Назарбаева Дарига
Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Защита интересов малого и среднего бизнеса

Защита интересов малого и среднего бизнеса. Этот вопрос рассмотрели сегодня в Мажилисе с участием вице-спикера Палаты Дариги Назарбаевой.
Говоря о предпринимательстве, председатель профильного Комитета Мажилиса Сейтсултан Аимбетов отметил, что 16 мая т.г. вступил в силу Закон "О разрешениях и уведомлениях".
Данный акт разработан в целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 27 января 2012 года "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана" и Указа Президента Республики Казахстан от 27 февраля 2014 года "О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан", – отметил, приветствуя участников заседания.
В ходе работы над законопроектом депутатами внесены поправки, направленные на приведение норм в соответствие с законодательством, а также уточнение отдельных норм и улучшение содержание законопроекта.
Однако, несмотря на это, тяжесть административного бремени по-прежнему остается сдерживающим фактором для развития предпринимательства в стране. И сегодняшнее заседание Комитета по экономической реформе и региональному развитию посвящено обсуждению дальнейших мер по защите малого и среднего бизнеса.
О работе в этом направлении Министерства регионального развития депутатам доложил вице-министр Серик Жумангарин (тезисы):
27 февраля этого года Главой государства подписан Указ "О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности", в соответствии с которым до конца года введен мораторий на проверки.
Указом предусмотрено внести в Парламент следующие проекты законов:
– "О разрешениях и уведомлениях" (до 1 апреля 2014 года);
– "О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан" (до 1 сентября 2014 года);
– "О саморегулировании" (до 1 января 2015 года).
Также в мае этого года Правительством была принята Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года.
В соответствии с отдельными поручениями Главы государства внедряются принципы "YellowPagesRules" и проводится работа по улучшению индикаторов рейтинга Всемирного банка "DoingBusiness".
В соответствии с Указом Президента "О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности" предусматривалась разработка и внесение в Парламент до 1 апреля 2014 года проекта Закона Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях". Это поручение исполнено. Закон был подписан Президентом.
Данным законом утвержден единый перечень разрешений для бизнеса и любое новое разрешение сможет появиться только посредством внесения изменений в этот закон. Для введения разрешения государственные органы инициаторы должны будут провести процедуру публичного анализа регуляторного воздействия вводимого разрешения и получить одобрение Межведомственной комиссии при Правительстве.
Принятие закона поставило барьер для новых необоснованных разрешений, а также позволяет оценивать эффективность существующих разрешений.
Данный закон разработан на основе анализа мирового опыта, в том числе опыта наших соседей по СНГ.
Законом предусматривается классификация разрешений в зависимости от объектов регулирования и категоризация по степени опасности регулируемой деятельности.
И уже до конца этого года совместно с Агентством связи и информации будет завершена автоматизация выдачи всех разрешений.
Законом предусматривается отмена всех разрешений, которые не будут автоматизированы в установленные сроки.
Также Указом Президента с 2 апреля текущего года до 1 января 2015 года прекращены все проверки субъектов малого и среднего предпринимательства.
За этот период Правительство должно обеспечить переход на организацию проверок на основе оценки рисков с отказом от плановых проверок. Это означает переход от планового контроля за всеми субъектами рынка к проверкам только потенциально опасных субъектов, по которым велика вероятность наличия нарушений действующего законодательства.
Для этого, Указом предусматривается разработка и внесение в Парламент проекта закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан" до 1 сентября 2014 года. В рамках этого законопроекта будет регламентированы следующие вопросы:
1. переход от плановых проверок на организацию проверок на основе оценки рисков, а также введение возможности страхования ответственности субъектов предпринимательства как альтернативы проверкам;
2. сокращение требований, подлежащих проверке при осуществлении государственного контроля и надзора;
3. упрощение процедур ликвидации МСБ;
4. усиление роли Национальной палаты предпринимателей, в том числе введение института уполномоченного по правам предпринимателей;
5. реализация предложений бизнес-сообщества, выработанных в процессе ревизии законодательства на предмет выявления инертных норм.
На данный момент законопроект разработан и проходит процедуру согласования с государственными органами.
25 июня этого года мы провели общественные слушанья по этому законопроекту.
В рамках разработки законопроекта проведен анализ сфер государственного контроля и надзора с целью разделения их на следующие группы:
Первая группа – это сферы, где будет введен особый порядок проверок ввиду высокой опасности объектов регулирования. Например, возможно сохранить периодический контроль в таких сферах как атомная энергетика, оборот оружия, наркотиков и взрывчатки, а также в отношении объектов высокого эпидемиологического и промышленного риска. Отбор в эту группу будет осуществляться Межведомственной комиссией по вопросам регулирования предпринимательской деятельности.
Это будет самая немногочисленная группа.
Вторая группа – это сферы контроля, в которых имеется достаточная отраслевая статистика и отчетность для осуществления камерального контроля и отбора к проверке потенциальных нарушителей.
К третьей группе будут отнесены те сферы государственного контроля, где можно полностью уйти от плановых проверок и перейти на внеплановые проверки по конкретным фактам нарушений прав и законных интересов граждан.
В отношении субъектов четвертой группы будут проводиться только иные формы контроля без посещения и без применения мер административного воздействия.
Также в рамках разработки законопроекта были проанализированы и сокращены требования, подлежащие проверке при осуществлении государственного контроля и надзора, предъявляемые к субъектам предпринимательства.
Для последующей реализации законопроекта требуется провести большую работу, а именно:
совместно с Администрацией Президента утвердить методику формирования государственными органами системы оценки рисков;
законодательно закрепить возможность страхования ответственности субъектов предпринимательства как альтернативы проверкам субъектов предпринимательства.
