Назарбаева Дарига
Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Депутатам

Депутатам

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

Назарбаевой Д.Н., Ароновой И.П.,

Киколенко О.А., Иксановой Г.М.,

Петуховой Н.М.

 

На № ДС-15 от 17.01.2014 г.

 

 

Уважаемые депутаты!

 

На Ваш депутатский запрос, оглашенный на заседании Мажилиса            Парламента Республики Казахстан 15 января 2014 года, по вопросам социальной поддержки детей-инвалидов, сообщаем следующее.

Казахстанская система социальной поддержки семей проходила формирование в период становления и развития независимого Казахстана, исходя из необходимости удовлетворения потребностей населения с учетом финансово-экономических возможностей государства, включая активные меры поддержки, создающие мотивацию трудовой деятельности женщин трудоспособного возраста.

В настоящее время система социальной защиты включает в себя стандарты            социального обеспечения и стандарты социальной помощи.

Стандарты социального обеспечения являются гарантией государства, формируются на основе международных стандартов и в большинстве случаев отражают зависимость от трудового вклада и ранее получаемых доходов.

Социальная помощь (поддержка) является дополнительной помощью гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предоставляемой в зависимости от финансово-экономических возможностей государства, и не является обязательством и гарантией содержания семей с детьми, а выполняет функции дополнительной помощи семье с учетом личной ответственности родителей за заботу и воспитание своих детей (статья 27 Конституции РК).

Всего в стране в семьях воспитываются 66,6 тыс. детей, имеющих            инвалидность.

При этом, материальная выплата родителям, воспитывающим ребенка-инвалида в размере минимальной заработной платы, введена как мера дополнительной помощи в период воспитания ребенка - инвалида до 18 лет, когда затраты родителей превышают расходы на его содержание в связи с необходимостью получения образовательных услуг, посещения дополнительных центров развития.

На начало текущего года услугами социального обслуживания в условиях  психоневрологических медико-социальных учреждений (далее – МСУ), отделений дневного пребывания и надомного обслуживания, реабилитационных центрах и центрах социальной адаптации для лиц без определенного места жительства охвачено более 90 тыс. человек.

В МСУ общего типа для престарелых и инвалидов проживает   3500 инвалидов, в детских психоневрологических МСУ – 2090 человек, МСУ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата     376   человек.

По итогам 2013 года нуждаются в получении специальных социальных услуг более 2 тыс. человек, что в 2 раза меньше в сравнении с 2011 годом.

Всего на начало 2014 года в Казахстане количество инвалидов составляет 626,7 тыс., которым инвалидность и группа инвалидности определена медико-социальной экспертизой исходя из установленных критериев определения инвалидности: осмотра освидетельствуемого лица, комплексной оценки состояния организма и нарушений его функций на основании медицинских заключений, уровня степени ограничения жизнедеятельности, в том числе трудоспособности.

Критериями для установления группы инвалидности является стойкое выраженное нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к выраженному ограничению жизнедеятельности. Данные критерии по каждой группе инвалидности определены постановлением Правительства от 20 июля 2005 года № 750.

В целях совершенствования медико-социальной экспертизы Министерством труда и социальной защиты населения в период  с 2013 по 2015 годы проводятся исследования применения положений Международной классификации функционирования (2001 г.) при установлении степени ограничения жизнедеятельности и определении реабилитационных мероприятий инвалидам, а также для определения необходимости внедрения объективных критериев в части определения нуждаемости детей-инвалидов в устранении барьеров с учетом положений МКФ.

Также, с 2009 года введены Стандарты оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения, содержащие комплексный подход в работе с каждым получателем услуги с учетом его индивидуальных особенностей организма. В 2011 году в Стандарты внесены изменения и дополнения по итогам их трехлетней реализации в регионах. Дальнейшее совершенствование Стандартов предусмотрено в 1 квартале   2014 года.

При этом необходимо отметить, что специальные социальные услуги введены в целях создания условий для выхода из трудной жизненной ситуации лиц в ней находящихся, включая и лиц старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями.

На основании изложенного, необходимо отметить, что предложение о признании родителей инвалидов 1 группы с психоневрологическими заболеваниями социальными работниками по индивидуальному уходу на дому не будет соответствовать действующему законодательству, так как предполагает оплату за естественное право и обязанность родителей заботиться о своих детях.

С учетом этого вопрос социальной поддержки семей, имеющих инвалидов старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями, требует всестороннего рассмотрения, изучения международного опыта, определения критериев социальной поддержки таких семей и объема финансовых затрат на эти цели с учетом возможностей государственного бюджета.

Об изучении данного вопроса мною даны соответствующие поручения заинтересованным государственным органам.

Одновременно направляем сведения об инвалидах (прилагается на 5 листах).

 

 

Премьер-Министр

       Республики Казахстан                                                                                  С. Ахметов

 

 

Поиск



www.akorda.kz
www.government.kz
www.religions-congress.org
http://adilet.minjust.kz/