Назарбаева Дарига
Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Заключительное слово Заместителя Председателя Мажилиса Парламента РК, Руководителя Фракции партии «Нур Отан» в Мажилисе Парламента РК

Заключительное слово Заместителя Председателя Мажилиса Парламента РК, Руководителя Фракции партии «Нур Отан» в Мажилисе Парламента РК

Назарбаевой Д.Н.

на тему: «Планирование и внедрение инноваций в программах недропользователей и увеличение казахстанского содержания в этих проектах»

21.10.14г. в 15:00, Конференц-зал

 

 

Уважаемые участники совместного заседания!

 

Мы сегодня услышали конструктивные предложения и считаем, что налаживание взаимодействия между депутатами, Правительством, недропользователями и общественностью позволят нам дальше совершенствовать внедрение передовых высокотехнологичных инновационных проектов в нефтяной отрасли и увеличения казахстанского содержания в этих проектах.

Это даст возможность укрепить эффективные производственные цепочки, сложившиеся за предыдущие годы, и в которые будут вовлечены десятки предприятий: энергетических, машиностроительных, инжиниринговых, что позволит создать новые рабочие места, будет генерировать спрос на научные исследования. Это чрезвычайно важно сегодня и будет способствовать подготовке квалифицированных кадров, производству сложного оборудования.

Есть несколько системных проблем, на которые хотела бы обратить внимание:

1. Необходимо проанализировать эффективность работы АО «Национальное агентство по развитию местного содержания NADLoC» по выполнению возложенных функций. Что нужно решить, чтобы агентство могло  вести единый мониторинг и контроль контрактных обязательств недропользователей по казахстанскому содержанию, создать единую базу казахстанских предприятий поставщиков товаров, работ и услуг для недропользователей, с указанием объемов и номенклатуры произведенных товаров, полного перечня и объемов выполненных работ и предоставленных услуг.

2. Насколько правомерно работает механизм выдачи сертификата «СТ-КZ», соразмерность стоимости оказания экспертных услуг при осуществлении экспертизы для получения сертификата, ответственность экспертов-аудиторов при выдаче сертификата о стране происхождении товара, факты получения сертификата лжепредприятиями.

3.  Правомерность закупа большого перечня товаров, через товарные биржи,  не включенных в перечень биржевых товаров, т.к. такой способ закупа товаров имеет определенных отрицательные моменты для казахстанских товаропроизводителей.

4. Достоверность представляемой недропользователями информации о выполнении контрактных обязательств о доле местного содержания в закупках товаров, работ и услуг, механизмы контроля за предоставлением такой информации, ответственность за ее достоверность. 

Вот далеко не полный перечень проблемных вопросов, над которыми нам нужно совместно поработать. Предлагаю доработать рекомендации по итогам совместного заседания Совета и экспертной группы с учетом всех высказанных предложений и замечаний.

Позвольте мне искренне поблагодарить всех  участников этого совещания, за ваши предложения, высказывания и за нашу продуктивную совместную работу.

Совет по экономической политике

 

Информация по развитию

местного содержания в области недропользования 

 

Учитывая, что Казахстан обладает богатыми природными ресурсами и относится к разряду ведущих нефтедобывающих государств мира, возникает множество аспектов в части рационального использования недр страны и применения такой политики, в которой процветание нации и ее безопасность ставится в приоритет.

Помимо этого, в рамках послания народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» отмечено, что вхождение Казахстана в число 30-ти развитых государств мира должно осуществляться посредством создания сильного обрабатывающего индустриального сектора.

В рамках создания условий для устойчивого развития отечественной индустрии, а также в преддверии вступления Казахстана в ВТО возникает потребность в стимулировании отечественного производства путем исполнения комплекса мер государственной поддержки, в том числе совершенствование законодательной базы, повышение уровня местного содержания и создание благоприятных условий для ведения бизнеса.

К одному из инструментов в таких мерах относится проведение мониторинга местного содержания в закупках государственных органов, национальных компаний, системообразующих предприятий, а также компаний – недропользователей.

Мониторинг закупок обеспечивает их прозрачность, и производится в целях своевременного получения полной информации по планам и закупкам товаров, работ и услуг и выработки мер по стимулированию и развитию национальной экономики.