Параллельно с этой работой будут выработаны подходы к автоматизации процедур, связанных с осуществлением государственного контроля и надзора с целью исключения человеческого фактора и получения максимально объективной статистики проверок.
Для упрощения процедур ликвидации субъектов МСБ законопроектом предусматривается введение возможности ликвидации на основе аудиторских заключений и ликвидация индивидуальных предпринимателей в уведомительном порядке.
В рамках усиления Национальной палаты предпринимателей создается институт уполномоченного по правам предпринимателей, так называемый бизнес-омбудсмен.
Отдельным блоком законопроекта являются поправки выработанные в процессе ревизии действующего законодательства на предмет отмены норм, препятствующих развитию бизнес в Казахстане. Эта работа проведена в соответствии с отдельными поручениями Главы государства.
По результатам ревизии законодательства совместно с НПП и государственными органами выработаны рекомендации по внесению более 300 поправок в законодательство, которые также будут предусмотрены в законопроекте.
В частности проведено три этапа ревизии, в рамках которых рассмотрено около 600 предложений бизнес сообщества.
Справочно: Нормы, отрицательно влияющие на развитие бизнеса, выявлены в нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере государственных закупок, строительства, перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом, в законах о конкуренции, о пожарной безопасности, о платежах и переводах денег; в Кодексе об административных правонарушениях, Земельном, Налоговом и Трудовом Кодексах, а также в договоре о Таможенном Кодексе Таможенного союза и других нормативных правовых актах.
В целях исключения норм, отрицательно влияющих на развитие бизнеса, будут внесены изменения следующего характера:
1) в Экологический кодекс Республики Казахстан в части отнесения видов деятельности, не относящихся к классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, к объектам IV категории вместо II и исключения выдачи разрешения на эмиссии в окружающую среду, т.к. к видам деятельности, не относящимся к классам опасности относятся мелкие СТО, сельские магазины и аптеки, отапливающиеся печным отоплением которые отсутствуют в санитарной классификации. Такие организации, по действующей норме находясь во II категории, должны разрабатывать программу экологического контроля, подавать объявление в газету и проводить общественное слушание, разрабатывать план мероприятий по охране окружающей среды, который нужно дополнительно согласовывать, а за его неисполнение предусматриваются штрафные санкции, что является дополнительной нагрузкой для малого бизнеса.
2) в Трудовой кодекс Республики Казахстан в части исключения руководителей от прохождения проверок на знание вопросов безопасности и охраны труда, оставив проверку только за лицами, ответственными за обеспечение безопасности и охраны труда и специалистами по вопросам безопасности и охраны труда, т.к. необходимо обучать лиц, непосредственно отвечающих за обеспечение безопасности и охраны труда, а руководящие работники ответственны за общее руководство и зачастую на практике не проходят обучения, формально получая документы о его прохождении.
3) в Налоговый кодекс Республики Казахстан в части осуществления контроля в иной форме государственного контроля вопросов устранения нарушений, по которым лицензиаром было приостановлено действие лицензии, т.к. по результатам иной формы контроля не возбуждается административное производство и оно является менее жестким регулированием в сравнении с проверкой;
4) в Земельный кодекс Республики Казахстан в части недопущения необоснованного сокращения срока на представление временного возмездного землепользования (аренды) с целью исключения возможности необоснованного сокращения срока землепользования, указанного в ходатайстве арендатора. На практике встречаются случаи, когда местные исполнительные органы сокращают срок временного землепользования до 2 лет, не учитывая срока указанного в ходатайстве и предприниматель должен повторно оформлять документы на землю, в том числе и землеустроительный проект, что влечет существенные финансовые и временные затраты.
5) в Закон Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" в части исключения согласования в архитектурно-строительной и иной проектной (проектно-сметной) документации;
6) в Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях и регулируемых рынках" в части введения обязанности субъектов естественных монополий по ведению электронной базы данных о наличии свободных и доступных мощностей, схемы инженерных коммуникаций, обеспечения свободного доступа к схемам инженерных коммуникаций потребителям на стендах в общедоступных местах и официальном сайте субъекта естественной монополии (при наличии), а также постоянного обновления данной базы данных.
Указом Президента предусмотрен еще один законопроект по вопросам деятельности саморегулируемых организаций, который должен быть разработан и внесен в Парламент до 1 января 2015 года.
Саморегулирование является потенциальной альтернативой государственному регулированию. Как показывает мировая практика саморегулирование является более эффективным, а регулирующие документы саморегулируемых организаций являются более актуальными и профессиональными чем нормативные правовые акты, разрабатываемые государственными органами.
С одной стороны саморегулирование позволяет уйти от государственного контроля за всеми субъектами рынка и перейти к контролю за деятельностью саморегулируемых организаций.
С другой стороны выстраивается гибкая, соответствующая духу времени и ожиданиям бизнеса система регулирования.
На данный момент депутатами Мажилиса Парламента разработан проект Закона РК "О саморегулируемых организациях".
Данная инициатива депутатов является своевременной. Разработанным законопроектом предусмотрены рамочные условия функционирования саморегулируемых организаций, учтены вопросы исключения конфликта интересов, контроля СРО за своими членами и многое другое. Большое внимание в законопроекте уделено вопросам организационной структуры саморегулируемых организаций.
Вместе с тем на данный момент в Казахстане действует ряд законов, которые уже содержат в себе элементы саморегулирования различной степени детализации. Так, деятельность профессиональных организаций регламентируют Законы "Об аудиторской деятельности", "Об оценочной деятельности", "Об адвокатской деятельности", "О нотариате" и другие.
Полагаем, что для полноценного внедрения саморегулирования потребуется разработать сопутствующий законопроект, предусматривающий корреспонденцию отраслевых законов с основным.
Для разработки проекта закона "О саморегулировании" Министерством регионального развития создана рабочая группа, в которую вошли представители госорганов, бизнеса, а также профессиональных организаций, таких как нотариальная палата, палата аудиторов и оценщиков и другие.
