Назарбаева Дарига
Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Сотрудничество между Республикой Казахстан и Европейским Союзом

Сотрудничество между Республикой Казахстан и Европейским Союзом

Европейский Союз - один из основных политических и экономических партнеров Казахстана.

Правовой основой отношений между Казахстаном и ЕС является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) 1999 г.

Поскольку и Казахстан, и ЕС после подписания СПС прошли через важные политические, экономические и социальные перемены, стороны договорились заключить на его замену новое базовое соглашение, призванное отразить эти изменения. В июне 2011 г. в Брюсселе был дан официальный старт переговорам по новому Соглашению о расширенном партнерстве и сотрудничестве РК-ЕС. Первый раунд переговоров по новому Соглашению РК-ЕС состоялся 12 октября с.г. в Астане, второй - 24-25 мая 2012 г. в Брюсселе, третий - 10-11 июля 2012 г. в Астане. Четвертый этап переговоров запланирован на первый квартал 2013 г.

Достигнуты высокие темпы развития торгово-экономических связей. ЕС шестой год подряд является основным торговым и инвестиционным партнером Казахстана, опередив Россию и Китай. На долю ЕС приходится половина (49,7%) казахстанского внешнеторгового оборота и почти половина (45%) накопленного иностранного капитала в экономике Казахстана. Внешнеторговый оборот Казахстана со странами ЕС в 2011 году составил 50 млрд. долл. США, а за первые девять месяцев 2012 г. он составил более 40 млрд. долларов (для сравнения, товарооборот РК-ЕС в 2010 г. составил 38 млрд. долларов).

За период с 1993 по 2012 годы валовый приток прямых инвестиций из стран ЕС в экономику Казахстана составил 70 млрд. долл. США (из 160 млрд. долл. США всего привлеченных). Основные инвесторы: Нидерланды, Великобритания, Италия и Франция.

Почти 30 % золотовалютных резервов Казахстана деноминированы в евро.

За годы независимости Казахстан утвердился в качестве надежного и ответственного энергетического партнера ЕС. Казахстан является третьим крупнейшим поставщиком энергоносителей в Европу из стран - не членов ОПЕК, после России и Норвегии. В ряде государств Европы доля поставок казахстанской нефти достаточно высока. Так, в Австрии она составляет 25%, Румынии - 30%. Казахстан является 4-ым по объемам поставщиком энергоресурсов в Германию. По данным немецких экспертов, каждый третий литр бензина в Германии и Австрии произведен из казахстанской нефти. Казахстан заинтересован в дальнейшем укреплении стратегического энергодиалога с ЕС, правовой основой которого являются Меморандум о взаимопонимании в сфере энергетики и Соглашение о сотрудничестве по использованию ядерной энергии в мирных целях.

Большие ожидания связываются с началом практической деятельности Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) в Казахстане после подписания в апреле 2010 г. соглашения, регулирующего деятельность Банка в РК. По итогам встречи Главы государства с Президентом ЕИБ Ф.Мейстадтом в Брюсселе в октябре 2010 г. достигнута договоренность о разработке «Дорожной карты» между РК и ЕИБ, предусматривающей стратегический план совместных действий и проекты для совместной реализации (с учетом готовности ЕИБ финансировать проекты в РК на сумму в 1,5 млрд. евро). Подписан двусторонний Меморандум между АО «ФНБ «Самрук-Казына» и Банком развития Казахстана и ЕИБ, предусматривающий первое инвестирование казахстанских проектов в размере 300 млн. евро. В настоящее время осуществляется отбор перспективных инвестиционных проектов.

Астана хотела бы видеть реалистичный и позитивный подход ЕС к условиям присоединения Казахстана к Всемирной торговой организации. Казахстанской стороной проведена значительная работа по приведению национального законодательства в соответствие с нормами ВТО. В 2010 г. стороны согласовали все условия по доступу на рынок товаров, в 2011 г. подписали Протокол о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынок услуг. Единственным нерешенным вопросом остается применение экспортных таможенных пошлин на сырьевые товары.

Казахстан намерен продолжить работу с ЕС по признанию в полном объеме рыночного статуса казахстанской экономики при проведении антидемпинговых расследований.

Учитывая рост взаимных поездок граждан Казахстана и Европейского Союза в условиях интенсификации взаимоотношений Астаны с европейскими странами, Казахстан выступает за упрощение визового режима РК-ЕС. В этой связи прорабатывается вопрос о заключении соглашений по упрощению визовых процедур и о реадмиссии. Проводятся регулярные консультации сторон.

Новым форматом сотрудничества являются отраслевые диалоги, предполагающие детальные консультации по интересующим стороны темам (энергетика, транспорт, безопасность, миграция, диалог по правам человека и др.

