Назарбаева Дарига
Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан

Приложение

1.                Какова демографическая ситуация в стране: статистические данные по женщинам (возраст, занятость, среднемесячная заработная плата, процент естественного выбывания за последние 5 лет, прогноз на предстоящие 5-10 лет)

Текущая демографическая ситуация

На 1 января  2013 года численность населения в стране составила        16911,9 тыс. человек,  с ростом к аналогичному периоду 2012 года на 1,4 %, 8751,5 тыс. человек, или 51,7 % от общей численности населения - женщины.

В разрезе возрастных групп ситуация выглядит следующим образом:

в возрасте  0-15 лет - 2204,2 тысячи человек, что составляет 25,2% от общей численности населения (в данной возрастной группе женщины составляют 48,7%);

от 16 до 57 лет - 5309,7 тысячи человек (60,7 % от общей численности населения, при этом в данной возрастной группе женщины составляют 49,8 %);

от 58  и старше - 1237,5 тысячи человек (14,1 % от общей численности населения, при этом женщины составляют 71,8 %).

Уровень смертности в 2012 году сложился на уровне 8,41 на 1000 человек, в том числе среди женщин - 7,30, среди мужчин - 9,59, в том числе по возрастным группам:

- 0-15 лет: общий уровень -1,59, среди женщин -1,79, мужчин -1,38;

- 16-57 лет (женщины), 16-62 года (мужчины):  общий уровень - 4,88, среди женщин - 2,37, мужчин -7,37;

- 57 лет и старше (женщины), 62 года и старше (мужчины): общий уровень - 48,44, среди женщин - 39,28, мужчин - 71,78.

 

Демографический прогноз

По прогнозам Агентства Республики Казахстан по статистике (при условиях неизменности показателей суммарного коэффициента рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, с учетом миграции населения на уровне среднего значения базового периода) численность населения составит:

1) в 2018 году - 18288,3 тыс. человек, рост на 8,1 %, из них женщин - 51,7 % или 8837,1 тыс. человек, рост на 8 % по сравнению с 2012 годом, из них по возрастным группам:

в возрасте  0-15 лет 2636,9  тысячи или 25,2 % от численности группы;

от 16 до 57 лет - 5323,6 тысячи человек, или 60,7  % от численности группы;

 от 58  и старше - 1490,7 тысячи человек или 14,1 %;

2) в 2023 году - 19248,5 тыс. человек, рост на 13,8 % по сравнению                с 2012  годом, из них женщин - 9945,6 тыс. человек (51,7 % от общей численности населения), рост на 13,6 %, из них по возрастным группам:

в возрасте  0-15 лет - 2823,6 тысячи (28,4 % -от общей численности населения), от 16 до 57 лет - 5404,3 тысячи человек (54,3 % от общей численности населения), от 58  и старше - 1717,7 тысячи человек (17,3 % от общей численности населения).

Уровень смертности прогнозируется:

- в 2018 году на уровне - 8,99 на 1000 человек, в том числе среди женщин - 7,8; мужчин - 10,27;

- в 2023 году - 9,29, в том числе среди женщин - 8,07; мужчин - 10,58.

 

Касательно занятости и среднемесячной заработной платы

В экономике страны по итогам 2012 года численность занятого населения составила 8507,2 тыс. человек, из них 4131,2 тыс. человек или  48,6 % – женщины.

В разрезе видов экономической деятельности наибольшая численность женщин наблюдается в следующих отраслях:

сельское хозяйство - 1033,3 тыс. человек, или 25 % от общей численности занятых женщин;

торговля - 724,6 тыс. человек  (17,5 %);

образование - 643,1 тыс. человек (15,6 %).

Среднемесячная заработная плата женщин в 2011 году составила 72430 тенге, что на 19,5% ниже средней по республике (90028 тенге) и на 32,0 % ниже средней заработной платы мужчин (106533 тенге).

Максимальное значение средней заработной платы у женщин наблюдается в сфере финансовой и страховой деятельности (149061 тенге), наименьшее - в сельском хозяйстве (35112 тенге).

Более подробная информация в приложении 1.

 

2.                Статистика по многодетным семьям, воспитывающим детей - инвалидов

           

Сведения о численности многодетных

семей, воспитывающих 4-х и более детей

 

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

1 кв. 2013г

  Численность,чел

176 093

     182 138

    192 266

      196 446

194 358

199 505

212 708

 

Сведения о численности лиц, воспитывающих ребенка-инвалида

 

 

2010

2011

2012

1 кв. 2013г

  Численность, чел

42424

54828

58734

60252

 

3.                Статистика  по женщинам, имеющим взрослых нетрудоспособных членов семьи, нуждающихся в постоянном уходе

Министерством труда и социальной защиты населения РК не ведется статистика по женщинам, имеющим взрослых нетрудоспособных членов семьи, нуждающихся в постоянном уходе.

При этом в соответствии со Стандартом оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения в условиях оказания услуг на дому (утвержденным постановлением Правительства РК от 28.10.2011 г. №  1222), инвалидам старше восемнадцати лет с психоневрологическими заболеваниями, инвалидам первой и второй групп, лицам, не способным к самостоятельному обслуживанию в связи с преклонным возрастом в дневное время суток не менее двух раз в неделю социальным работником по уходу предоставляются специальные социальные услуги, такие, как содействие в уборке жилья, приготовлении пищи, индивидуальные услуги обслуживающего и гигиенического характера и др.

На начало текущего года системой социального обслуживания было охвачено 52,8 тыс. человек в 506 отделениях социальной помощи на дому для  престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Также сообщаем, что согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 20 июля 2005 года № 754 «О некоторых вопросах реабилитации инвалидов»  инвалидам первой группы, имеющим затруднения в передвижении, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида предоставляются услуги индивидуального помощника.