В настоящее время мониторинг закупок осуществляется по следующему распределению:

·          государственные закупки - Министерством финансов РК;

·          закупки недропользователей нефтегазового сектора - Министерством энергетики РК;

·          закупки недропользователей твердых полезных ископаемых и закупки системообразующих предприятий - Министерством по инвестициям и развитию РК.

При этом сбор и обработка отчетов по местному содержанию в закупках субъектов государственных органов, недропользователей, концессионеров, национальных холдингов и национальных компаний осуществляется Министерством по инвестициям и развитию РК, а оператором является  Национальный институт в области развития местного содержания -
АО «Национальное агентство по развитию местного содержания NADLoC».

 

Согласно представленной субъектами мониторинга отчетности объем закупа товаров, работ и услуг недропользователей горнорудного и нефтегазового комплексов (без учета закупок АО ФНБ «Самрук-Казына») по итогам 2013 года составил 2 814,9 млрд. тенге, в том числе местное содержание на сумму 1 527,2 млрд. тенге (54,3 %). Из них, закуп:

· товаров - 710,6 млрд. тенге, в том числе местное содержание - 143,7 млрд. тенге (20,2%);

· работ - 877,9 млрд. тенге, в том числе местное содержание - 477,3 млрд. тенге (54,4%);

· услуг - 1 226,5 млрд. тенге, в том числе местное содержание - 906,2 млрд. тенге (73,9%).

За 2013 год доля закупок недропользователей горнорудного комплекса в общем объеме составила 25,8%, а нефтегазового сектора 74,2%.

Закупки крупных нефтегазовых компаний ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО), Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В. (КПО) и Норт Каспиан Оперейтинг Компани (НКОК) составили 45,9% в общем закупе недропользователей. Из них доля местного содержания в закупках товаров: ТШО – 5,0%; КПО – 9,9%; НКОК – 6,4%.

За 1 полугодие 2014 года общий объем закупа товаров, работ и услуг недропользователей горнорудного и нефтегазового комплексов (без учета закупок АО ФНБ «Самрук-Казына») составил 1 515,8 млрд. тенге, в том числе у казахстанских производителей закуплено на сумму 785,6 млрд. тенге (51,8%). Из них, закуп:

· товаров - 396,0 млрд. тенге, в том числе местное содержание – 75,4 млрд. тенге (19,0%);

· работ - 482,0 млрд. тенге, в том числе местное содержание – 277,0 млрд. тенге (57,5%);

· услуг - 637,8 млрд. тенге, в том числе местное содержание – 433,2 млрд. тенге (67,9%).

По итогам 1 полугодия 2014 года доля закупок недропользователей горнорудного комплекса в общем объеме закупа товаров, работ и услуг составила 25,5%, недропользователей нефтегазового сектора 74,5%.

Закупки компаний ТШО, КПО и НКОК составили 50,4% в общем закупе недропользователей. Из них доля местного содержания в закупках товаров: ТШО – 4,98%; КПО – 12,4%; НКОК – 1,23%.

По отчетным данным, в рамках обязательств по местному содержанию в кадрах и по обучению персонала наблюдается исполнение. (Сводная информация по закупу товаров, работ и услуг субъектов мониторинга по итогам 2013 года и 1 полугодия 2014 года представлена в приложении)

Таким образом, исходя из анализа отчетных данных видно, что местное содержание в товарах едва достигает 20%, а местное содержание в закупках товаров ТШО, КПО и НКОК – 5,9%. По работам и услугам – 57,5% и 67,9% соответственно.

За период реализации Программы казахстанского содержания на 2010-2014 годы доля местного содержания выросла от 48,2 % до 63%.

Вместе с тем необходимо отметить ряд проблемных вопросов, по которым требуется урегулирование:

1.                Отсутствие централизованного мониторинга по местному содержанию в закупках товаров, работ и услуг

Согласно Порядку, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 сентября 2010 года № 965, недропользователь предоставляет в уполномоченный орган в области нефти и газа годовую программу закупа товаров, работ и услуг, среднесрочную и долгосрочную программы закупа товаров, работ и услуг, отчет о приобретенных товаров, работ и услуг, отчет об исполнении обязательств по местному содержанию в кадрах.