Для изучения и имплементации передового международного опыта министерство обратилось за технической помощью во Всемирный банк. Соответствующая работа запланирована на июль, август месяцы этого года.
В прошлом году Всемирным банком были даны рекомендации по развитию саморегулирования в Казахстане. В частности, предложено внедрить его в тех сферах, где отсутствует в достаточной степени государственное регулирование. В развитых странах посредством саморегулирования регулируются такие сферы как реклама и риэлторы.
На данный момент разработана концепция законопроекта для включения его в план законопроектных работ.
В этой связи, полагаем целесообразным взять за основу для разработки проекта закона "О саморегулировании" законопроект "О саморегулируемых организациях", разработанный депутатами Парламента. В рамках работы рабочей группы будут выработаны нормы, регламентирующие:
Варианты создания СРО и их статус;
Контроль государства за деятельность СРО;
Разрешительные процедуры в саморегулировании как со стороны государства, так и со стороны СРО в отношении своих членов;
Взаимосвязь закона "О саморегулировании" и отраслевых законов;
Внедрение саморегулирования в отдельных сферах;
И другие вопросы по согласованию с государственными органами и другими членами рабочей группы.
Полагаю, что особенно важно в законе "О саморегулировании" реализовать принцип баланса интересов всех участвующих в саморегулировании сторон: государства, саморегулируемых организаций и их членов.
В связи с чем, выражаем готовность для тесного сотрудничества и совместной проработки законопроекта.
В мае этого года Правительством была принята Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года, которая предусматривает внедрение публичного анализа регуляторного воздействия (АРВ) в отношении всех инструментов государственного регулирования.
Это создаст барьер для неэффективных решений, принимаемых государственными органами, которые ведут к необоснованной экономической нагрузке на бизнес.
Целью настоящей Концепции является создание сбалансированной системы предсказуемого, дешевого для бизнеса, эффективного в достижении целей и свободного от коррупции государственного регулирования.
АРВ направлен на решение следующих задач:
– четкое определение проблемы, которую нужно решить;
– определение альтернативных методов решения проблемы;
– оценка последствий принятия регулирования на решение проблемы и на издержки всех участвующих сторон;
– определение измеримых индикаторов оценки проблемы и достижения целей государственного регулирования.
В результате использования АРВ обеспечивается принятие оптимального и рационального решения.
В этом году в рамках законопроекта "О кардинальных мерах" АРВ будет включен как обязательная процедура в отношении нормативных правовых актов, которыми вводятся новые регуляторные инструменты для бизнеса.
Как вы знаете сопутствующим законом к закону "О разрешениях и уведомлениях":
– введена категория микробизнеса (численность не более 15 , доход до 30 тыс. МРП);
– увеличены пороговые значения для малого бизнеса численность с 50 до 100 чел., доход до 300 тыс. МРП.
Ранее в закон РК "О частном предпринимательстве" была включена компетенция уполномоченного органа по предпринимательству на ведение реестра субъектов частного предпринимательства по размерности (малый, включая микро, средний, крупный).
Ведение данного реестра будет осуществляться полностью автоматически без затребования дополнительной информации от субъектов предпринимательства на основании данных налоговых органов, системы электронного лицензирования и других источников.
Создание реестра обеспечит:
– Снижение коррупционных рисков при определении размерности для наложения штрафов;
– Повышение эффективности государственной поддержки;
– Снижение нагрузки на бизнес;
– Обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов;
– Обеспечение точного учета и анализа изменения количества субъектов малого, среднего и крупного бизнеса.
Главой государства 14 февраля текущего года на расширенном заседании Правительства поручено разработать законопроект, закрепляющий принципы "YellowPagesRule", предусмотрев при этом четкий перечень условий и процедур возможного участия государства в капитале частных компаний.
Во исполнение данного поручения разработан соответствующий законопроект.
В качестве консультанта по изучению международного опыта и имплементации его в наше законодательство привлечена компания "PricewaterhouseCoopers", входящая в Большую четверку аудиторских компаний, так называемых BigFour.
Изучен опыт внедрения принципов "YellowPagesRule" в таких стран, как Сингапур, Норвегия, США и Люксембург.
Справочно: Государственный инвестиционный фонд Сингапура, Темасек, при оценке своего портфеля инвестиций принимает во внимание такие аспекты как результативность деятельности, необходимость в государственном контроле, стратегическую значимость сектора, а также потенциал международного роста; и соответствующим образом принимает решения по вливанию и выводу инвестиций.
Данный подход к государственному участию дополняется правилом "желтых страниц", в соответствии с которым государство не должно организовывать предприятия для предоставления услуг, которые может предоставить частный сектор.
Высокие нефтяные доходы Норвегии аккумулируются и управляются национальным фондом благосостояния, Государственным пенсионным фондом (ГПС), который следует четкому предписанию совершать исключительно зарубежные капиталовложения, а не инвестировать на внутреннем рынке, чтобы избежать перегрева местной экономики и защитить ее от влияния колебаний в ценах на нефть.
Государство постоянно оценивает степень своего участия в государственных предприятиях, которые в свою очередь группируются по четырем категориям, в зависимости от их соответствующих целей.
Задача фонда – со временем сократить излишнее государственное участие, особенно в компаниях с чисто коммерческими целями.
Люксембург достиг феноменального успеха в секторе информационно-коммуникационных технологий во многом благодаря наличию продуманной нормативно-правовой базы, которая обеспечила среду, поддерживающую создание Люксембургом уникальных товаров и услуг. Опыт Люксембурга показывает, что должна быть установлена и последовательно применяться продуманная нормативно-правовая база для повышения доверия инвесторов к местной экономике. Эта правовая база должна активизировать общую деловую среду и может быть адаптирована к конкретным секторам, которые доминируют в экономике. Законодательная база также должна быть нацеленной на будущее и принимать во внимание возможные изменения в деловой среде, которые могут быть для нее губительны.
