Назарбаева Дарига
Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) делит все страны по показателю суицида на три группы:

Министру образования и науки

Республики Казахстан

Жумагулову Б.Т.

 

 

Уважаемый Бакытжан Турсынович!

 

 

За последнее десятилетие в Казахстане отмечается увеличение количества самоубийств среди молодежи, примерно, в три раза. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте от 15 до 19 лет пытается совершить попытку самоубийства. По количеству суицидов в этой возрастной группе Казахстан лидирует среди стран СНГ.

 

По классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) все страны мира делятся  на три основные группы по уровню суицида:

1) с высоким и очень высоким уровнем самоубийств (свыше 20 человек в год на 100 тыс. населения);

2) со средним уровнем самоубийств (от 10 до 20 человек на 100 тысяч населения);

3) с низким уровнем самоубийств (до 10 человек на 100 тысяч населения).

 

По итогам 2011 года Казахстан вошел в первую группу с высоким и очень высоким уровнем самоубийств и занял третью позицию с показателем 30,0 после Литвы и Северной Кореи. Для сравнения, уровень суицида, например, в Азербайджане  составляет  0,6;  в Италии – 6,3.

По информации Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК в 2011 году в Казахстане было зарегистрировано 257 случаев и 592 попытки суицида.

 

Самыми распространенными причинами суицида эксперты называют эмоциональное и физическое насилие, невнимание родителей, травля со стороны ровесников, финансовые затруднения в семье.

 

После введения Единого национального тестирования (ЕНТ) количество самоубийств в Казахстане возросло. Если в 2009 году было зарегистрировано 209 случаев суицида среди казахстанских школьников, то в 2010 году – 237. В 2011 году только в Южно-Казахстанской области  было отмечено более 50  случаев самоубийства среди учеников  средних школ. Высокий уровень подросткового суицида наблюдается в Восточно-Казахстанской, Алматинской, Карагандинской и Акмолинской областях.

По меткому выражению журналистов, процедура проведения Единого национального тестирования «с каждым годом все больше напоминает борьбу с терроризмом или организованной преступностью». Оснащение аудиторий камерами слежения, устройствами подавления сотовой связи, металлодетекторами, незаконные унизительные досмотры детей на наличие шпаргалок, проявление грубости по отношению к ним,- все это  усиливает психологическую напряженность и приводит к срыву  детской психики и суицидальным проявлениям.

 

К сожалению, современный педагог сегодня не получает ни достаточных знаний о развитии ребенка и его возрастных особенностях, ни практических навыков эффективного общения с учащимися. В то же время  во многих средних школах либо отсутствуют детские психологи, либо их услуги формальны. Специалисты полагают, что психологи могли бы помочь несовершеннолетним подросткам поднять уровень самооценки, научить школьников уважать себя, управлять агрессией и правильно общаться со взрослыми  и своими сверстниками.

 

Сегодня, не дожидаясь пока государственные органы отреагируют на «зашкаливающее количество подростковых самоубийств», алматинские студенты  основали общественное движение «Молодежь против суицидов». Они намерены собственными силами помогать школьникам и подросткам справляться с  трудностями жизни, в том числе и  с проблемами ЕНТ.

 

В связи с вышеизложенными фактами, прошу Вас ответить на следующие  вопросы:

1. Какие приняты меры по совершенствованию процедуры проведения Единого национального тестирования в целях исключения суицидальных случаев?

2. Какие приняты меры системного характера по снижению уровня  суицида среди школьников? Как учитывается региональный аспект подростковых самоубийств?

3. Какова укомплектованность школ специалистами по раннему выявлению детей, склонных к самоубийствам? Разработатывается ли совместно с Министерством здравоохранения Республики Казахстан программа подготовки  и переподготовки детских психологов, психиатров и суицидологов?

4. Какие меры принимаются министерством в целях исключения  негативного влияния Интернета? Обеспечивается ли мониторинг за страницами для школьных подростков в социальных сетях со стороны родителей и классных руководителей?

 

 

С уважением,

 

 

Депутат                                                                                Д.Назарбаева

 

 

Поиск



www.akorda.kz
www.government.kz
www.religions-congress.org
http://adilet.minjust.kz/