Назарбаева Дарига
Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Аналитическая информация

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

О ХОДЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-

КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА  В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

В своем Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе» Глава государства поставил задачу по проведению масштабной модернизации коммунального сектора, созданию оптимальной модели жилищных отношений. В 2011 году была принята Программа модернизации ЖКХ до 2020 года, на реализацию которой планируется направить более одного триллиона тенге.

Программа нацелена на разработку и принятие мер для проведения модернизации коммунальной инфраструктуры, создание оптимальной модели жилищных отношений, повышения качества предоставляемых жилищно- коммунальных услуг населению, а также позволит посредством создания специальных механизмов финансирования обеспечить проведение ремонта общего имущества объектов кондоминиумов, включая термомодернизацию.

Реализация программы планируется в 2 этапа в разрезе определенных задач:

1  этап: 2011-2015 годы

2   этап: 2016-2020 годы

В рамках программы предусмотрено, что за счет всех источников финансирования за 10 лет в РК будет восстановлено более 81 тыс. км сетей тепло-, электро- и газоснабжения. То есть обновлению подлежит до 50% коммуникаций. В целом модернизация коммунальных систем в Казахстане будет производиться как с помощью бюджетных средств, так и тарифов, посредством реализации инвестиционных планов предприятий.

Одной из основных мер программы является проведение ремонта многоквартирных жилых домов с элементами термомодернизации.1 При правильном целенаправленном проведении этих работ затраты жителей по теплопотреблению снизятся почти в 2 раза. Кроме того, в рамках программы запланирован большой объем работ по проведению ремонта инженерных сетей. Это тоже должно способствовать значительной экономии энергоресурсов.

В 2011-2012 годах ремонт многоквартирных домов производится по двум механизмам:

                Первый механизм ориентирован на проведение капитального ремонта многоквартирных домов с элементами термомодернизации. Средства из республиканского бюджета направляются в местные исполнительные органы власти, которые в последующем осуществляют капитализацию акционерных обществ, которые на деле становятся региональными институтами развития. После выбора подрядчика обращаются в СПК за кредитованием. По завершении ремонтных работ наступает процесс возврата денежных средств.

                Второй механизм ориентирован на проведение текущего ремонта многоквартирного жилого дома с элементами термомодернизации. Первоначально средства для реализации программы выделялись в виде трансферта, то есть деньги из республиканского бюджета были выделены на беспроцентной основе. В последующем эти средства будут направляться в форме кредитов из республиканского бюджета в местные исполнительные органы, которые по той же схеме организовывают проведение ремонтных работ и обеспечивают возврат средств, затраченных на ремонт.

       С 2013 года ремонт многоквартирных домов производится по одному механизму.

Из республиканского бюджета будут выделены целевые трансферты местным исполнительным органам областей, городов Астана и Алматы, которые будут направлены на капитализацию специализированной уполномоченной организации с участием государства. Специализированная уполномоченная организация производит ремонт общего имущества с возможностью привлечения субподрядчиков. По завершении ремонтных работ наступает процесс возврата денежных средств.

В целом, реализация Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства позволит к 2015 году модернизировать 24,4 тысяч км сетей, из которых 1,1 тысяч км тепловых сетей, 3 тысячи км газовых сетей и 20,3 тысяч км электрических сетей, а также снизить долю объектов кондоминиума, требующих капитального ремонта с 32 до 22%.

Краткая характеристика текущего состояния и проблемы ЖКХ

На сегодняшний день ситуация в секторе ЖКХ выглядит следующим образом. Общая протяженность инженерных коммуникаций в Казахстане составляет около

210 тысяч км. Большинство сооружений и сетей системы ЖКХ были введены или капитально отремонтированы более 40 лет назад, а некоторые из них в строю с 1905-1947 годов. Исходя из нормативного срока надежной эксплуатации в 25 лет, около 63% сетей требуют серьезного обновления или полной замены. В результате чего из-за недостаточного финансирования и физического износа основных фондов организаций объекты ЖКХ в большинстве областей работают не в эксплуатационном, а в аварийно-восстановительном режиме.