 

Сведения об оказании специальных

 социальных услуг в области социальной защиты

 

Организации надомного ухода

Отделения социальной помощи на дому

для детей-инвалидов и инвалидов старше

 18 лет с психоневрологическими заболеваниями

Отделения социальной помощи на дому  для престарелых и инвалидов

численность получивших услуги, чел

численность получивших услуги, чел

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

14541

12760

14414

16480

16253

33118

  30556

32622

    34652

36503

 

4.  Статистика по женщинам, занятым на вредных производствах

 

Наименование

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1

Численность работников обследованных предприятий,

тыс. чел.

1511,2

1502,0

1423,6

1466,0

1521,6

в том числе женщин

570,0

575,1

535,9

552,8

585,7

2.

Численность работников, занятых в

особых условиях труда, тыс. чел.

314,2

329,4

324,9

323,2

346,6

в том числе женщин

71,9

74,8

75,9

78,7

85,1

доля женщин

22,9 %

22,7 %

23,4 %

24,4 %

24,6 %

3.

Численность занятых тяжелым

физическим трудом, тыс. чел.

41,1

46,8

50,6

59,6

62,4

в том числе женщин

2,2

1,9

2,7

3,5

3,3

 

 

 

5.                Статистика по всем женщинам в разрезе специальных категорий, попадающих под особые льготы (чел.)

 

годы

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

вышедшие на пенсию по выслуге лет

состоявшиеся получатели, из них

6 160

6 851

7 199

7 918

8 527

вновь назначенные получатели

488

705

635

799

760

многодетные матери, родившие 5 и более детей

состоявшиеся получатели, из них

285 579

308 329

300 832

309 208

306 212

вновь назначенные получатели

7 646

10 208

8 309

8 319

6 881

 получатели госсоцпособий по инвалидности

состоявшиеся получатели, из них

177 170

198 122

186 776

193 332

194 102

вновь назначенные получатели

13 123

19 616

18 254

19 457

17 841

получатели ГСП по потере кормильца

состоявшиеся получатели, из них

173 458

197 015

162 586

157 866

146 145

вновь назначенные получатели

10 236

18 467

16 120

15 594

14 892

получатели ГСП по возрасту

состоявшиеся получатели, из них

12 564

15 320

15 993

17 584

18 771

вновь назначенные получатели

2 986

4 202

4 235

4 640

5 069

получатели ГСП по Списку №1

состоявшиеся получатели, из них

6 115

6 464

5 913

5 251

4 723

вновь назначенные получатели

420

477

369

279

226

получатели ГСП по Списку №2

состоявшиеся получатели, из них

6 845

6 959

6 671

6 241

5 646

вновь назначенные получатели

6 842

1 769

1 273

1 125

1 002

ИТОГО

667 891

739 060

685 970

697 400

684 126

 

6.                Статистика по мужчинам  в разрезе специальных категорий, попадающих под особые льготы (чел.)

 

годы

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

вышедшие на пенсию по выслуге лет

состоявшиеся получатели, из них

48 200

52 030

52 760

55 816

59 194

вновь назначенные получатели

2 387

2 504

3 528

4 244

5 029

 получателей госсоцпособий по инвалидности

состоявшиеся получатели, из них

245 860

280 451

263 407

274 085

281 477

вновь назначенные получатели

20 219

29 764

27 395

29 370

26 118

получатели ГСП по потере кормильца

состоявшиеся получатели, из них

37 367

44 944

35 753

35 215

33 652

вновь назначенные получатели

2 614

5 416

4 573

4 381

4 354

получатели ГСП по возрасту

состоявшиеся получатели, из них

2 522

3 070

2 947

3 063

3 747

вновь назначенные получатели

609

797

701

638

657

получатели ГСП по Списку №1

состоявшиеся получатели, из них

19 573

22 041

21 539

21 655

21 199

вновь назначенные получатели

2 121

2 760

2 403

2 390

2 095

получатели ГСП по Списку №2

состоявшиеся получатели, из них

7 652

9 378

9 156

9 018

8 516

вновь назначенные получатели

7 655

2 796

2 056

1 833

1 672

ИТОГО

361 174

411 914

385 562

398 852

407 785

 

 

 

 

 

 


7.                Прогнозируемая динамика изменения баланса выплат между солидарной и накопительной системами

 

Численность получателей, средние размеры и

коэффициент замещения дохода пенсионными выплатами

 

№ п/п

Наименование  

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Среднегод. числ. получателей солидарной пенсии, тыс. чел.

1794,7

1720,6

1672,8

1647,2

1637

1641,4

1632,7

1630,2

1646,6

1677,2

1713

1753,2

Размер солидарной пенсии, тенге

4 926

5 760

7 277

8 571

9 142

9 912

10 823

13 675

17 366

21 542

27 793

30 045

Коэффициент замещения, в %

34,3 %

33,3 %

35,8 %

37,1 %

32,3 %

29,1 %

26,5 %

26,1%

28,6%

32,0%

35,8%

33,4%

Объем расходов, млрд. тенге

106,1

118,9

146,1

169,4

179,6

195,2

228

267,5

343,1

433,5

571,3

632,1

 

 2

Среднегод. численность получателей базовой пенсии, тыс. чел.

 

 

 

 

1666,2

1663

1654,3

1651,3

1668,9

1702,9

1740

1780,8

Размер базовой пенсии, тенге

 

 

 

 

3 000

3 000

3 000

4 810

5 487

5 981

8 000

8 720

Коэффициент замещения, в %

 

 

 

 

10,6%

8,8%

7,4%

9,2%

9,0%

8,9%

10,3%

9,7%

Объем расходов, млрд. тенге

 

 

 

 

30,1

60,2

65,2

96

109,7

123,3

168,7

187,9

 

3

Итого из республиканского бюджета, млрд. тенге

106,1

118,9

146,1

169,4

209,7

255,4

293,2

363,6

452,8

556,8

740

820

 

4

Числ. получателей пенсионных выплат по графику из НПФ (с нарастающим), тыс. чел.