Правило "желтых страниц" впервые было применено в США. Автором "теста желтых страниц" является Стефан Голдсмит, профессор Гарвардской школы им. Дж. Кеннеди. Занимая позицию мэра, С. Голдсмит на примере Штата Индианаполиса апробировал "тест желтых страниц", в результате чего более 50 видов государственных услуг было передано в конкурентную среду, а расходы на оказание услуг были снижены более чем на 400 млн. долл. США.
Правило "желтых страниц" впервые было реализовано при приватизации полей для гольфа, парков отдыха и развлечений, музеев, зоопарков, что привело к предоставлению услуг лучшего качества по более низкой цене.
Тест желтых страниц закреплен законодательно. Закон "О федеральной инвентаризации" предполагает, что все федеральные агентства ежегодно проводят функциональный анализ и предоставляют в Министерство/департамент бюджета и менеджмента список функций, подразделяя их на традиционные и коммерческие. Все коммерческие функции/услуги далее подлежат приватизации, в т.ч. посредством теста желтых страниц.
Основополагающими определены следующие принципы:
– ограничения создания дочерних структур госкомпаниями;
– невмешательства государства в те сферы экономики, где представлен бизнес;
– усиления роли антимонопольного органа.
Законодательное закрепление данных принципов реализуется в законах "О конкуренции", "О государственном имуществе", "О Фонде национального благосостояния".
Для реализации принципа ограничения создания дочерних структур госкомпаниями предусматривается:
Четко регламентировать случаи создания госкомпаний и других дочерних структур.
Справочно:
Законопроектом предусматривается создание госкомпаний и дочерних структур в следующих случаях:
1) отсутствия иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства или защиты интересов общества;
2) использования и содержания стратегических объектов, находящихся в государственной собственности;
3) осуществления деятельности организациями в сферах, отнесенных к государственной монополии, а также создаваемых для анализа эффективности и выработки предложений по совершенствованию государственной политики;
4) отсутствия на соответствующем товарном рынке субъекта(-ов) частного предпринимательства, осуществляющего(их) производство и (или) реализацию аналогичного либо взаимозаменяемого товара;
5) когда такое создание прямо предусмотрено законами Республики Казахстан или указами Президента Республики Казахстан.
Кроме того, запрещается создание организаций с госучастием, а также участие государства в них, которые в соответствии с критериями, установленными Законом "О частном предпринимательстве", относятся к субъектам малого предпринимательства.
В целях обеспечения участия субъектов бизнеса в закупках Фонд "СамрукКазына", законопроектом предусмотрена обязанность Фонда проводить закупки на конкурсной основе с участием субъектов предпринимательства не входящих в группу Фонда, и только при их отсутствии закупать товары у своих аффилированных организаций.
В случае отсутствия конкуренции на том или ином рынке, государством может быть принято решения о создании юридического лица с его участием. Такое юридическое лицо должно создаваться на принципах ГЧП с последующим выходом государства из данного юридического лица с учетом периода окупаемости проекта.
Использование инструментов ГЧП будет способствовать созданию и росту субъектов предпринимательства в тех сферах, в которых они не смогли бы развиваться без поддержки государства на начальном этапе.
Для реализации принципа невмешательства государства в те сферы экономики, где представлен бизнес законодательно устанавливается, что оранизации с госучастием, которые созданы вопреки данным принципам, должны быть приватизированы, а доли участия отчуждены.
Законопроектом вводится норма, закрепляющая проведение ежегодного анализа товарных рынков Антимонопольным органом на предмет выявления видов деятельности и госкомпаний для передачи в конкурентную среду.
Справочно:
Действующее законодательство позволяет госкомпаниям без согласия антимонопольного органа осуществлять новые виды деятельности даже в тех сферах, где присутствует частный бизнес. Что создает возможность госкомпаниям, с учетом существующего за ними государственного административного ресурса, занимать доминирующее положение в соответствующих сферах.
Законопроектом вводится норма, предусматривающая обязательную ликвидацию предприятий и юридических лиц со сто процентным государственным участием, а также отчуждение доли участия государства, в случае их не приватизации в течение 2-х лет с момента принятия такого решения.
Справочно:
На сегодняшний день на практике при продаже госкопманий устанавливается завышенная стоимость государственных активов, и госкомпании, пользуясь отсутствием покупателей по высокой цене, продолжают осуществлять свою деятельность. Данная практика создает лазейку для компаний с государственным участием присутствовать на рынке.
Для целей усиления антимонопольного органа законопроектом предусмотрено формирование антимонопольным органом перечня госкомпаний, подлежащих отчуждению, а также видов деятельности, передаваемых в конкурентную среду.
Вводится норма, предусматривающая, что каждый новый вид деятельности, который госкомпаниями планируется осуществлять, в обязательном порядке должен быть согласован с антимонопольным органом.
В соответствии с поручением Главы государства, данном на заседании Совета национальных инвесторов 11 апреля т.г., Министерством совместно с госорганами, в тесном сотрудничестве с Национальной палатой предпринимателей разработан План мер по вхождению в первую 30-ку стран рейтинга Всемирного Банка "DoingBusiness" к 2016 году, включающий в себя 53 мероприятия по 11-ти индикаторам.
В реализацию настоящего Плана разработаны 2 пакета поправок в законодательство.
Первый пакет законодательных поправок, который включает внесение изменений в 4 кодекса (Земельный, Экологический, "О таможенном деле", "О налогах и других обязательных платежах"), а также в 3 закона ("О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств", "О железнодорожном транспорте", "О Национальной палате предпринимателей") одобрен 19.06.2014 г. на пленарном заседании Сената Парламента РК в двух чтениях.