 

Водоснабжение

Отрасль водоснабжения находится в весьма плачевном состоянии: ежегодно в сетях происходит 25-30 тыс. аварий. Общая протяженность водопроводных сетей в 2013 году составила 60,9 тыс. км, при этом 14,8 тыс. км или 24,3% нуждается в замене. Наиболее остро проблема стоит в г. Астана, где необходимо менять более половины всех водопроводных сетей, что составляет 478,3 км из общих 834,6 км. Наименьший показатель зарегистрирован в г. Алматы, замене подлежат всего лишь 12,9 км или 0,5% от общего объема водопроводных сетей, составляющий 2,8 тыс. км.

Доля водопроводных сетей, нуждающихся в замене по регионам

г. Астана

51,2 %

Павлодарская

40,5 %

Восточно-Казахстанская

39,9 %

Северо - Казахстанская

39,5 %

Карагандинская

34,4 %

Алматинская

32,2 %

Жамбылская

31, 9 %

Костанайская

31,6%

Акмолинская

23,6%

Мангистауская

23 %

Актюбинская

20,8%

Западно-Казахстанская

17,5%

Атырауская

 

12,0%

Кызылординская

9,6 %

Южно-Казахстанская

8,2%

г. Алматы

0,5 %

Однако по уровню объемов потерь воды лидирует южная столица, из поданных 139,6 млн. куб.м воды, до потребителей не дошло 58,9 млн. куб.м. При этом за последние 10 лет показатель возрос, Астана же, как и общереспубликанский показатель демонстрирует обратную динамику, снизив объемы утечек с 48,1% до 25%, что составляет 15,5 млн. куб.м из общего объема в 60,1 млн. куб.м.

 

Электроснабжение

В сфере электроснабжения самая высокая по всему коммунальному сектору доля сетей, требующих ремонта. Кроме того, требуется ремонт трансформаторных подстанций внутридомовых распределительных устройств и сетей. При этом в сфере электроснабжения по сравнению с другими системами коммунального хозяйства наиболее высокий уровень обеспеченности приборами учета.

Технологическая отсталость существующего электрооборудования (трансформаторные подстанции, внутридомовые распределительные устройства, сети), а также низкая их энергоэффективность, является одной из причин технических и коммерческих потерь электрической энергии, что является следствием недостаточного применения новых технологий (энергоэффективное оборудование, самонесущий изолированный провод, автоматизированные системы учета ресурсов и энергии).

В 2011 году объем отпущенной потребителям электроэнергии составил 81,7 млрд. кВт.ч, при этом потери в электросетях составили 6,5 млрд. кВт.ч.

Теплоснабжение

Система теплоснабжения характеризуется крайне низким уровнем обеспеченности приборами учета. Из-за отсутствия должного учета невозможно определить уровень фактического расхода и потребления тепловой энергии.

Общая протяженность тепловых сетей составляет 12,2 тыс. км, из них 63 % нуждаются в замене.

 

Электроснабжение

Вместе с тем, в сфере электроснабжения самая высокая по всему коммунальному сектору степень износа и доля сетей, требующих ремонта. По данным органов статистики в 2013 году потери электроэнергии по республике составили порядка 7 тыс. мВт/час или 7 %. Вместе с тем, по информации местных исполнительных органов фактические потери электроэнергии достигают до 25-30%. Так, при общей протяженности электрических сетей 0,4 кВ по республике 133,6 тыс. км, средний износ составляет - 73% или 97,6 тыс. км. сетей необходимо реконструировать или заменить. Кроме этого, требуется ремонт трансформаторных подстанций и распределительных пунктов 10/0,4 кВ, внутридомовых распределительных устройств и сетей.

 

Газоснабжение
      Общая протяженность газовых сетей в целом по республике составляет 27,3 тыс. км, из них 33,7 % (9,2 тыс. км) находятся в коммунальной собственности, 66,3 % в частной собственности (18,1 тыс. км). При этом, 54 % от общей протяженности сетей нуждается в замене и ремонте.
     
         За 2011-2013 годы за счет всех источников финансирования (РБ, МБ, собственные средства) модернизировано порядка 16 тыс. км сетей газо-, электро- и теплоснабжения.

Из республиканского бюджета было выделено 34,2 млрд. тенге на реализацию 124 проектов, что позволило реконструировать 1906 км инженерных сетей, в том числе сети теплоснабжения – 252 км, электроснабжения – 718,1 км, газоснабжения – 935,8 км, 20 котельных мощностью до 100 Гкал/ч и 1 проект по ТБО.