207,6

238,7

250,2

301,1

373,7

454,2

530,1

606,8

700,9

780,7

792,3

901,4

Средний размер пенсии (расчетный, в месяц), тенге

361

628

466

832

1076

1104

943

2513

2067

2491

2949

3601

Коэффициент замещения, в %

2,5 %

3,6 %

2,3 %

3,6 %

3,8 %

3,2 %

2,3 %

3,2 %

3,4 %

3,7 %

3,8 %

4,0 %

Объем расходов, млрд. тенге

2,8

4,6

6

9

13,8

19,6

25,6

43,9

65,1

93,5

117

161,1

 

 


 

Показатели

2013 г

2014 г

2015 г

2016 г

2017 г

2018 г

2019 г

2020 г

Численность пенсионеров получателей базовой пенсии, тыс. чел.

1750,6

1781,9

1816,1

1853,5

1895,4

1943,8

1994,6

2043,5

Размер базовой пенсии, тенге

9 330

9 983

13 984

14 823

15 713

16 655

17 655

18 537

Сумма расходов на базовую пенсию, млрд. тенге

196

213,5

304,8

329,7

357,4

388,5

422,6

454,6

Численность пенсионеров получателей солидарной пенсии, тыс. чел.

1 721,60

1 752,40

1 786,10

1 823,50

1 865,40

1 912,80

1 962,60

2 011,50

Средний  размер солидарной пенсии, тенге

31 231

33 779

36 465

38 928

41 476

44 101

46 736

48 917

Сумма расходов на солидарную  пенсию, млрд. тенге

645,2

710,3

781,6

851,8

928,4

1 012,3

1 100,7

1 180,8

Итого расходов на солидарную и базовую пенсию, млрд. тенге

841,2

923,8

1 086,30

1 181,50

1 285,80

1 400,80

1 523,20

1 635,40

Доля расходов к ВВП, в %

2,30 %

2,20 %

2,20 %

2,10 %

2,00 %

1,90 %

1,80 %

1,70 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставка замещения дохода солидарной и базовой пенсией 

40,9%

39,2%

40,1%

37,4%

35,4%

33,4%

31,9%

30,1%

солидарная

31,50 %

30,30 %

29,00 %

27,10 %

25,70 %

24,30 %

23,10 %

21,80 %

базовая

9,40 %

8,9 0%

11,10 %

10,30 %

9,70 %

9,20 %

8,7 0%

8,30 %

 

 

8.                Сколько на сегодня всего поступает отчислений в негосударственные накопительные пенсионные фонды и каковы размеры выплат мужчинам и женщинам

   За 2012 год сумма пенсионных взносов составила 503,1 млрд. тенге (в январе-феврале 2013 года – 83,1 млрд. тенге). Всего за 2012 год из накопительных пенсионных фондов осуществлено пенсионных выплат на сумму 95,9 млрд. тенге (за январь-февраль 2013 года – 28,0 млрд. тенге). При этом, по информации Национального Банка, сведения по гендерному распределению пенсионных выплат отсутствуют.

 

9.  Количество и суммы добровольных пенсионных взносов

Накопления за счет добровольных пенсионных взносов могут вноситься как самим вкладчиком, так и работодателем, при этом вкладчик может вносить пенсионные взносы для себя и для своих родных.

В структуре пенсионных накоплений доля добровольных взносов остается незначительной. Так, на 1 января 2013 года сумма накоплений составила 1,3 млрд. тенге, что составляет 0,04 % от совокупного размера пенсионных активов.

При этом, начиная с 2009 года, наблюдается отрицательная динамика, как по сумме добровольных пенсионных взносов (за 2009 год было привлечено взносов на сумму 321,6 млн. тенге, за 2010 год – 118,9 млн. тенге, за 2011 год – 97,5, за 2012 год – 97,7 млн. тенге), так и по количеству вкладчиков (на 1 января 2010 года – 41682 человек, на 1 января 2013 года – 37793).

 

10.           Сколько на сегодняшнее время числится работающих пенсионеров (мужчин и женщин) и в каких сферах (чел.)

 

Виды экономической деятельности

Занятое население, всего

из них

женщины

мужчины

 Занято в экономике, всего

   165 480

   121 876

   43 604

 в том числе:

 

 

 

 Сельское, лесное и рыбное хозяйство

   84 551

60794

   23 757

 Промышленность

   10 904

6625

   4 279

  горнодобывающая промышленность и разработка карьеров

   2 222

881

   1 341

  обрабатывающая промышленность

   6 023

4523

   1 500

  электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование

   1 399

593

    806

  водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов

   1 260

628

    632

 Строительство

   6 757

4643

   2 114

 Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов

   23 078

19645

   3 433

 Транспорт и складирование

   4 097

1586

   2 511

 Услуги по проживанию и питанию

   1 857

1857

    0

 Информация и связь

   1 011

821

    190

 Финансовая и страховая деятельность

    844

520

    324

 Операции с недвижимым имуществом

   1 496

1058

    438

 Профессиональная, научная и техническая деятельность

   2 585

2272

    313

 Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания

   1 197

685

    512

 Государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение

   2 342

1684

    658

 Образование

   13 086

10186

   2 900

 Здравоохранение и социальные услуги

   7 687

6471

   1 216

 Искусство, развлечения и отдых

   1 004

902

    102

 Предоставление прочих видов услуг

   2 496

1959

    537

 Деятельность домашних хозяйств,  нанимающих домашнюю прислугу и производящих товары и услуги для собственного потребления

    488

168

    320

 

11.           Основные недостатки в работе негосударственных пенсионных фондов (нормативно-правовая база и практика их исполнения)

В период становления пенсионной системы фонды вели активную работу по привлечению вкладчиков. Так, если в 1999 году в НПФ было открыто 2 млн. пенсионных счетов вкладчиков, то в настоящее время их количество составляет 8,4 млн. И теперь одной из главных проблем стала недобросовестная конкуренция в «погоне» за вкладчиками. В результате частых переходов из одного фонда в другой вкладчики теряли инвестиционный доход. Необходимо отметить, что при создании ЕНПФ прекратится эта негативная практика, и, соответственно, миграция вкладчиков из одного фонда в другой, которая способствовала снижению общей эффективности пенсионной системы.