Один раз в год проводятся заседания Комитета парламентского

сотрудничества (Европейский парламент - Парламент РК). В октябре 2012 г. в Астане состоялось 11-ое заседание Комитета парламентского сотрудничества Казахстан-ЕС.

Ключевую роль в институциональной системе взаимодействия РК-ЕС играют ежегодные заседания Совета сотрудничества, который с казахстанской стороны возглавляет Заместитель Премьер-министра Е.Орынбаев. Для имплементации решений Совета действуют Комитет сотрудничества и два профильных Подкомитета сотрудничества: по торговле, инвестициям, транспорту и энергетике; по правосудию и правопорядку.

В региональном плане стороны взаимодействуют в рамках Стратегии ЕС в Центральной Азии (введена в действие в 2007 г.).

Состоявшиеся в 2010-2012 гг. встречи на высшем и высоком уровне РЕ-ЕС, способствовали расширению и углублению нашего партнерства, а также еще раз подтвердили приоритетность развития многоплановых связей РК с Европейским Союзом.

Справочное

(1)     В 2010 году состоялись рабочий и официальный визиты Президента
Н.Назарбаева в штаб-квартиру ЕС в Брюсселе (апрель и октябрь), визиты Президента
Европейского Совета Х.Ван Ромпея в Казахстан для участия в саммите ОБСЕ (декабрь),
а также Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности
К.Эштон для участия в неформальном СМИД ОБСЕ (июль);

(2)     В 2011 году состоялись встречи Главы государства с Председателем
Европейской Комиссии Ж.М.Баррозу на полях Киевского саммита по ядерной энергии (19
апреля) и Председателем Европейского Совета Х.Ван Ромпеем (в рамках 66-й сессии
Генеральной Ассамблеи ООН 21 сентября); встречи Министра иностранных дел РК Е.
Казыханова с Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике
безопасности К.Эштон в рамках заседания Троек ОБСЕ-ЕС (18 июля, Брюссель), а
также в рамках 66-сессии Генеральной Ассамблеи ООН в формате двусторонней
встречи ОИС и ЕС (22 сентября, Нью-Йорк);

(3)     В 2012 году состоялись встречи Премьер-министра РК К.Масимова с
Председателем Европейского Совета Х.Ван Ромпёем и Председателем Европейской
Комиссии Ж.М.Баррозу (2 мая, Брюссель), а также Министра иностранных дел РК
Е.Казыханова с Верховным представителем К.Эштон (2 февраля, Брюссель).

В рамках практической реализации достигнутых договоренностей, в обозримой перспективе ожидается интенсивный политический диалог РК-ЕС. Так, в 29-30 ноября 2012 г. состоялся визит в Астану Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности / заместителя председателя Европейской Комиссии К.Эштон (состоялись встречи с Главой государства, заместителем Премьер-министра К.Келимбетовым и Министром иностранных дел Е.Идрисовым).

В 2013 г. ожидаются визиты Министра иностранных дел РК Е.Идрисова в штаб-квартиру ЕС в Брюсселе и первый официальный визит председателя Еврокомиссии Ж.М.Баррозу в РК.

 

Европейский Союз

(справка)

Европейский Союз - крупнейшее в мире политико-экономическое объединение государств. Главным новшеством, связанным с созданием Европейского Союза, по сравнению с другими международными образованиями, является то, что члены Евросоюза отказались от определённой части национального суверенитета в пользу создания политического объединения с единой структурой.

Страны-члены ЕС (27): Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния. В 2013 г. в ЕС намерена вступить Хорватия. Территория ЕС - 4331 тыс. кв. км. Население - 501 млн. чел. Валовой внутренний продукт (2011 г.) - 14 трлн. евро (25 тыс. евро ВВП / чел).

Основные события в истории европейской интеграции: 1951 г. -Парижский договор и создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС); 1957 г. - Римский договор и создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Евратома; 1965 г. - договор о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трёх европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратома; 1973 г. - первое расширение ЕЭС (присоединились Дания, Ирландия, Великобритания); 1978 г. - создание Европейской Валютной Системы; 1979 г. - первые всенародные выборы в Европейский Парламент; 1981 г. - второе расширение ЕЭС (присоединилась Греция); 1985 г. - подписание Шенгенского соглашения; 1986 г. - третье расширение ЕЭС (присоединились Испания и Португалия); 1986 г. - Единый европейский акт - первое существенное изменение учредительных договоров ЕС; 1992 г. - Маастрихтский договор и создание Европейского Союза на основе Европейского Экономического Сообщества; 1995 г. - четвёртое расширение ЕС (присоединение Австрии, Финляндии и Швеции); 1999 г. -введение единой европейской валюты — евро (в наличном обращении с 2002 г.); 2004 г. - пятое, самое масштабное расширение (присоединение 10 стран: Чехии, Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Эстонии, Латвии, Литвы, Кипра, Мальты); 2004 г. - подписание Конституции ЕС (в силу не вступила); 2007 г. - шестое расширение ЕС (присоединение Болгарии и Румынии). Отмечается 50-летний юбилей создания ЕЭС; 19 ноября 2009 г. - избран первый постоянный председатель Европейского Совета (Херман ван Ромпёй); 1 декабря 2009 г. - вступление в силу Лиссабонского договора (взамен Евроконституции), согласно которому Евросоюз становится правосубъектным.

