Назарбаева Дарига
Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Уважаемые коллеги

Правительственный час на тему

«О проблемах и решениях по обеспечению школьников учебниками и учебно-методическими комплексами.»

 

Вступительное слово Заместителя

Председателя Мажилиса Парламента РК

Назарбаевой Д.Н.

 

 

Уважаемые коллеги!

 

Проведение сегодняшнего Правительственного  часа вызвано  многочисленными обращениями и жалобами родителей школьников, учителей относительно дефицита школьных учебников.

Ставшая, к сожалению, уже хронической, эта проблема требует принятия целой системы мер со стороны центральных и местных уровней власти.  Со стороны депутатов в течение сентября-октября месяцев текущего года было направлено на имя премьер-министра РК и министра образования 4 депутатских запроса. Комитет социально-культурного развития весной проводил расширенное заседание по вопросам нормативно-правового обеспечения образовательного процесса. Среди нерешенных проблем отрасли называлась и проблема несвоевременности обеспечения школьников учебниками и учебно-методическими комплексами.

Как Вы помните, 14 сентября текущего года в запросе депутата Бурханова прозвучало предложение к министру образования - ответить на вопросы устно на пленарном заседании.

Но данная проблема оказалась достаточно серьезной, причин ее возникновения - много, а комплекс мер по ее решению – зависит от субъектов образовательного и логистического процесса нескольких сфер и уровней управления. С целью выявления всех ошибок, их причин и выработки оптимального алгоритма действий, было принято решение заслушать вопрос в формате Правительственного часа. Это позволило нам сегодня пригласить представителей нескольких центральных и ряда местных исполнительных органов, а также субъектов рынка.

Сегодня мы надеемся прийти к согласованному и с правительством и акиматами решению хронической проблемы нехватки школьных учебников.

 Тема сегодняшнего Правительственного часа: «О проблемах и решении вопроса обеспечения школьников учебниками и учебно-методическими комплексами».

На правительственный час заместители акимов Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Северо-Казахстанской областей, г. Астаны.

 

 

Вступительное слово на казахском языке

 

Құрметті әріптестер!

 

Бүгінгі Үкімет сағатын өткізуге мектеп оқушыларының ата-аналары мен мұғалімдердің мектеп оқулықтарының жетіспейтіні жөніндегі көптеген өтініштері мен шағымдары себеп болды.

Өкінішке орай, қазірдің өзінде тұрақты сипат алып отырған бұл проблема орталық және жергілікті билік деңгейлері тарапынан тұтас шаралар жүйесін қабылдауды талап етеді. Үстіміздегі жылдың қыркүйек-қазан айларында депутаттар тарапынан ҚР премьер-министрінің және білім министрінің атына 4 депутаттық сауал жолданды.      Әлеуметтік-даму комитеті көктемде білім беру процесін нормативтік-құқықтық қамтамасыз ету мәселелері бойынша кеңейтілген отырыс өткізді. Саладағы шешімін таппаған проблемалардың арасында мектеп оқушыларын оқулықтармен және оқу-әдістемелік кешендерімен уақтылы қамтамасыз етпеу проблемасы да айтылды.

Естеріңізде бар болса, үстіміздегі жылдың                                     14 қыркүйегінде депутат Бұрхановтың сауалында білім министріне осы сұрақтарға жалпы отырыста ауызша жауап беру ұсынылған болатын.

Бірақ, бұл проблема мейлінше күрделі болып шықты. Оның пайда болу себептері де көп. Ал оны шешу жөніндегі шаралар кешені бірнеше саладағы және басқару деңгейіндегі білім беру және логистикалық процесс субъектілеріне байланысты болып отыр. Барлық кемшіліктерді, олардың себептерін анықтау мақсатында және оңтайлы іс-қимыл алгоритмін әзірлеу үшін осы мәселені Үкімет сағаты форматында тыңдау жөнінде шешім қабылданды. Бұл бүгін осы отырысқа бірнеше орталық және жергілікті атқарушы органдардың, сондай-ақ нарық субъектілерінің өкілдерін шақыруымызға мүмкіндік берді.

Бүгін біз мектеп оқулықтарының жетіспеу проблемасын шешу бойынша үкіметпен де, әкімдіктермен де өзара келісілген шешімге келерміз деп үміттенеміз.

 Бүгінгі Үкімет сағатының тақырыбы: «Мектеп оқушыларын оқулықтармен және оқу-әдістемелік кешендермен қамтамасыз ету проблемалары мен мәселелерін шешу туралы».

Үкімет сағатына Ақмола, Шығыс Қазақстан, Қостанай, Солтүстік Қазақстан облыстары, Астана қаласы әкімдерінің орынбасарлары шақырылды.

 

 

Вопросы депутата Назарбаевой Д.Н.