Также, в докризисный период в некоторых НПФ осуществлялись сделки с аффилированными лицами, по которым были понесены убытки. При объединении пенсионных фондов в один, риск совершения сделок с аффилированными лицами будет устранен.

Кроме того, одной из проблем являлись относительно высокие административные и операционные расходы, связанные с учетом и хранением пенсионных активов.

 

12.           Какова структура самозанятого населения? Сколько на сегодняшний день индивидуальных предпринимателей

По данным Агентства по статистике по итогам 2012 года самозанятое население по республике составило – 2 696 469 человек, их которых мужчин – 1 390 022 человек, женщин – 1 303 447 человек, в том числе по отраслям экономики:

-       сельское, лесное и рыбное хозяйство - 1 519 533 человек;

-       оптовая и розничная торговля 624 214 человек;

-       транспорт и складирование – 174 705 человек;

-       строительство – 154 550 человек.

По состоянию на 1 апреля 2013 года количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 1 457 823 единиц, из них количество индивидуальных предпринимателей - 1 021 365 единиц.

 

13.           Какие механизмы стимулирования предлагаются для самозанятого населения для  участия их в накопительной пенсионной системе, в системе социального страхования

Общая численность занятого населения на 1 января 2013 года составляет  8,5 млн. человек, из них, 5,7 млн. человек, являются участниками НПС, хотя бы один раз в год отчислявшие пенсионные взносы, а количество лиц, осуществляющих пенсионные взносы с регулярностью 12 раз в год, составляет всего лишь 3,7 млн. человек (41 % от экономически активного населения).

    В целях вовлечения неформально занятого населения в накопительную пенсионную систему, в систему социального страхования, планируется комплекс мер по формализации занятости и доходов наемных работников, самозанятого населения и стимулированию их участия в системе пенсионных накоплений через усиление гарантий минимального пенсионного обеспечения. В этих целях, рассматривается вопрос трансформирования базовой пенсии в гарантированную минимальную пенсию.

В целях расширения охвата наемных работников предполагается внедрение механизма коллективно - добровольных накоплений пенсий, в котором накопления работников дополняются взносами соответствующих работодателей.

Кроме того, меры по созданию рабочих мест и содействию занятости, предпринятые в рамках реализации Программы занятости 2020,  позволят стимулировать формализацию и рост числа продуктивно занятых из числа самозанятых, а микрокредитование на селе активизирует формирование из них индивидуальных предпринимателей, что также позволит вовлечь самозанятое население в накопительную пенсионную систему и систему социального страхования.

    Кроме того, в рамках законопроекта о всеобщем декларировании вносятся предложения по специальным налоговым режимам, которые будут способствовать формализации самозанятого населения и предполагают обеспечение прозрачности трудовых отношений у тех, кто работает по специальным налоговым режимам, через стимулирование - показывать реальную заработную плату.

14. Структура инвестиционного портфеля в среднем по действующим фондам и уровень доходности от инвестиций, в том числе, от инвестиций в зарубежные финансовые инструменты

15. Какова доходность от 13 % активов, инвестированных за рубежом

По состоянию на 1 марта 2013 года основную долю пенсионных активов НПФ составляют государственные ценные бумаги Республики Казахстан, доля данных ценных бумаг равна 49,8 % от совокупной суммы инвестированных пенсионных активов НПФ. В свою очередь акции и долговые ценные бумаги негосударственных эмитентов Республики Казахстан составляют 5,8 % и 20,7 %, соответственно. При этом инвестиции НПФ в иностранных эмитентов составляют 13,3 %. Следует отметить, что доля вкладов НПФ в банках второго уровня Республики Казахстан занимает 10,4 % от совокупной суммы инвестированных пенсионных активов НПФ.

Ниже представлена структура инвестиционного портфеля НПФ по состоянию на 01.03.2013 г. в сравнении с 01.01.2013 г.:

 

Финансовые инструменты

1.01.13

1.03.13

Прирост,

в %

млрд. тенге

в %

млрд. тенге

в %

Государственные ценные бумаги РК

1 579,4

50,5

1 543,6

49,8

-2,3

Негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов

159,1

5,1

139,2

4,5

-12,5

   акции

21,2

0,7

18,6

0,6

-12,3

   облигации

137,9

4,4

120,6

3,9

-12,5

Ценные бумаги международных финансовых организаций

72,9

2,3

66,5

2,2

-8,8

Государственные ценные бумаги иностранных эмитентов

66,7

2,1

65,6

2,1

-1,6

Аффинированное золото

114,5

3,7

138,6

4,5

21,0

Негосударственные ценные бумаги эмитентов РК, в том числе

812,1

25,9

822,2

26,5

1,2

   акции

170,4

5,4

179,8

5,8

5,5

   облигации

641,7

20,5

642,4

20,7

0,1

Вклады в банках второго уровня

324,8

10,4

321,9

10,4

-0,9

Производные ценные бумаги

-0,1

0

0,0

0

-100,0

Итого инвестировано:

3 129,4

100

3 097,6

100

-1,0

 

Согласно требованиям законодательства Республики Казахстан, регламентирующим инвестиционную деятельность НПФ, размер инвестиций НПФ в ценные бумаги иностранных эмитентов, должен составлять не более 50 % от размера пенсионных активов, при этом фактически по состоянию на 1 марта 2013 года данная доля составила 13,3 %.

Кроме того, НПФ разрешено инвестировать в ценные бумаги эмитентов обладающих рейтинговой оценкой не ниже «BBB- » по международной шкале агентства «Standard & Poor's» или рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств.

В целом инвестиционная доходность пенсионных активов характеризуется коэффициентом номинального дохода – К2. Коэффициент номинального дохода (К2) отражает средневзвешенную номинальную доходность по всей накопительной пенсионной системе, при этом данный показатель не рассчитывается отдельно по финансовым инструментам, в том числе по иностранным инвестициям.  