Справочно:
Законодательные инициативы направлены на упрощение оформления земельного участка, внедрение электронного таможенного декларирования, исключение процедур проведения оценки воздействия на окружающую среду для объектов с пониженными требованиями экологических норм, а также дальнейшее упрощение процедур регистрации предприятия.
Второй пакет законодательных инициатив состоит из 30 поправок, которым вносятся изменения в 1 кодекс, 5 законов, 12 подзаконных и иных актов.
Справочно:
Законодательные инициативы включают внесение изменений в кодекс "О налогах и других обязательных платежах в бюджет"; законы "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан", "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", "Об акционерных обществах", "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств", "О естественных монополиях и регулируемых рынках" (будут внесены в рамках законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в РК")
На подзаконном уровне будут внесены изменения в 6 постановлений Правительства, 1 совместный приказ центральных госорганов, 1 приказ центрального госоргана, 2 постановления Правления Национального Банка и 1 решение Национальной палаты предпринимателей.
Кроме того, в целях внедрения принципа сертификации продукции после выпуска товаров будут внесены соответствующие изменения в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии.
Теперь о планируемых мероприятиях Плана:
По индикатору "Открытие предприятий" – занимаемое место (30) будет сокращен срок регистрации субъектов малого предпринимательства с 1 рабочего дня до 6 часовчерез веб-портал "электронного правительства".
Кроме того, при процедуре открытия банковского счета в целях исключения необходимости нотариального удостоверения документа с образцами подписей и оттиска печати предлагается вопрос проверки их подлинности на возложить на уполномоченных сотрудников банка.
Реализация данных мер позволит подняться по данному показателю на 10 место.
Ряд поправок будет внесен по индикатору "Регистрация собственности" – занимаемое место (18). В частности, будут сокращены сроки государственной регистрации объектов недвижимости, относящихся к первой категории сложности, с 5 до 2 рабочих дней, а также введен безальтернативный порядок электронной регистрации, что дает возможность собственнику оперативно зарегистрировать права, и усилит механизм защиты прав собственника при удостоверении сделок с недвижимым имуществом.
По данному индикатору планируется занять 4 место.
Справочно:
По индикатору "Получение кредитов" – занимаемое место (86), в целях улучшения индекса юридических прав предусмотрена проработка вопроса совершенствования института залога на основе технической поддержки со стороны Всемирного банка в рамках ПСЭИ. В частности, проработка вопросов:
– закрепления права сторон залогового договора устанавливать общее описание (помимо детального описания) залогового имущества в залоговом договоре;
– закрепления возможности перехода залогового права залогодержателя с существующего предмета залога на будущие поступления и производные продукты от данного залога;
– а также обязанности регистрирующих органов осуществлять перерегистрацию договоров залогов либо дополнительных соглашений при наличии арестов третьих лиц залога.
Также для расширения охвата лиц, находящихся на учете в кредитных бюро, предусматривается закрепить обязанность коммунальных компаний по предоставлению кредитной информации в государственное кредитное бюро.
По данному индикатору планируется занять 55 место.
По индикатору "Получение разрешения на строительство" – занимаемое место (145), будут значительно сокращены сроки:
– экспертизы проектов, осуществляемых субъектами рынка на строительство технически несложных объектов производственного назначения, не относящихся к потенциальным опасным производственным объектам, с 15 до 7 календарных дней;
– выдачи технических условий на подключение к источникам электро- и теплоснабжения с 10 и 14 дней соответственно до 5 рабочих дней;
– подключения к системам водоснабжения и водоотведения с 3 до 2 рабочих дней;
– проведения проверки инспекторами труда строительных объектов, не относящихся к технически сложным, с 1 рабочего дня до 6 часов рабочего дня;
– первичного обследования и изготовления технических паспортов с 20 до 5 рабочих дней.
Полагаем, что реализация данных мер, позволит значительно улучшить наши позиции по данному показателю и занять – 15 место.
Справочно:
В рамках улучшения индикатора "Подключение к системе электроснабжения" – занимаемое место (87) планируется:
– сокращение сроков выдачи технических условий при выдаче разрешения на подключение со 100 до 200 кВт с 10 до 7 рабочих дней;
– сокращение количества документов, прилагаемых к заявлению на технические условия с 7 до 4;
– сокращение сроков согласования с ЭПО с 20 до 15 дней, а также разработка и внедрение автоматизированной информационной системы мониторинга выдачи технических условий с созданием ситуационного центра контроля подключения к сетям электроснабжения.
Предполагаемая позиция – 27 место.
Справочно:
В целях улучшения индикатора "Разрешение неплатежеспособности" – занимаемое место (54) предусмотрено предоставление возможности налоговым органам получать от банков второго уровня сведения, составляющие банковскую тайну, в отношении налогоплательщиков, имеющих налоговую задолженность более 3 месяцев.
Также предлагается установление подсудности по рассмотрению споров, одной из сторон в которых выступает участник процедуры реабилитации или банкротства специализированным межрайонным экономическим судом и судьей этого суда, принявшим в отношении должника решение о применении реабилитации или банкротства.
Предполагаемая позиция по данному индикатору – 30 место.
Справочно:
По индикатору "Обеспечение исполнения контрактов" – занимаемое место (27) будут закреплены меры по автоматизации судебного производства, что значительно упростит отправление правосудия и снизит бюрократические процедуры. Также органам исполнительного производства будет предоставлена в рамках исполнительного производства возможность доступа к информации о наличии счетов физических лиц и о наличии средств на этих счетах.
По индикатору "Международная торговля" – занимаемое место (186) будет внедрена система электронного таможенного декларирования, что значительно сократит операционные издержки участника ВЭД.