Вместе с тем, в начале 2014 года Министерством нефти и газа Республики Казахстан в рамках объявленного конкурса №640394 объем работ по мониторингу местного содержания в контрактах на недропользование углеводородного сырья был передан недавно созданной частной коммерческой компании ТОО "Cloud Service".

В свою очередь, считаем данную практику неверной, так как выполнение столь важной работы различными фирмами может привести к нежелательным последствиям по причинам отсутствия соответствующего опыта и квалификации у данных компаний и как следствие предоставление недостоверных или не корректных сведений; отсутствия соответствующего контроля и мер государственного воздействия на данные частные компании; возможной коррупционной подоплеки и др.

Более того, на сегодня существует проблема в части низкого уровня достоверности либо непредставления развернутой информации по закупкам государственных органов и недропользователей нефтегазового сектора от Министерства финансов РК и Министерства энергетики РК соответственно. Что в свою очередь препятствует в выработке эффективных мер по увеличению местного содержания.

Следует подчеркнуть, что согласно Указу Президента Республики Казахстан от 27 января 2009 года №733 Министерство по инвестициям и развитию РК наделено функциями контроля и мониторинга закупок товаров, работ и услуг.

В этой связи, считаем целесообразным законодательно урегулировать вопрос централизации мониторинга по местному содержанию в закупках товаров, работ и услуг в рамках функций Министерства по инвестициям и развитию РК. В соответствии с пунктом 20) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» в постановление Правительства Республики Казахстан от 20 сентября 2010 года № 965 внести изменения в части обеспечения приема отчетности по местному содержанию в закупках товаров, работ и услуг недропользователей по контрактам на углеводородное сырье в государственной информационной системе «Реестр товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей», оператором по которой является Национальный институт в области развития местного содержания -
АО «Национальное агентство по развитию местного содержания NADLoC».

 

2.                Низкий уровень контроля за предоставлением недропользователями информации по закупкам товаров, работ и услуг и проведение работ направленных на НИОКР

При проведении проверок по контрактным обязательствам по местному содержанию недропользователей нередко обнаруживается, что недропользователями указывается завышенная доля местного содержания в товарах, которая не соответствует данным, указанным в сертификатах СТ-КЗ.

Выявлены случаи непредставления или скрытия информации о закупаемых товарах, работах и услугах в предоставляемых отчетах, т.е. закупки проводятся без применения или с нарушениями норм Правил приобретения товаров, работ и услуг, утвержденных Правительством Республики Казахстан.

Достоверность информации по отчетности, представляемой недропользователями можно проверить только путем проведения проверок документов по итогам проведенных закупок, заключенных договоров на поставку и сопроводительных документов к ним.

Кроме того следует отметить, что в рамках контрактных обязательств также предусмотрены требования по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам (НИОКР) (1% от совокупного дохода). Однако, на сегодня отсутствует механизм по целевому направлению, контролю и выделению денежных средств недропользователями на НИОКР.

В этой связи, необходимо усилить контроль за предоставлением недропользователями информации о доле местного содержания в закупках товаров, работ и услуг, в частности предусмотреть широкомасштабные проверки недропользователей на предмет достоверности представляемой информации по исполнению контрактных обязательств.

Предусмотреть в законодательстве ответственность за предоставление недостоверной информации о доле местного содержания в закупках, а также заключение дополнительных соглашений к контрактам на недропользование с учетом штрафных санкций за неисполнение обязательств по контрактам на недропользование в части местного содержания.

С целью стимулирования производства товаров для нужд недропользователей необходимо включить в обязательства недропользователей обязательство по созданию новых востребованных производств и инвестиции в существующие производства.

Кроме того, необходимо законодательно предусмотреть механизм по целевому направлению, контролю, выделению денежных средств недропользователями на НИОКР.

 

3.                Закупки недропользователей через товарные биржи.

В настоящее время, многими недропользователями страны приобретается неограниченный перечень товаров, в огромном количестве и по различным товарным позициям через товарные биржи.