Так, накопленный уровень доходности за период 1998 – 2012 годов по умеренному инвестиционному портфелю НПФ составляет 366,15 % (по консервативному инвестиционному портфелю – 356,07 %) а накопленное значение инфляции - 236,31 %. В свою очередь начисленный инвестиционный доход за данный период равен 851,14 млрд. тенге.

В рамках реализации поручения Главы государства, данного в ходе расширенного заседания Правительства 23 января 2013 года, а также в целях обеспечения сохранности пенсионных накоплений вкладчиков в накопительных пенсионных фондах до момента перевода в Единый накопительный пенсионный фонд Национальным Банком приняты меры по ограничению перечня финансовых инструментов, с которыми НПФ могут заключать сделки за счет пенсионных активов.

 

16. Инвестирование пенсионных накоплений в государственные ценные бумаги, механизмы регулирования и имеющиеся ограничения

Национальным Банком в целях противодействия манипулированию на рынке ценных бумаг, а также создания надежно функционирующего рынка ГЦБ в Республике Казахстан введено ограничение на прямой доступ к первичному рынку ГЦБ брокерских и дилерских организаций, не являющихся институциональными инвесторами, такими как банки, накопительные пенсионные фонды и компании по страхованию жизни.

При этом действующим законодательством Республики Казахстан установлено, что общий размер инвестиций за счет пенсионных активов в ГЦБ РК должен составлять не менее 20 % от общего размера пенсионных активов каждого отдельного НПФ, кроме того, ГЦБ РК при расчете коэффициентов достаточности собственного капитала НПФ взвешиваются нулевой степени риска.

Данный норматив был установлен в период глобальной финансово- экономической  нестабильности для снижения  влияния негативных процессов, происходящих на фондовых  рынках, а также для повышения степени  сохранности  пенсионных  накоплений, поскольку ГЦБ РК являются наименее рисковыми финансовыми инструментами.

Соответственно, наличие ГЦБ РК в инвестиционных портфелях НПФ положительно влияет на выполнение НПФ требований законодательства по сохранности пенсионных накоплений, а также на возможность осуществления своевременных выплат получателям пенсионных накоплений.

Кроме того, действующим законодательством установлено, что накопительные пенсионные фонды, как члены фондовой биржи имеют приоритетное право на покупку ГЦБ РК при их первичном размещении.

На 1 марта 2013 года размер инвестиций всех НПФ за счет пенсионных активов в государственные ценные бумаги Республики Казахстан составил 1 543,6 млрд. тенге, что составляет 49,8 % от всех инвестированных пенсионных активов (по состоянию на 1 января 2013 года – 50,5 %).

На 1 марта текущего года размер инвестиций всех НПФ за счет пенсионных активов в государственные ценные бумаги иностранных эмитентов составляют 2,1 % от совокупных инвестированных пенсионных активов.

В соответствии с действующим законодательством лимит инвестирования в ценные бумаги, имеющие статус государственных, выпущенные (предоставленные) центральным правительством одного иностранного государства, установлен в размере не более десяти процентов (10 %) от пенсионных активов. Установление данного норматива обусловлено необходимостью диверсификации пенсионных активов, а также минимизации риска колебаний на международных фондовых рынках и зависимости от изменений валютных курсов.

Кроме того, накопительные пенсионные фонды вправе приобретать ценные бумаги, имеющие статус государственных, выпущенные центральными правительствами иностранных государств, имеющих суверенный рейтинг не ниже «ВВВ-» по международной шкале агентства «Standard & Poor's» или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств.

         Выпуск государственных ценных бумаг Министерством финансов Республики Казахстан регулируется Бюджетным кодексом РК, Законом РК «О рынке ценных бумаг», Правилами выпуска, размещения, обращения и погашения государственных казначейских обязательств Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства РК от 3 апреля 2009 года № 466 (далее – Правила выпуска ГЦБ).

          В соответствии с пунктом 12 Правил выпуска ГЦБ МФ РК осуществляется выпуск следующих видов ГЦБ:

1) краткосрочные казначейские обязательства

2) среднесрочные казначейские обязательства

3) долгосрочные казначейские обязательства

4) среднесрочные индексированные казначейские обязательства

5) долгосрочные индексированные казначейские обязательства

6) долгосрочные сберегательные казначейские обязательства

7) специальные среднесрочные казначейские обязательства

          В целях поддержки НПФ МФ РК выпускает долгосрочные сберегательные казначейские обязательства (МЕУЖКАМ). МЕУЖКАМ являются купонными эмиссионными ценными бумагами со сроком обращения свыше пяти лет, которые на первичном рынке могут быть приобретены только НПФ и АО «Государственный фонд социального страхования». На 1 января 2013г. доля МЕУЖКАМ в портфеле ГЦБ МФ РК составила 1 046 752 367 тыс. тенге             или 36,1 % .

 

        17. Возможность участия пенсионных накоплений в реализации крупных государственных инфраструктурных проектов, нормативная правовая база регулирования этих вопросов

В соответствии с действующим законодательством накопительные пенсионные фонды могут участвовать в реализации государственных инфраструктурных проектов прямым способом путем покупки накопительными пенсионными фондами финансовых инструментов, выпущенных в рамках государственных инфраструктурных проектов, а также косвенно путем фондирования банковского сектора.  То есть банки второго уровня кредитуют  государственные инфраструктурные проекты за счет депозитов, вложенных накопительными пенсионными фондами в банки второго уровня или за счет продажи накопительным пенсионным фондам финансовых инструментов, эмитированных самим банком второго уровня. Накопительные пенсионные фонды вправе приобретать ценные бумаги, выпущенные организациями Республики Казахстан только при наличии минимального требуемого рейтинга, установленного нормативным правовом актом уполномоченного органа.

По состоянию на 1 апреля 2013 года доля инвестиций накопительных пенсионных фондов в инфраструктурные проекты составляет 0,74 % от пенсионных активов и включает в себя таких эмитентов как АО «Батыс транзит» и АО «Досжан Темир Жолы (ДТЖ)».