Кроме того, предлагается внедрить принцип сертификации продукции после выпуска товаров.
Справочно:
МЭБП (ответственный исполнитель) и МФ (соисполнитель) обосновывают это предложение тем, что с 1 июля 2013 г. требование соблюдения законодательства в сфере технического регулирования при таможенном декларировании привело к большому скоплению на складах временного хранения товаров по причине отсутствия документов, удостоверяющих соответствие обязательным требованиям.
Это в большей степени связано с тем, что проведение сертификации связано с определенными временными затратами, так как проведение органами по подтверждению соответствия испытаний и исследований занимает от одной недели до нескольких месяцев.
Таким образом, существующие требования в области технического регулирования явились серьезным административным барьером для импортеров.
Ни хранение товаров на собственных складах, ни применение условного выпуска не могут решить проблемы скорейшего выпуска товаров в свободное обращение, так как не решается проблема предоставления сертификатов соответствия, более того, не исключается возможность реализации условно выпущенных товаров недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности, без проведения сертификации.
В связи с чем, перенос момента требования сертификатов соответствия на этап, предшествующий реализации товаров конечному потребителю, упростит и ускорит процедуры таможенного декларирования. При этом не увеличивается риск реализации небезопасной продукции конечному потребителю.
Также будут внесены соответствующие поправки по сокращению перечня документов, требуемых при открытии аккредитива, и установлению сроков открытия аккредитива банками второго уровня.
Прогнозируемое место – 170.
Также хотелось отметить, что основным сдерживающим фактором является отсутствие прямого выхода к океану и соответственно значительные транспортные расходы. В настоящее время прорабатывается вопрос об изменении методики Всемирного Банка.
В целях улучшения индикатора "Налогообложение" – занимаемое место (18) будут сокращены коды бюджетной классификации с 318 до 222 (налоговые и неналоговые коды), в том числе налоговые коды с 208 до 112, что упростит саму процедуру и сократит время налогоплательщиков для исполнения обязательств.
Планируемое место -14.
Справочно:
По индикатору "Защита инвесторов" – занимаемое место – (22) будут сокращены сроки по раскрытию информации о хозяйственной операции общественности, государственному органу, осуществляющему контроль за деятельностью компании и акционерам с 5 до 3 рабочих дней.
Планируемое место – 10.
Министерством продолжается реализация мер поддержки предпринимательства в рамках программы "Дорожная карта бизнеса 2020".
Сегодня можно констатировать рост числа участников Программы.
На текущий момент охвачено порядка 78 тыс. предпринимателей, что на 41 тыс. предпринимателей больше чем по сравнению с прошлым годом.
В результате реализации мер по Программе поддержано 171 тыс. и дополнительно создано 58 тыс. новых рабочих мест.
ДКБ отличается от других программ наиболее гибкими условиями и механизмами, которые постоянно совершенствуются.
Справочно: В частности, 31 декабря 2013 года принят 4 пакет изменений в Программу, который предусматривал установление ограничений для участия крупных проектов, совершенствование условий и мер по формированию инфраструктурной поддержки предпринимателей;
31 марта принят 5 пакет изменений в Программу, в котором интегрированы инструменты поддержки ДКБ, Программы развития моногородов и проекта Программы развития малых городов;
точечные изменения в ДКБ по вопросам включения в приоритетные сектора экономики сфер "Растениеводство и животноводство", "Строительства торговых объектов современного формата", а также гарантирования молодых начинающих предпринимателей без отраслевых ограничений.
Нами предложены изменения в Программу в целях поддержания сельхозтоваропроизводителей для увеличения объема и снижения цен на производимую продукцию через включение для субсидирования сферы "Растениеводство и животноводство", исключено ограничение для участия в ДКБ предпринимателей, получающих поддержку по программам Минсельхоза, а также для максимальной помощи молодым старт-аперам через предоставление экспресс-гарантии до 70% на сумму до 20 млн.тенге без отраслевых ограничений.
В целях оказания поддержки предпринимателям в сфере торговли в период перехода рынков в современный формат Министерством для сектора "Строительство торговых объектов современного формата" предложено с 2015 года субсидирование процентной ставки по кредитам и подведение производственной инфраструктуры в рамках ДКБ.
Справочно: Современный формат – это торговые дома и торгово-развлекательные центры с торговой площадью не менее 20 тысяч кв.метров в городах Астана и Алматы, не менее 10 тысяч кв.метров в областях, количеством уровней не менее 2-х, с парковочным коэффициентом не менее 1 место/70кв.метров площади.
До конца года планируется проведение масштабной работы, связанной с актуализацией ДКБ с учетом Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы.
Предлагается пересмотреть и дополнить цели, задачи, направления и целевые индикаторы Программы. ДКБ будет направлена на увеличение числа активно действующих предпринимателей.
Одним из принципиальных отличий обновленной Программы будет дифференцированный подход при применении инструментов поддержки по отношению к той или иной целевой группе.
В частности, для начинающих предпринимателей и предпринимателей сел, малых и моногородов поддержка будет предоставляться без отраслевых ограничений.
Для этой категории получателей будет предоставляться субсидирование процентных ставок до 10% на сумму 750 млн.тенге, гарантирование кредитов до 50% на сумму 180 млн.тг. Для начинающих предпринимателей будут предоставляться гранты на новые бизнес-идеи и гарантироваться до 70% на сумму до 20 млн.тенге. Для субъектов малого предпринимательства в этих населенных пунктах также планируется возможность получения государственных микрокредитов, а также впервые предлагается ввести такие гибкие инструменты как субсидирование процентной ставки и гарантирование частных микрокредитов.
Справочно: В настоящее время в рамках Программы развития моногородов только в моногородах предоставляется субсидирование процентных ставок до 10% по кредитам до 750 млн. тенге.