Так, в рамках анализа закупок компаний - недропользователей горнорудного комплекса выявлено:

-                     по итогам 2013 года было закуплено товаров на сумму 345,8 млрд. тенге, из них через товарные биржи закуплено товаров на сумму 71,7 млрд. тенге, т.е. 20,7 % от суммы закупа;

-                     по итогам первого полугодия 2014 года закуп товаров составил 193,6 млрд. тенге, в том числе через товарные биржи закуплено товаров на сумму 40,3 млрд. тенге, т.е. 20,8 % от суммы закупа.

Такой способ закупок имеет ряд отрицательных факторов для казахстанских производителей, в частности:

·                   не обеспечивается исполнение требований по транспарентности закупок в связи с проведением прямых сделок путем сговора заказчика, поставщика и биржевых посредников;

·                   не обеспечивается применение существующих инструментов поддержки отечественных товаропроизводителей, включающих в себя условные скидки при участии в закупочных процедурах недропользователей, т.к. отсутствует их законодательное закрепление;

·                   согласно обращений отечественных товаропроизводителей, когда недропользователи закупают товары через товарные биржи, отечественные производители не имеют возможности отслеживать закуп через товарные биржи, так как недропользователи не размещают информацию о закупках через товарные биржы в средствах массовой информации;

·                   недропользователи имеют возможность закупить продукцию у любого поставщика, в том числе у нерезидента Республики Казахстан по тем товарным позициям, по которым в республике налажено отечественное производство;

·                   такой закуп осуществляется в обход имеющейся государственной информационной системы «Реестр товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей», что негативно сказывается на достоверности результатов мониторинга местного содержания.

В этой связи, считаем целесообразным исключить способ закупа через товарные биржи для недропользователей либо ограничить закупки недропользователей через товарные биржи по аналогии с государственными закупками, то есть закупки товаров через товарные биржи осуществлять в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах, но только по перечню биржевых товаров, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2011 года №375 «Об утверждении перечня биржевых товаров и минимального размера представляемых партий, которые реализуются через товарные биржи».

 

4.                Совершенствование системы выдачи сертификата «СТ-KZ»

В настоящее время основными проблемами в части процедуры осуществления экспертизы и выдачи сертификата «СТ-KZ» можно определить:

1.                 Получение сертификата «СТ-KZ» лжепредприятиями и отсутствие контроля по выдаче.

В результате возникают случаи, когда в закупках участвуют предприниматели, не имеющие производственной базы, а только реализующие импортную продукцию, т.е. перекупщики. При этом в рамках закупок такие перекупщики имеют возможность использовать преференции, в виде условных скидок.

С целью недопущения получения сертификата «СТ-KZ» лжепредприятиями, а также усиления контроля по выдаче предлагается ужесточить административную ответственность экспертов-аудиторов и передать функции по оформлению, удостоверению и выдаче сертификата о происхождении товара в уполномоченный орган в области технического регулирования.

2.                 Также, один из поднимаемых вопросов является высокая стоимость проведения экспертизы. Для предприятий производящих несколько видов продукции, получение сертификатов на каждый товар является затратным. В конечном счете данные затраты накладываются на стоимость конечной продукции, тем самым снижая конкурентоспособность отечественной продукции.

В этой связи предлагается законодательно урегулировать стоимость оказания экспертных услуг в виде определенного тарифа, либо определения ценового коридора – минимум-максимум и т.п.

5.                Отсутствие обязательств по исполнению местного содержания в рамках соглашений о разделе продукции (СРП).

В ноябре 2013 года между Правительством РК и ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве (далее – Меморандум), в котором предусмотрены обязательства по увеличению доли местного содержания в Проекте от 32% до 44%.

В соответствии с Меморандумом создана Экспертная группа (далее - ЭГ), основной задачей которой, является достижение доли местного содержания в Проекте будущего расширения ТШО, передача казахстанским подрядчикам и поставщикам передового опыта, стимулирование создания СП с казахстанскими компаниями, а также повышение уровня квалификации и занятости казахстанских работников.