Учитывая, что деятельность накопительной пенсионной системы имеет социальный характер, и основной целью развития данного сегмента финансового рынка является сохранность пенсионных накоплений граждан, Национальным Банком приняты меры по ограничению перечня финансовых инструментов, разрешенных к приобретению за счет пенсионных активов до создания ЕНПФ.

С учетом имеющегося опыта обращения инфраструктурных облигаций на казахстанском фондовом рынке, а также выявленных недостатков функционирования данного механизма, когда были нарушены сроки выполнения обязательств по выплате купонного вознаграждения по инфраструктурным облигациям, что привело к росту недоверия со стороны институциональных инвесторов к данному финансовому инструменту, в указанный перечень инфраструктурные облигации не были включены. Дальнейшая инвестиционная стратегия после создания ЕНПФ будет определяться Советом по управлению пенсионными активами.

 

18. Целесообразность и обоснованность взимания налога с пенсионных выплат

Уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого.

Действующий режим налогообложения предусматривает освобождение от налогообложения суммы пенсионных взносов и суммы инвестиционного дохода, полученных от размещения пенсионных активов. Суммы пенсионных накоплений облагаются налогом только один раз, при получении пенсионных выплат.

Согласно статьям 158 и 160 Налогового кодекса пенсионные выплаты из накопительных пенсионных взносов относятся к доходам, облагаемым у источника выплаты, и облагаются налогом по ставке 10 процентов.

При этом, статьей 166 Налогового кодекса установлены налоговые вычеты при определении дохода работника, облагаемого у источника выплаты, за каждый месяц в течение календарного года независимо от периодичности выплат, которые применяются в том числе, к сумме обязательных пенсионных взносов в размере, установленном законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении.

С учетом изложенного, считаем взимание налога с пенсионных выплат обоснованным.

 

19.  Есть ли корпоративный налог на инвестиционные доходы фондов

В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 Статьи 143 Налогового Кодекса РК не подлежат обложению у источника выплаты инвестиционные доходы, выплачиваемые накопительным пенсионным фондом по размещенным пенсионным активам.

Налоговым кодексом предусмотрен ряд положений, направленных на освобождение от налогообложения инвестиционных доходов, полученных накопительными пенсионными фондами по размещенным пенсионным активам.

Так, в соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 99 Налогового кодекса РК в целях исчисления корпоративного подоходного налога из совокупного годового дохода налогоплательщиков подлежат исключению инвестиционные доходы, полученные в соответствии с законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении и направленные на индивидуальные пенсионные счета.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 143 Налогового кодекса РК не подлежат обложению корпоративным подоходным налогом, удерживаемого у источника выплаты инвестиционные доходы, выплачиваемые накопительным пенсионным фондам по размещенным пенсионным активам.

 

20. Сколько процентов от доходов фонды могут и будут оставлять на свое содержание? Система материального поощрения специалистов, менеджмента

Статьей 48 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» установлена предельная величина комиссионного вознаграждения накопительного пенсионного фонда:

1) 15 % от инвестиционного дохода;

2) 0,05 % в месяц от пенсионных активов.

Необходимо отметить, что объединение пенсионных фондов приведет к снижению операционных расходов, связанных с учетом и хранением пенсионных активов. Соответственно уровень комиссионных вознаграждений в едином фонде будет существенно ниже действующих комиссионных вознаграждений: согласно проекту Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» предельная величина комиссионного вознаграждения единого накопительного пенсионного фонда устанавливается в пределах не выше:

1) 7,5 процента от инвестиционного дохода,

2) 0,025 процента в месяц от пенсионных активов, т.е. в 2 раза ниже уровня комиссионного вознаграждения, установленного действующим Законом.

При этом необходимо отметить, что Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков» установлены требования к внутренней политике по оплате труда, начислению денежных вознаграждений, а также других видов материального поощрения руководящим работникам финансовой организации, которые предусматривают приостановление выплаты части нефиксированного вознаграждения, составляющей 50 процентов от нефиксированного вознаграждения, дальнейшее разделение ее на равные доли, каждая из которых не превышает 17 процентов от суммы нефиксированного вознаграждения и выплату по истечении каждых двенадцати месяцев в течение периода, составляющего не менее трех лет.

 

21. Взаимосвязь проблем, возникших в целом в пенсионной системе с реализацией Государственных и отраслевых программ (ФИИР, Развитие территорий, Развитие моногородов, Программа развития агломераций, Дорожная карта бизнеса - 2020, Программа занятости 2020, Развитие АПК), направленных на повышение уровня занятости для разных категорий граждан (женщин и мужчин). Итоги их реализации с момента  принятия по настоящий период,   основные выявленные  проблемы и недостатки в ходе их реализации

За период с момента создания накопительная пенсионная система столкнулась с рядом проблем, в целом, связанных с экономическими условиями Казахстана, структурными недостатками, что обострилось в период последнего мирового финансового кризиса 2007 – 2008 гг.

Условия функционирования НПС для обеспечения приемлемого уровня пенсии, требуют наличия определенных макроэкономических условий, таких как: развитого и высокодоходного рынка ценных бумаг, качественных рабочих мест, высокой формальной, постоянной занятости. Однако, в Казахстане в результате подверженности экономики симптомам «голландской болезни», ранее упомянутые условия не выполняются в полной мере, в частности уровень дохода и формализация самозанятой части населения весьма низки.

Формирование текущей структуры занятости населения и рынка труда связано со структурными изменениями в экономики страны. Так, занятость в горнодобывающем секторе, несмотря на объемы производства, с 1990 года не выросла, т.е. не генерировала значительный спрос на труд. Это обусловлено ростом производительности труда с исключением неэффективных производственных подразделений. Это продиктовано необходимостью сокращения издержек и поддержания конкурентоспособности продукции на мировых рынках, куда экспортируется товары горнодобывающего сектора.