Помимо этого для предпринимателей, создающих новые производства в моно- и малых городах, будет предложено возмещение затрат, связанных с передислокацией производств из крупных городов и созданием новых рабочих мест.
Для проектов, реализуемых в рамках приоритетов ГПФИИР-2, будет предоставлено субсидирование процентной ставки в размере до 10% по кредитам до 4,5 млрд.тенге и гарантирование до 20% от суммы кредита в размере до 1,85 млрд.тенге.
Данные нормы предусмотрены в ГПФИИР-2.
Будет предусмотрена поддержка для проектов, реализуемых в рамках специализации каждого региона. В частности, будет предоставлено 7% субсидирование по проектам до 4,5 млрд.тенге и гарантирование до 50% по кредитам до 360 млн.тенге.
По вопросам развития производственной инфраструктуры к отдельным проектам и создания индустриальных зон предлагается закрепить понятие "железнодорожные подъездные пути" вместо "железнодорожного тупика", а также отказаться от строительства автодорог к отдельным проектам в связи с отсутствием эффекта.
Кроме того, будут предусмотрены отдельные инструменты для проектов ЭКСПО, такие как частичное возмещение для субъектов малого предпринимательства расходов на рекламу, участие в выставках, конкурсах и прочих показательных мероприятиях.
Планируется внесение изменений, способствующих расширению возможностей субсидирования и гарантирования займов предпринимателей через инструменты исламского финансирования.
Также будет детально конкретизирован функционал реализации Партнерских программ, причем каждый акимат будет обязан создать не менее 3-х проектов МСБ вокруг крупных компаний.
Учитывая, что Национальная палата предпринимателей согласно Закону является единым операторам нефинансовой поддержки, предлагается предусмотреть поэтапную передачу реализации 4-го направления Программы в ведение Национальной палаты предпринимателей по мере готовности последнего к осуществлению данных функций.
Всю эту работу планируется завершить до конца текущего года.
Позвольте также кратко доложить о проводимой работе по разработке Единой программы развития и поддержки бизнеса.
Также как и при разработке Единой программы развития регионов наш подход основан на определении системной основы для объединения почти десятка Программ.
За основу предлагается взять научную теорию S-образного жизненного цикла организации.
Справочно:
Жизненный цикл организации (ЖЦО) – точки "перелома": причины и антикризисные (инновационные) действия. Использование методики анализа ЖЦО производится для определения направления изменений в деятельности организации. Модель жизненных циклов является одним из инструментов менеджмента, наиболее объективно отражающим процесс развития предприятия. Согласно концепции жизненного цикла организации ее деятельность проходит пять основных стадий:
1. Формирование или рождение организации: главная цель заключается в выживании (руководство осуществляется одним лицом; основная задача – выход на рынок);
2. Рост или детство и юность: главная цель – получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост (стиль руководства жесткий; основная задача – укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации труда – планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу);
3. Стабилизация или зрелость: главная цель – систематический сбалансированный рост (формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий; основная задача – рост по разным направлениям деятельности, завоевание рынка; задача в области организации труда – разделение и кооперация труда, премирование в соответствии с индивидуальными результатами);
4. Стагнация или старение организации: главная цель – сохранение достигнутых результатов (эффект руководства достигается за счет координации действий, основная задача – обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие и прибылях);
5. Распад или реформирование: главная цель состоит в обеспечении оживления всех функций (рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма; главная задача – омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование).
Это позволит нам в конечном итоге распределить меры господдержки в соответствии с жизненными циклами бизнеса и повысить ее эффективность.
Справочно:
Организационная диагностика предприятий планируется в несколько этапов с помощью специальных методов.
1. Анализ характеристик организации
2. Экспертная оценка
3. Изучение и обсуждение стадий жизненного цикла
4. Обработка и анализ результатов
Актуализированную программу с вышеизложенными инструментами предполагается принять до конца года, проведя широкое обсуждение с бизнес-сообществом, предпринимателями, банками второго уровня и заинтересованными государственными органами.
В рамках заседания Комитета выступил также заместитель министра финансов Ардак Тенгебаев (тезисы):
В целях защиты интересов малого и среднего бизнеса Министерством финансов проводится системная работа.
1. В целях кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан при Министерстве регионального развития проводится работа в рамках проекта Закона, предусматривающего совершенствование организации проверок на основе оценки рисков, а также по вопросу введения альтернативы проверкам субъектов предпринимательства.
В настоящее время Министерством совместно со Всемирным банком в рамках Проекта по реформированию налогового администрирования изучается опыт Грузии в части передачи некоторых функции проведения налоговых проверок налогоплательщиков аудиторским организациям (альтернативный аудит).
По результатам изучения международного опыта будут выработаны предложения по внесению изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан в части упрощенного порядка ликвидации налогоплательщиков на основе заключений аудиторских организаций.
В настоящее время между Министерством и Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, в котором в соответствии с нормой Налогового кодекса, в том числе предусмотрено сотрудничество по проведению тематических налоговых проверок с участием представителей Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан.
Такие совместные мероприятия приведут к прозрачности исполнения налогового законодательства Республики Казахстан, как со стороны сотрудников налоговых органов, так и налогоплательщиков.
Касательно налоговых проверок
В целях повышения качества проверок и сокращения их сроков, были приняты ряд мероприятий следующего характера:
– проведена централизация аудита во всех налоговых департаментах. Учитывая, что в районах сконцентрирован малый и средний бизнес, который в свою очередь не будет проверяться, эта мера является стимулирующей для их дальнейшего развития, налоговые органы будут акцентировать контроль в крупных городах, где состоят на учете налогоплательщики с высоким риском уклонения от уплаты налогов.
– введен упрощенный порядок ликвидации в отношении юридических лиц, не являющихся плательщиками НДС. Ликвидационная налоговая проверка заменена камеральным контролем, который проводится без выхода к налогоплательщику.