Улучшено теплоснабжение 24 населенных пунктов (из них 17 городов и 7 СНП), электроснабжение 20 населенных пунктов (из них 6 городов и 14 СНП), газифицировано 18 населенных пунктов (из них 3 города и 15 СНП).

Количество сельского населения с качественным теплообеспечением составило порядка 47,6 тыс. чел., улучшено электроснабжение 94,5 тыс. чел., обеспечено газом 33,3 тыс. чел.

 

На 2014 год по 038 бюджетной программе на развитие коммунального сектора предусмотрено 20 806,5 млн. тенге для реализации 57 проектов (по теплоснабжению – 12 проектов на сумму 6 122,5 млн. тенге, газоснабжению – 20 проектов на сумму 5 884,7 млн. тенге, электроснабжению – 14 проектов на сумму 1 281 млн. тенге и 11 котельных до 100 Гкал/ч на сумму 7 518,2 млн. тенге).

Это позволит улучшить теплоснабжение 18 населенных пунктов (из них 5 городов и 13 СНП), электроснабжение 14 населенных пунктов (из них 2 городов и 12 СНП), а также газифицировать 24 населенных пунктов (из них 1 город и 23 СНП).

Количество сельского населения с качественным теплообеспечением составит порядка 68,2 тыс. чел., будет улучшено электроснабжение 113,9 тыс. чел. и обеспечено газом 96,9 тыс. чел.

Будет построено и реконструировано 658 км инженерных сетей, в том числе сети теплоснабжения – 74 км, электроснабжения – 101 км, газоснабжения – 483 км и 11 котельных мощностью до 100 Гкал/ч.

 

Заключение

Долгие годы за коммунальный сектор никто не хотел брать ответственности, ЖКХ было обделено финансовым вниманием, как со стороны государства, так и со стороны собственников. Но сейчас, когда начинают выходить из строя коммунальные сети и устаревшее оборудование на станциях, наконец, происходит осознание того, что необходимо предпринимать меры на государственном уровне. Поэтому принятая программа масштабной модернизации и развития жилищно- коммунального хозяйства до 2020 года весьма актуальна.

Одной из основных задач Программы является снижение доли объектов кондоминиума, требующих капитального ремонта с 32% в 2010 году до 22% к 2015 году, к 2020 году до 12%. В настоящее время доля объектов кондоминиума, требующих ремонта, снижена до 28%.

По первому механизму из республиканского бюджета акиматам было выделено 5 млрд. тенге для капитализации социально-предпринимательских корпораций, освоено 4,9 млрд. тенге или 99%. По итогам 2012 года из 335 запланированных домов ремонт завершен в 327 домах.

В свою очередь, по второму механизму из республиканского бюджета акиматам было выделено 5,5 млрд. тенге для кредитования специализированных уполномоченных организаций. Освоение средств составляет 5,5 млрд. тенге или 100%. Из 447 запланированных домов ремонт завершен на всех объектах.

В целом Программой планируется модернизировать жилье во всех регионах, но на текущий момент работа активно проводится лишь в некоторых из них, в т.ч. Актюбинской, Карагандинской, Южно-Казахстанской областях и в городе Астана.

На сегодняшний день в Казахстане насчитывается около 105,1 тысяч многоквартирных домов, из которых порядка 28% требуют капитального ремонта, что примерно составляет чуть больше 120,1 млн. кв. метров жилья. При этом программой планируется отремонтировать чуть больше 11 тысяч. Соответственно возникает вопрос, способна ли Программа при нынешних темпах модернизации перекрывать весь объем ветхого и нуждающегося в ремонте жилья, который из года в год в силу естественных процессов будет только увеличиваться.

Кроме того, нет механизма учета и оценки эффективности использования бюджетных средств. Так, только за последние 3 года из государственного бюджета было выделено порядка 150 млрд. тенге. В модернизацию вовлечены средства и государственных органов, и монополистов, а теперь и самих жителей, а в результате картина не сильно изменилась, проблемы остаются, а до конца программы еще чуть больше двух таких трехлеток, способна ли она будет изменить складывающуюся ситуацию.