Доля численности занятых в обрабатывающей промышленности к общей численности занятых снизилась с 12,5 % (964 тыс. человек) в 1991 году до 6,5 % (542 тыс. человек) в 2011 году, т.е., за 20 лет занятость в этом секторе сократилась более чем на 400 тыс. человек.

Сокращение обрабатывающей промышленности привело к оттоку рабочей силы в сферу частных услуг: торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, финансовая деятельность и другие услуги.

 

    Структурные сдвиги в занятости населения по отраслям экономики

Наименование отраслей

тыс. человек

структура, %

1991

2000

2011

1991

2000

2011

Всего по отраслям

7 716

6 201

8 302

100.0

100.0

100.0

Сельское хозяйство, охота, лесоводство; рыболовство, рыбоводство

1 754

1 948

2 196

22.7

31.4

26.5

Горнодобывающая промышленность

276

137

207

3.6

2.2

2.5

Обрабатывающая промышленность

964

573

542

12.5

9.2

6.5

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

293

146

211

3.8

2.4

2.5

Строительство

771

226

614

10.0

3.6

7.4

Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования

662

971

1 234

8.6

15.7

14.9

Транспорт и связь

562

550

672

7.3

8.9

8.1

Финансовая деятельность

42

40

119

0.5

0.6

1.4

Государственное управление

385

314

392

5.0

5.1

4.7

Образование

930

531

852

12.1

8.6

10.3

Здравоохранение и социальные услуги

464

292

392

6.0

4.7

4.7

Прочие услуги

614

474

871

8

8

10

 

В результате, на фоне незначительного роста спроса на труд в традиционных отраслях экономики, стала расти занятость в секторе частных услуг.

Поскольку востребованность наемного труда в этой сфере ограничена, то стала нарастать численность самозанятого населения.

Таким образом, в результате подверженности экономики Казахстана симптомам «голландской болезни» за 20 лет четко проявились ее результаты. В итоге часть рабочей силы вытеснена из обрабатывающего сектора в сектор услуг. Так, в торговле доля самостоятельно занятого населения составляет около 50 %, в секторе гостиниц и ресторанов – 26 %, в транспорте и связи – 23 %.

Таким образом, изменения в структуре занятого населения (высокая доля самозанятого населения, наличие неформальной занятости,  низкие доходы самозанятого населения), негативно отразились на функционировании накопительной пенсионной системы.

В настоящее время, в целом реализация программных документов направлена на повышение роста экономики страны, благосостояния населения, создание новых рабочих мест.

Одним из локомотивов модернизации экономики страны является реализация Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию (далее – ГПФИИР).

За 2 года реализации ГПФИИР создана необходимая основа, законодательная база, приняты отраслевые программы, программы поддержки бизнеса, Схема рационального размещения производственных мощностей, Карта индустриализации.

Итоги реализации ГПФИИР свидетельствуют о том, что были достигнуты определенные положительные результаты.

Выпуск проектов 2010 года дали вклад 0,7 % в общем объеме ВВП 2010 года или 151,496 млрд. тенге.

Выпуск проектов 2011 года дали вклад 2,0 % в общем объеме ВВП 2011 года или 546,095 млрд. тенге.

Выпуск проектов 2012 года дали вклад 3,1 % в общем объеме ВВП 2012 года или 919,288 млрд. тенге.

С начала реализации Программы «Дорожная карта бизнеса - 2020» (далее - ДКБ), направленной на сохранение действующих и создание новых рабочих мест, а также обеспечение устойчивого роста предпринимательства поддержано 136 тысячи действующих и  создано 35 тыс. новых рабочих мест.

 По трем направлениям ДКБ к субсидированию было одобрено 2966  проектов на общую сумму 592,5 млрд. тенге, (из них количество женщин-предпринимателей, получивших субсидию составляет 504 человек).

Кроме того, в рамках 4 направления ДКБ обучение прошли 34 494 человек, из которых женщины составили 20 117 человек или 58 %, сервисная поддержка была оказана 5 691 женщине.  

По проектам предпринимателей, одобренным в рамках ДКБ, среди отраслей предпринимательства, в которых наиболее востребован труд женщин, выделяются обрабатывающая промышленность (35 %), транспорт и складирование (20 %), а также здравоохранение и социальные услуги (14 %).

Менее задействованы женщины в таких отраслях как профессиональная, научная и техническая деятельность, информация, связь и водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов.

В рамках ДКБ реализуется инструмент финансовой поддержки предпринимательства в виде предоставления государственных грантов для начинающих предпринимателей, реализующих проекты, отличающиеся оригинальностью и новизной.

Для повышения активизации работы по усилению женского предпринимательства в рамках ДКБ рассматривается возможность расширения целевого назначения грантов на поддержку предпринимательских инициатив женщин.

Одной из основных проблем, выявленных в ходе реализации государственных программ финансирования малого и среднего бизнеса, является отсутствие ликвидного залогового обеспечения по банковским кредитам, особенно для сельского населения.

На содействие устойчивой и продуктивной занятости населения направлена Программа занятости 2020, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 316.

В целом, в 2012 году по вопросам участия в Программе обратилось        111,5 тыс. человек, включены в состав участников Программы 102,8 тыс. человек.

Без дополнительного обучения на имеющиеся в базе вакансий свободные рабочие места были трудоустроены 18,9 тыс. человек.

В числе участников Программы, подписавших социальные контракты, безработными являются 67 882 человека (66,0 %), самостоятельно занятыми –            27 881 человек (27,1 %), 6 333 человек (6,2 %) относятся к категории малообеспеченных и 703 (0,7 %) являются частично занятыми наемными работниками.

При этом доля молодежи в возрасте до 29 лет составляет 58,7 % (60 315 человек),  доля женщин – 49,4 % (50 764 человека).

В рамках направлений Программы в 2012 году обучением охвачено            63 154 человек.

Для организации социальных рабочих мест на местах заключены договора с 6 062 работодателями, в соответствии с которыми трудоустроены 27 551 человек из числа безработных граждан, отнесенных к целевым группам населения.

