Назарбаева Дарига
Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан

МАЖИЛИС – МИНФИН: ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ПРОЕКТА ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ» 

 

Астана, 5 февраля, Дом Мажилиса. Сегодня в Мажилисе Министерство финансов представило депутатам проект Закона «О государственных закупках».

Презентация проведена в Комитете Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию под председательством Сейтсултана Аимбетова. На заседании с участием вице-спикера Мажилиса Дариги Назарбаевой новую редакцию Закона представил министр финансов Бахыт Султанов.

Докладчик ответил на вопросы депутатов: С.Аимбетова, Г.Исимбаевой, А.Тасбулатова, Т.Ергалиева, З.Балиевой, А.Перуашева, К.Идирисова, Н.Сабильянова, С.Романовской, А.Соловьевой, Е.Никитинской, А.Бекенова, Е.Каппеля, О.Оксикбаева, Д.Назарбаевой. Дальнейшее обсуждение законопроекта продолжится в рабочей группе под руководством депутата Мажилиса Серикжана Канаева.

Законопроект разработан во исполнение поручения Главы государства, данного 2 сентября 2014 года на открытии четвертой сессии Парламента пятого созыва.

Законопроектом предлагается внедрить исключительно электронный формат заключения договоров. Это позволит формировать полную и достоверную информацию по закупаемым товарам, работам, услугам и определять их средние закупочные цены. Тем самым, бюджеты администраторов бюджетных программ будут формироваться не на основе прайс-листов, а на основе средних закупочных цен, сформированных на веб-портале.

По словам министра, на этапе подготовки конкурсной документации (технической спецификации) имеется проблема, когда заказчики подтачивают спецификацию под одного поставщика. Для решения указанной проблемы законопроектом вводится институт предварительного обсуждения технической спецификации. Данная мера позволит потенциальным поставщикам заранее ознакомиться с требованиями технической спецификации и, в случае наличия замечаний по ним, обратиться к Заказчику об их устранении.

Наибольшее количество нарушений в сфере государственных закупок, отметил Б.Султанов, совершаются на этапе рассмотрения конкурсных заявок в части их необоснованного отклонения. В связи с чем, закупки признаются не состоявшимся, что является основанием для проведения закупок из одного источника. В этой связи, ранее Законом от 14 января 2014 года был внедрен институт предварительного рассмотрения заявок, дающий право потенциальным поставщикам в течение 3-х дней привести заявку в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации.

В целях недопущения фактов необоснованных отклонений заявок, законопроектом предлагается сократить перечень документов, представляемых организатору закупок. В частности, интегрировать веб-портал с информационными системами государственных органов, что позволит потенциальным поставщикам не представлять сведения с:

- налоговых органов об отсутствии задолженности;

- органов юстиции о лицах, состоящих в Реестре должников;

 - Электронного правительства о наличии разрешительных документов (Е-Лицензирование).

На этапе подведения итогов и заключения договора имеются проблемы в части:

- отсутствия эффективных механизмов оспаривания итогов закупок;

- несвоевременного заключения договоров заказчиками;

- уклонение потенциальных поставщиков от заключения договоров.

В этой связи, законопроектом предлагается:

- установить срок для обжалования итогов закупок. В случае обжалования итогов срок заключения договора будет приостановлен до принятия соответствующего решения;

- внедрить исключительно электронный формат заключения договоров, который будет четко фиксировать сроки заключения договоров;

- наделить уполномоченный орган (МФ) полномочиями по включению в Реестр недобросовестных участников закупок потенциальных поставщиков, уклонившихся от заключения договора.

На этапе исполнения договора и оплаты имеются проблемы в части необоснованного отказа от приемки товаров, работ, услуг, а также несвоевременной оплаты. Для этого законопроектом предлагается:

- установить срок для полной оплаты поставщику, не превышающим 30 дней со дня исполнения обязательств по договору;

- ввести обязательное применение электронных счет-фактур, электронных накладных на поставку товаров, электронных актов выполненных работ и оказания услуг.

Таким образом, будет обеспечена полная автоматизация системы государственных закупок, начиная от планирования, заканчивая оплатой за выполнение договорных обязательств.

Преимуществами перехода к полному циклу закупок в электронной форме являются:

1) повышение эффективности расходования бюджетных средств;

2) прозрачность и минимизация коррупционных рисков;

3) сокращение сроков проведения закупок;

4) снижение затрат на приобретение товаров, работ, услуг;

В рамках упрощения закупок законопроектом внедряются новые способы государственных закупок – «конкурс с применением предварительного квалифицированного отбора» и «электронный магазин».

Закупки способом предварительного квалификационного отбора будут осуществляться в два этапа: на 1-этапе будет формироваться Реестр квалифицированных поставщиков, на 2-этапе заказчики будут осуществлять закупки среди потенциальных поставщиков, включенных в данный Реестр.

Данным видом конкурса решается проблема всех конкурсов, заключающаяся в дублировании из каждого конкурса в конкурс процесса квалификационного отбора поставщиков, то есть предоставление ими одних и тех же документов.

Закупки способом электронного магазина будут проводиться только на товары, с четко описанными стандартными требованиями. Электронный магазин будет формироваться потенциальными поставщиками, зарегистрированными на веб-портале посредством заполнения информационных форм.

В соответствии с заявкой Заказчика веб-портал будет определять потенциальных поставщиков, товары которых соответствуют заявке и на основе наименьшей цены автоматически определять победителя.

Закупки через электронный магазин позволят в короткие сроки (в 2 дня) осуществить закуп необходимых товаров.

Также предлагается упростить порядок проведения конкурса и аукциона. К примеру, заявка на участие в конкурсе и ценовое предложение будут подаваться вместе. Это позволит сократить этапы проведения конкурса, а также исключит факты, способствующие злоупотреблению должностных лиц заказчика.

Кроме того, законопроектом предлагается внедрить институт антидемпинговых мер, предусматривающих возможность предоставления потенциальными поставщиками демпинговых цен при внесении ими дополнительно к обеспечению исполнения договора суммы, равной сниженной цены от выделенного бюджета. Данная мера позволит с одной стороны, сэкономить бюджетные средства, с другой, обеспечить конкуренцию между потенциальными поставщиками.

Также сокращается порядок проведения аукциона: с 3-х до 2-х этапов. На первом - будет рассматриваться вопрос получения допуска в аукцион, на втором - проводиться аукцион. При этом победителем будет признан потенциальный поставщик, предоставивший наименьшее ценовое предложение.

Обращаясь к депутатам, министр подчеркнул, что законопроект содержит ряд прогрессирующих норм, направленных на повышение прозрачности и минимизацию коррупционных рисков, и принятие его будет являться одной из антикризисных мер Правительства и Парламента.

 

Поиск



www.akorda.kz
www.government.kz
www.religions-congress.org
http://adilet.minjust.kz/