Необходимо также отметить и проблему качества предоставляемых услуг управляющих компаний многоквартирных домов. Одной из главных задач реформы ЖКХ было обеспечение условий для возникновения конкуренции на рынке ЖКХ, что в свою очередь является залогом высокого качества жилищно- коммунальных услуг и справедливых тарифов. Однако, сфера ЖКХ пока не избалована вниманием бизнеса, необходимы привлекательные условия.

Основные проблемы:

-низкая активность собственников жилья в управлении объектом кондоминиума;

-неудовлетворенность владельцев квартир деятельностью части органов управления объектами кондоминиумов;

-сосредоточение функций управления и содержания объекта кондоминиума в деятельности органов управления;

-слабая практика накопления денежных средств на капитальный ремонт общедомового имущества;

-отсутствие механизмов доступного кредитования органов управления объектами кондоминиума на ремонт общего имущества;

-низкий уровень собираемости платежей за услуги по управлению и содержанию общего имущества объекта кондоминиума;

-недостаточный уровень использования механизма предоставления жилищной помощи;

-высокий уровень потребления энергоресурсов.

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Совета по региональной политике и работе с маслихатами

при Фракции партии «Нұр Отан» в Мажилисе

Парламента Республики Казахстан

(по итогам заседания Совета на тему: «О ходе модернизации жилищно-коммунального хозяйства в Республике Казахстан»)

                   Заслушав и обсудив информацию Министерства национальной экономики Республики Казахстан, выступления секретаря Астанинского городского маслихата министерства финансов, депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, представителей неправительственных организаций, Совет по региональной политике и работе с маслихатами при фракции партии «Нұр Отан» в Мажилисе Парламента Республики Казахстан РЕКОМЕНДУЕТ:

Правительству Республики Казахстан, Министерству Национальной экономики Республики Казахстан:

1. Внести предложение по разработке нового Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании жилищно-коммунального хозяйства», который будет рамочным в отношении отраслевых законов, предусмотрев в нем разграничения компетенций государственных органов, цели, принципы, направления и механизмы государственного регулирования жилищно-коммунального хозяйства;

2. Внести предложение по разработке Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» в новой редакции, предусмотрев в нем усиление ответственности собственников квартир, меры государственной поддержки сервисных компаний, введения понятия отчислений на реновацию многоквартирных жилых домов; 

3. Разработать эффективную систему управления и эксплуатации многоквартирных жилых домов с учетом международного и отечественного опыта;

4. Рассмотреть возможность получения специализированными уполномоченными организациями, занимающихся реализацией мероприятий по модернизации жилищно-коммунального хозяйства, разрешения на занятие иной деятельностью, которая позволяла бы получать доходы, либо предусмотреть в Единой бюджетной классификации бюджетную программу на содержание данных организаций за счет средств бюджета;

5. Определить одним из главных качеств ремонта многоквартирных жилых домов снижение энергопотребления домов, предусмотрев меры по стимулированию собственников квартир (помещений) к снижению энергопотребления;

6. Обеспечить своевременное финансирование мероприятий по модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан;

Министерствам национальной экономики, финансов Республики Казахстан, местным исполнительным органам:

7. Обеспечить жесткий контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств по ремонту многоквартирных жилых домов, с учетом определения причин и конкретных виновников в случае некачественного и несвоевременного исполнения, а также выработки мероприятий по их устранению;

8. Обеспечить исполнение конечных индикаторов и показателей мероприятий по модернизации жилищно-коммунального хозяйства в строго установленные сроки;

9. Рассмотреть возможность проведения ремонта домов на основании сметных расчетов утвержденных органами управления объектов кондоминиума и жилищными инспекциями;

10. Для уменьшения себестоимости ПСД организовать работу проектно-сметной группы, либо института в зависимости от объема расчета, которая разработает стоимость всех видов технологических процессов в данной области или города с привязкой к местным условиям;

11. Усилить разъяснительно-агитационную работу с собственниками помещений (квартир) по вопросам капитального ремонта многоквартирных жилых домов с привлечением органов управления объектами кондоминиума (управляющие компании, КСК), инициативных групп, старших  по домам и подъездам;

12. Активизировать работу по возврату средств собственников помещений (квартир) для дальнейшего  проведения ремонтных работ.

 

 

 

Поиск



www.akorda.kz
www.government.kz
www.religions-congress.org
http://adilet.minjust.kz/