На организацию молодежной практики заключены договора с                        7 976 работодателями, в соответствии с которыми трудоустроено 24 918 человек.

Прошли обучение основам предпринимательства  6 256 человек, получили микрокреды 6 572 человека, из них 4 558 человека открыли собственное дело.

Реализовано 565 инфраструктурных проектов, на которых создано около  7,3 тыс. рабочих мест в сельской местности, на них трудоустроено  7 245 человек, из которых 4 391 – участники Программы.

В рамках Программ развития территорий, реализуемых местными исполнительными органами, также предусмотрено создание рабочих мест. Согласно отчетным данным акиматов областей, городов Астаны и Алматы за 2012 год при плане 203,1 тыс. рабочих мест, создано 260,1 тыс. рабочих мест. Таким образом,  плановый показатель выполнен на 128 %.

На реализацию «Программы развития моногородов на 2012 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2012 года № 683, из республиканского бюджета выделено 6 млрд. тенге на первоочередные мероприятия по обустройству моногородов - освещению и озеленению улиц, сохранению фонда жилых домов и вывозу мусора, ликвидации несанкционированных свалок, сносу бесхозных объектов, обустройству полигонов твердых бытовых отходов и скотомогильников, ремонту отопительных систем, установке дворовых детских игровых площадок, ремонту внутригородских автомобильных дорог, благоустройству площадей, скверов, улиц, ремонту арычной сети. В рамках выделенных средств в 2012 году в 27 моногородах реализованы 171 проектов.

В соответствии с Комплексными планами по развитию моногородов, принятыми акиматами областей, планируется реализация 47 «якорных» инвестиционных проектов, на общую сумму более 600 млрд. тенге за счет заемных и собственных средств предприятий, с созданием около 11 тыс. рабочих мест.

В рамках программы «Развитие регионов», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2011 года  № 862, осуществляются мероприятия, направленные на развитие инженерной инфраструктуры, на содействие экономическому развитию регионов.

В рамках Программы развития АПК на 2010 – 2014 годы  запланировано достижение 4 целевых индикаторов – увеличение валовой добавленной стоимости АПК, повышение производительности труда в АПК, увеличение экспортного потенциала аграрной отрасли и обеспечение более 80 % внутреннего рынка продовольственных товаров отечественными продуктами питания.

За 2012 год валовая добавленная стоимость АПК увеличилась на 9 %, при годовом плане 3,9 %. Производительность труда в АПК составила 2,6 тыс. долларов США, при годовом плане - 4,2 тыс. долларов США.

Доля экспорта аграрной отрасли в общем объеме экспорта составила 3,4 %, при годовом плане 5,4 %, что обусловлено опережающим ростом показателя экспорта таких товаров, как нефть и нефтепродукты и т.д. Вместе с тем, общий объем казахстанского экспорта агропродовольственных товаров за 2012 год увеличился в 1,6 раза по сравнению с 2011 годом (1 910,5 млн. долл.), составив 3 128,2 млн. долл. США.

В целом, реализация Программы позволила сохранить стабильную ситуацию на внутреннем продовольственном рынке. Достигнутые объемы производства сельскохозяйственной продукции позволяют полностью обеспечить потребность внутреннего рынка практически по всем видам продовольствия в соответствии с установленными нормативами потребления.

Женщины трудятся в жизненно важных сферах и составляют основную производительную силу республики. Наибольшее количество занятых в экономике женщин приходится на сельское, лесное и рыбное хозяйство.

К приоритетным направлениям развития женского предпринимательства в сельской отрасли относятся заготовка, переработка и хранение сельхозпродукции, производство одежды, трикотажных изделий, сфера обслуживания, оказание ветеринарных услуг и другое.

Одной из форм финансовой поддержки в развитии женского предпринимательства являются программы, реализуемые группой компаний АО «НУХ «КазАгро» (далее – Холдинг).

Через кредитные линии дочерних организаций Холдинга осуществляется финансирование проведения весенне-полевых работ, сельскохозяйственного производства и переработки, объединений сельхозтоваропроизводителей и сельского населения по ведению совместного бизнеса, несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, приобретения современной сельскохозяйственной техники, спецтехники, технологического и перерабатывающего оборудования, в том числе на условиях лизинга, микрокредитование домохозяйств со средним и ниже среднего уровнем достатка в сельской местности и др.

По итогам 2012 года группой компаний Холдинга за 2011 – 2012 годы было выдано женщинам 5 107 кредитов на сумму 54 378,4 млн. тенге.

Кроме того, в целях поддержки гендерного равенства в конце 2012 года началась реализация программы «Сәтті» (выдача микрокредитов сельскому населению за счет средств Исламского Банка Развития, привлеченных в 2011 году. Средства в размере 10,0 млн. долларов США привлечены на срок до 10 лет).

Одним из условий для предоставления Фондом микрокредитов является выдача не менее 50 % займов женщинам.

Постановлением Правительства от 18 февраля 2013 года № 151 утверждена  отраслевая Программа по развитию агропромышленного комплекса на    2013 – 2020 годы «Агробизнес-2020», предусматривающая создание условий для повышения конкурентоспособности субъектов АПК, обеспечение отечественных производителей необходимой государственной поддержкой в конкурентной борьбе в рамках Таможенного союза и предстоящего вступления в ВТО.

Таким образом, в рамках реализации государственных (отраслевых) программ реализуются меры,  направленные на создание новых рабочих мест, что способствует повышению уровня занятости населения, улучшению качественной структуры занятого населения, снижению неформальной занятости.

Кроме того, в целях повышения эффективности реализуемых программ, в части содействия повышению занятости населения в рамках разрабатываемой Дорожной карты занятости 2020, предусматривается механизм координации работы по созданию новых рабочих мест, реализуемых за счет государственных и частных инвестиций.

 

                               _______________________

 

 

Поиск



www.akorda.kz
www.government.kz
www.religions-congress.org
http://adilet.minjust.kz/