Назарбаева Дарига
Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Министру образования Республики Казахстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглашен 2 апреля 2014 года

Министру образования

Республики Казахстан

А.Б. Саринжипову

 

 

Депутатский запрос

 

 

Уважаемый Аслан Бакенович!

 

Согласно статьи 27 Конституции Республики Казахстан брак и семья, материнство и детство находятся под защитой государства.

В нашей стране достигнуты определенные успехи по укреплению института семьи и созданию условий казахстанским гражданам по усыновлению, опеке и патронату над детьми, оставшимся без попечения родителей.

В то же время до сих пор не решен ряд проблем, связанных с несовершенством действующей системы постановки их на учет и обеспечения гарантий доступа к информации о таких детях.

Действующий порядок и  правила организации  учета детей, нуждающихся в семье, определяются Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2012 года № 388 «Об утверждении Правил организации учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих усыновлению, и доступа к информации о них».

Однако следует отметить, что действующий порядок нерезультативен, не доработан, и потенциальные усыновители, опекуны, попечители и патронатные воспитатели не имеют доступа к информации о детях, так как:

- в Постановлении не установлена обязанность органов, ведущих учет детей, предоставлять информацию о них физическим и юридическим лицам;

- информация о детях, оставшихся без попечения родителей, предоставляется  только судам и органам прокуратуры.

По данным Генеральной прокуратуры установлены многочисленные факты нарушения прав детей, связанные с коммерциализацией, криминализацией процесса усыновления и торговли ими. Анализ причин и условий совершения преступлений в сфере усыновления показал, что решение о покупке ребенка обусловлено бесперспективностью нахождения лица на учете в качестве усыновителя и отсутствием у него необходимой информации о детях, подлежащих усыновлению. Проверка Генпрокуратуры показала, что дети передаются на усыновление лицам, не состоящим на учете в органах опеки и попечительства в качестве кандидатов в усыновители, что свидетельствует о формальном характере такого учета. За 2012-2013 г.г. всего по республике лицами, не состоящими на учете в уполномоченном органе, усыновлено 457 детей, также 220 детей переданы на усыновление гражданам без постановки на первичный учет.

В связи с этим, необходимы срочные меры по формированию единой и  прозрачной системы учета детей, оставшихся без попечения родителей путем создания национального банка данных. При этом необходимо обеспечить жесткий контроль и надзор со стороны государственных органов по осуществлению полного и достоверного учета, объективности заносимых данных на каждого ребенка, а также дальнейшего совершенствования механизмов «тайны усыновления».

Это оправданный шаг для профилактики и ликвидации негативных тенденций, связанных с усыновлением детей, злоупотреблениями со стороны должностных лиц, намеренного искажения информации о детях в целях торговли детьми. Отсутствие единых подходов и принципов формирования информации, чрезмерная  ее закрытость создают благоприятную почву для совершения работниками органов опеки и попечительства коррупционных правонарушений, что уже неоднократно выявлялось проверками органов Прокуратуры Республики Казахстан.

 

В связи с вышесказанным просим Вас дать поручение комитету контроля МОН провести мониторинг и анализ эффективности действующей системы учета детей с учетом результатов проверки Генеральной прокуратуры РК от 14.02.2014 г. и предоставить эту информацию в Мажилис Парламента Республики Казахстан.

 

 

          Депутаты

Д. Назарбаева

З. Балиева

Г. Иксанова

 

Поиск



www.akorda.kz
www.government.kz
www.religions-congress.org
http://adilet.minjust.kz/