Справочно:
За 2013 год проведено 3 720 ликвидационных налоговых проверок, что меньше на 4 144 ликвидационных налоговых проверок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (2012г. – 7 864 проверок), то есть, сокращено количество ликвидационных проверок до 53%.
Также, за данный период налоговыми органами составлено 40 957 заключений камерального контроля в связи с ликвидацией налогоплательщиков (2012г. – 32 735), в том числе по юридическим лицам – 1 121 заключений. Всего за период с 2009 года по 2013 год ликвидировано на основании заключений камерального контроля 157 391 налогоплательщиков.
По камеральному контролю
Внесены законодательные изменения по камеральному контролю в части применения дифференцированного подхода с учетом СУР, т.е. нарушения в формах группируются в три категории и только где есть большой риск нарушений выставляются уведомления для обязательного исполнения.
Штрафы
С 1 января 2013 года в целях проведения работы по повышению налоговой культуры и отхода от карательного характера введено в качестве меры взыскания "предупреждение" вместо налагаемого штрафа.
Справочно:
По итогам 2013 года количество наложенных административных взысканий составило 241 761 (за аналогичный период 2012 года 132 945), из них в виде предупреждения 230 103 материала или 95% от общего количества взысканий.
Таким образом, послабление для налогоплательщиков от введения предупреждения вместо штрафов составило за 2013 год 10,7 млрд. тенге.
Относительно моратория на проведение налоговых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства
Как известно, Указом Президента РК от 27 февраля 2014 года №757 "О кардинальных мерах по улучшению условий для развития предпринимательской деятельности" (далее – Указ) введен мораторий на проведение проверок субъектов малого и среднего предпринимательства со 2-го апреля 2014 года до 1 января 2015 года.
Кроме того, Указом отменяются с 1 января 2015 года плановые проверки субъектов предпримательства.
2. По планируемым мероприятиям Плана мер по вхождению в первую 30-ку стран по рейтингу Всемирного Банка "Doing Business":
По улучшению индикатора "Разрешение неплатежеспособности"
По итогам 2013 года согласно рейтингу Всемирного Банка "Doing Business" по индикатору "Разрешение неплатежеспособности" Казахстан занял 54 место, поднявшись на одну позицию.
В целях улучшения позиции Казахстана в рейтинге "Doing Business" в 2014 году планируется:
– введение в судах специализации по рассмотрению дел о реабилитации и банкротстве отдельными судьями, включая споры между участниками процедур;
– изучение международного опыта по введению страхования гражданско-правовой ответственности администраторов;
– усиление контроля за процедурой банкротства и планирование проверок на основе показателей риска преднамеренного и ложного банкротства;
– установление ответственности кредиторов за мошеннические действия в ходе процедур банкротства;
– предоставить возможность налоговым органам получать от банков второго уровня сведения, в отношении налогоплательщиков имеющих налоговую задолженность более 3 месяцев.
По улучшению индикатора "Налогообложение"
На текущий год перед нами стоят следующие основные задачи:
– дальнейшая работа по повышению качества услуг, оказываемых налоговыми органами;
– дальнейшее увеличение количества налоговой отчетности представляемой в электронном виде;
– внедрение Электронных счетов-фактур;
– сокращение кодов бюджетной классификации (совместно с Министерством экономики и бюджетного планирования РК).
Мы пришли к выводу о необходимости оптимизации количества КБК до минимального уровня, что позволит создать более эффективный учет налогов и платежей в бюджет, повысить качество оказания услуг для бизнеса, упростит систему уплаты налогов и платежей в бюджет. По данному вопросу проводится работа с Министерством экономики и бюджетного планирования и принято решение о сокращении количества КБК в срок до сентября текущего года.
По улучшению индикатора "Международная торговля"
По итогам 2013 года согласно рейтингу "Doing Business" Всемирного Банка по индикатору "Международная торговля" Казахстан занял 186 место.
В целях совершенствования деятельности таможенных органов, а также повышения позиции Казахстана в рейтинге Всемирного банка "Doing Business" разработан проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного администрирования" и нормы по внедрению электронного декларирования предусмотрены в законопроекте "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного управления".
Экспертами отмечено, что основным решением по улучшению позиции Казахстана по индикатору "Международная торговля" будет являться реализация системы электронного деларирования товаров.
Эффекты от внедрения электронного декларирования:
– реализует механизм непрерывного и сквозного электронного инфообмена между декларантом и таможенным органом, что практически исключает личный контакт участника ВЭД с сотрудниками таможенных органов;
– исключает необходимость участия брокеров для заполнения деклараций, что сокращает затраты бизнеса при таможенной очистке и значительно снижает коррупционное влияние брокеров при таможенном декларировании;
– сокращает необходимость предоставления подтверждающих документов за счет использования информационных ресурсов других государственных органов и переноса самых длительных и сложных процедур контроля ( таможенная стоимость, классификация, льготы по платежам) на этап пост-таможенного контроля;
– сокращает срок оформления в 3 раза при срабатывании СУР (с 24 до 8-ми часов) и в 12 раз (с 24 до 2-х часов) при соблюдении всех параметров и условий.
Внедрение принципа сертификации товаров после таможенного декларирования.
В целях ускорения процесса таможенного декларирования ввозимых товаров, минимизации временных и и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности, Министерством финансов предложено перевести требование по предоставлению документов, подтверждающих соответствие товаров обязательным требования, с с этама таможенного декларирования на этап после выпуска товаров, который устранит дополнительный административный барьер для импортеров, упростит и ускорит процедуры таможенного декларирования.

 

 

 

Поиск



www.akorda.kz
www.government.kz
www.religions-congress.org
http://adilet.minjust.kz/