь на них,  у нас возникнут  новые  учебные программы на основе  статистических данных, появится новый классификатор профессий и тогда уже, наверное, появится хорошая добротная программа дальнейшего  усовершенствования системы образования.

Шестое. Система сертификации - основа получения рынком достоверной и регулярной информации о качестве подготовки кадров. Необходимо создать систему независимой оценки и сертификации  квалификации. Для этого передать  функции оценки уровня компетенции Национальной палате предпринимателей и обеспечить  переход от сертификации  выпускников к сертификации специалистов.

Необходимо ужесточить требования к высшему образованию через  введение требований о подтверждении диплома через 5 лет после работы по специальности, особенно  для получателей государственного гранта.

Стимулировать молодежь к получению  технического  образования через  предоставление выпускникам ТИПО, отработавшим по специальности 5 лет, преимущественного права на получение государственного гранта на высшее образование.

Поднять престиж  рабочих  профессий. Для этого  переориентировать в данном направлении государственный заказ, размещаемый в государственных  средствах массовой информации.

Құрметті әріптестер, құрметті парламенттік тыңдауларға қатысушылар! Бұл бүгін айтылған негізгі бағыттар. Бүгінгі талқыланған  проблемалар мен  ұсыныстар парламенттік тыңдаудың ұсыныстарында бейнесін табады. Біз барлық  министрліктерден және бәрінен бұрын  Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрлігінен,  Білім және ғылым министрлігінен білім беру жүйесін  еңбек нарығының қажеттеріне бағдарлау жөнінде жақсы ойластырылған стратегияны әзірлеудің нақты қадамдарын күтеміз.

Бүгінгі парламенттік тыңдаудың барлық катысушыларына, сонымен қатар ұйымдастырушыларға уақытша арнайы комиссияның төрағасы және мүшелері Бишімбаев Валихан Козыкеұлына, Ықсанова Гүлнәр Мұстахимқызына, Айсина Майра Арапқызына, Исімбаева Гүлмира Истайбекқызына, Жазылбеков Нұрлан Әбдіжаппарұлына, Бегентаев Мейрам Мұхаметрақымұлына, Бимендина Әсима Тимкенқызына, Ферхо Светлана Ивановнаға және Әбдіхалықова Гүлшара Наушақызы, Сәрінжіпов Аслан Бекенұлы, Дүйсенова Тамара Босымбекқызы,  Рау Альберт Павлович арқылы Үкіметке, Білім және ғылым министрлігінің қызметкерлеріне, Ұлттық кәсіпкерлер палатасына, жұмыс берушілер қауымдастықтарына, жоғары оқу орындары мен колледждердің басшыларына, сонымен бірге Мәжіліс Аппаратының басшылығына, аппарат бөлімдеріне, Мәжілістің Әлеуметтік-мәдени даму комитетінің қызметін қамтамасыз ету бөліміне, Баспасөз қызметіне, Қазақстан Республикасы Парламенті Шаруашылық басқармасының құрылымдық бөлімшелеріне шексіз ризашылығымды білдіруге рұқсат етіңіздер! Баршаңызға рақмет, аман-сау болыңыздар!

 

Поиск



www.akorda.kz
www.government.kz
www.religions-congress.org
http://adilet.minjust.kz/