Расширяется число сфер, где решения принимаются не единогласно, а большинством голосов, что делает более действенным механизм управления ЕС. Отдельные директивы ЕС могут носить характер законов прямого действия.

Для выполнения задач, зафиксированных в договорах об учреждении Европейских сообществ, а затем - Европейского Союза, был создан целый ряд европейских институтов.

Европейский Совет - высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов, его председателя и председателя Еврокомиссии.

Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции - основная миссия Европейского Совета. Наряду с Советом Министров, Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год - либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского Союза. С вступлением в силу Лиссабонского договора Европейский Совет стал полноценным институтом Евросоюза.

Совет Европейского Союза, или, неофициально, «Совет министров», наделён рядом функций как исполнительной, так и законодательной власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского Союза. Был создан в 1952 г. и призван уравновесить Европейскую Комиссию. Однако компетенции этих органов чётко разделены. Европейская Комиссия играет в большей мере административную роль, Совет министров ЕС осуществляет политическое лидерство. Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. Совет наделен полномочиями в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опорам европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В то же время Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского Союза. Любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако ряд правовых актов, а также бюджет Европейского Союза подлежат совместному решению Совета и Европейского Парламента.

В Совет входят министры иностранных дел государств-членов Европейского Союза. Однако получила развитие практика созыва Совета в составе иных, отраслевых министров: экономики и финансов, юстиции и внутренних дел, сельского хозяйства и т.д. Решения Совета имеют одинаковую силу вне зависимости от конкретного состава, принявшего решение.

Президентство в Совете министров осуществляется государствами-членами ЕС в порядке, единогласно определяемом Советом (обычно ротация происходит по принципу большое - малое государство, основатель - новый член и т. д.). Ротация происходит раз в шесть месяцев. Каждому государству принадлежит определённое число голосов в зависимости от его населения и экономического потенциала.

В соответствии с Лиссабонским договором, начиная с 1 ноября 2014 г., квалифицированным большинством считаются голоса как минимум 55 % членов Совета (как минимум 15 стран), которые представляют как минимум 65 % населения Евросоюза. Блокирующим меньшинством становятся четыре государства-члена Совета.

Под эгидой Совета действуют многочисленные рабочие группы по конкретным вопросам, задача которых заключается в том, чтобы готовить решения Совета и осуществлять контроль за Еврокомиссий в случае, если ей делегированы определённые полномочия Совета.

Европейский Парламент является собранием из 736 депутатов (в редакции Ниццкого договора), напрямую избираемых гражданами государств-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского Парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

С вступлением в силу Лиссабонского Договора Парламент получил большую полноту власти, поскольку его вес как законодательного органа приравнивается к весу Совета ЕС. Он также получил равный статус с Советом ЕС в отношении вопросов бюджета, т.к. дифференциация на «обязательные» и «необязательные» расходы не проводится. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо, по крайней мере, запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом её роспуска. Европарламенту поручено избрание председателя Еврокомиссий (тогда как ранее он только одобрял кандидатуру, выдвинутую правительствами стран-членов). Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами. Последние выборы в Европарламент проводились в 2009 году. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.

Европейская Комиссия — высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссий. Еврокомиссия формируется каждые 5 лет (сейчас действует мандат 2009-2014 гг.). Председатель Еврокомиссий избирается большинством голосов в Европарламенте по предложению Евросовета. Члены Еврокомиссий назначаются путём голосования по принципу квалифицированного большинства в Евросовете.

Каждый член Комиссии отвечает за определённую сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (Генеральный директорат). Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского Союза. Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе.

Суд Европейского Союза является судебным органом ЕС высшей инстанции. Он регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским Союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу, юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС. В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления. Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и 11 генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей. Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза, основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда.

Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов ЕС, но и их граждан и юридических лиц. Право ЕС состоит из так называемого первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право— учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право — акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права. Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств.

 

Поиск



www.akorda.kz
www.government.kz
www.religions-congress.org
http://adilet.minjust.kz/