В целях развития местного содержания в рамках СРП необходимо провести работу по увеличению доли местного содержания в крупных нефтегазовых и горнорудных проектах Республики Казахстан и обеспечить максимальное вовлечение отечественных производителей в реализацию данных проектов.

 

6.                Создание единой базы поставщиков товаров, работ и услуг для организации закупок крупных нефтегазовых компаний (ТШО, КПО и НКОК).

Каждый крупный оператор проектов нефтегазового сектора формирует свою Базу данных потенциальных поставщиков. Так, предварительный отбор потенциальных поставщиков производится на основе внутренних предквалификационных требований и международных стандартов.

Однако определенные предквалификационные процедуры являются затруднительными для отечественных компаний. Кроме того, у каждой крупной нефтегазовой компании определены свои критерии, что является еще одним барьером для участия в закупках.

Вместе с тем, к негативным аспектам таких процедур можно также отнести отсутствие:

1) гласности и прозрачности процесса закупок;

2) добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков;

3) поддержки казахстанских производителей ТРУ.

В этой связи, считаем необходимым формирование единой базы поставщиков товаров, работ и услуг, для его использования крупными операторами в сфере недропользования, что даст возможность полноправного участия казахстанских производителей в закупках.

 

7.                По вопросу применения офсетных соглашений.

В условиях интеграционных процессов, перед отечественным производителем встает задача выдержать конкуренцию на внутреннем рынке и суметь конкурировать на рынках стран ТС и ВТО.

Нашим производителям необходимо принять эффективные меры по ускоренной модернизации производства, повышению конкурентоспособности, развитию обрабатывающей промышленности, что станет важным фактором успешной интеграции нашей страны в мировое сообщество.

В этой связи, в рамках ВТО необходимо предусмотреть комплекс защитных мер государственной поддержки для отечественного производства. Одним из таких мер поддержки является развитие офсетных соглашений, т.е. необходимо принять закон, регулирующий офсетную политику, посредством которого можно добиться увеличения локализации производств, создать совместные предприятия по производству высокотехнологичной продукции, передаче технологий, ремонту и сервису поставляемого оборудования, включая обучение местного персонала.

Из стран-членов ВТО офсетные соглашения применяются в следующих странах: Канада, Великобритания, Франция, Германия, Швеция, Япония, Корея, Израиль, Сингапур, Швейцария, Италия и Испания.

* * *

На основании вышеизложенного считаем необходимым провести работу по усовершенствованию законодательной базы в области закупок недропользователей и провести следующий комплекс мер:

1.                 Осуществить централизацию мониторинга закупок недропользователей, государственных органов, национальных компаний и системообразующих предприятий в рамках функций Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан. (В ведении Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан находится национальный институт развития в области развития местного содержания - АО «Национальное агентство по развитию местного содержания NADLoC», который на сегодняшний день имеет определенные ресурсы и возможности для решения указанных вопросов, в том числе осуществление поддержки государственной информационной системы по мониторингу закупок).

2.                 Усилить контроль за предоставлением недропользователями информации о доле местного содержания в закупках товаров, работ и услуг, в частности провести широкомасштабные проверки недропользователей на предмет достоверности представляемой информации по исполнению контрактных обязательств.

3.                 Разработать механизм по целевому направлению, контролю, выделению денежных средств недропользователями на НИОКР.

4.                 Исключить закупки недропользователей через товарные биржи либо ограничить в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах, то есть осуществлять закупки недропользователей через товарные биржи только по перечню биржевых товаров.

5.                 Передать функции по оформлению, удостоверению и выдаче сертификата СТ-КЗ в уполномоченный орган в области технического регулирования и обеспечения единства измерений и ужесточить административную ответственность экспертов-аудиторов.

6.                 Провести работу по увеличению доли местного содержания и обеспечить максимальное вовлечение отечественных производителей в реализацию крупных нефтегазовых и горнорудных проектах Республики.

7.                 Предусмотреть формирование единой базы поставщиков товаров, работ и услуг для закупок ТШО, КПО и НКОК.

8.                 Принять закон Республики Казахстан, регулирующий офсетную политику.

 

 

 

 

Поиск



www.akorda.kz
www.government.kz
www.religions-congress.org
http://adilet.minjust.kz/