 

1.    Вопрос издательствам - Как складывается ценообразование на учебники? Какова доля разработки, доставки, тиражирования в расходах на один учебник? Какова примерно себестоимость учебника, и из чего складывается его розничная цена? Почему школам один и тот же учебник продается по одной цене, в розницу – по другой? А на рынке третья цена? И как вообще учебники попадают на рынки?

Справочно: примерная стоимость 1 учебника – от 580 до 900 тенге. 9-10% от стоимости – расходы на разработку (гонорары, дизайн, верстка). В специализированных магазинах стоимость книг может быть больше  в 2-3 раза.

Я считаю, что одной из самых больших проблем является то, что ни один из госорганов не поставил перед собой задачу проанализировать фактическую цену учебников.

 

2.    Вопрос акиматам – на конкурсах по доставке учебников побеждают компании, не имеющие ни достаточных ресурсов, ни опыта. Но как получается, что в нескольких регионах победило одно ТОО, имеющее всего один автомобиль. Ведь это уже сговор не на уровне области, а шире…

3.    Вопрос акиматам – депутаты предложили свой проект алгоритма действий. Что думаете Вы?  Как Вы видите механизм оптимального финансирования производства и доставки учебников из местного бюджета по срокам, принципам? Кто должен быть заказчиком – школы или управления образования?

4.    Вопрос министерству – есть ли ресурсы и необходимые инструменты у Комитета по контролю и надзору осуществлять мониторинг обеспеченности учебниками в регионах? Ситуация нынешней осенью показала, что ряд акиматов предоставлял недостоверные сведения.

 

 

 

Заключительное слово

Заместителя Председателя

Мажилиса Парламента РК

Назарбаевой Д.Н.

 

Уважаемые коллеги!

 

Сегодня мы услышали от министра образования и всех приглашенных  ответы на волнующие общество вопросы. Теперь мы совершенно четко представляем для себя все этапы процесса обеспечения учебниками. Понятно, что в каждом из этих звеньев на всех уровнях (центральном и местном), в отношениях с поставщиками работ и услуг возникают системные сбои. Самая серьезная проблема заключается в том, что практически все участники процесса считают, что виноваты  все, кроме них. Никто по сути не дает объективную оценку наносимого урона образованию наших детей. А министерство не берет на себя функцию основного координатора всего процесса.

Однако мы считаем, и я думаю, что мои коллеги меня поддержат, пришло время поставить жирную точку в этом вопросе.

Министерство образования и науки, другие заинтересованные министерства и ведомства, акиматы, издательства, должны принять исчерпывающие и действенные меры по выработке единого алгоритма действий, и - не разрозненно, а совместно.

Вопрос дефицита учебников должен быть снят с повестки дня раз и навсегда.

На мой взгляд, сегодня состоялся нелегкий, но довольно конструктивный разговор и все стороны практически согласовали принципиальные позиции, базовые основы вышеназванного алгоритма действий.

 

Заключительное слово на казахском языке

Құрметті әріптестер!

Бүгін біз білім министрінен және барлық шақырылған адамдардан қоғамды толғандырып отырған сұрақтардың жауабын естідік. Енді біз оқулықтармен қамтамасыз ету процесінің барлық сатыларын өте нақты түсініп алдық. Барлық деңгейлердегі (орталық және жергілікті) осы буындардың әрбірінде жұмыстар мен көрсетілетін қызметтерді берушілермен арадағы қарым-қатынаста жүйелі іркілістер туындап тұратыны түсінікті. Ең елеулі проблема мынада – осы процестің барлық дерлік қатысушылары мұндай кемшілікке өздерінен басқалардың бәрі кінәлі деп есептейді. Ешкім біздің балаларымыздың білім деңгейіне келтіріліп жатқан зиянға объективті баға бермейді. Ал министрлік бүкіл процестің негізгі үйлестірушісі функциясын өз мойнына алмай отыр. 

Алайда, біздің ойымызша, осы мәселеге тиянақты нүкте қоятын кез келді. Менің әріптестерім де осы сөзімді қолдайды деп ойлаймын.

Білім және ғылым министрлігі, басқа да мүдделі министрліктер мен ведомстволар, әкімдіктер, баспалар бұл мәселеде жан-жаққа тартпай, бірлесе отырып, біртұтас                       іс-қимыл алгоритмін жасау бойынша түбегейлі әрі пәрменді шаралар қабылдауға тиіс.

Оқулықтардың жетіспеу мәселесі күн тәртібінен біржола алып тасталуға тиіс.

Менің ойымша, бүгін ауыр да болса, мейлінше сындарлы әңгіме жүргіздік. Барлық тараптар жоғарыда аталған іс-қимыл алгоритмінің қағидаттық ұстанымдарын, базалық негіздерін келісіп алды деуге болады.

 

 

Поиск



www.akorda.kz
www.government.kz
www.religions-congress.org
http://adilet.minjust.kz/