НУРУМОВ
Шаймардан
Усаинович

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Обращение к депутату
Выступление депутата Ш.Нурумова на 17 заседании Комитета парламентского сотрудничества «Европейский Союз – Республика Казахстан»

Перспективы отношений ЕС и ЕАЭС

ЕАЭС является инициативой именно Казахстана. Впервые идея о евразийской интеграции была предложена Первым Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым в марте 1994 года.

ЕАЭС не является политическим объединением, а

международной организацией региональной экономической интеграции. В рамках ЕАЭС рассматриваются вопросы исключительно экономического сотрудничества, а также обеспечен принцип суверенного равенства, равноправия и учета национальных интересов его государств-членов.

Экономический потенциал евразийской интеграции очень высок. Совокупный объем экономик государств составляет более 2,2 трлн. долл. США, с численностью населения более 182 млн. чел.

В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, координация экономической политики государств-членов в ключевых отраслях - финансовый сектор, транспорт и энергетика, промышленность и агропромышленный комплекс, торговля.

Самая большая экономическая выгода для Казахстана в ЕАЭС - возможность использования своего транзитного потенциала при единых транспортных тарифах на пространстве ЕАЭС.

Сегодня полноформатный официальный диалог между ЕАЭС и ЕС отсутствует.

Текущее санкционное противостояние сдерживает развитие взаимовыгодного сотрудничества, из-за которого страдает, в первую очередь, бизнес и простые люди.

Мы выступаем за совместную работу по преодолению «языка санкций». На наш взгляд пришло время налаживания взаимодействия между ЕАЭС и ЕС, что было бы обоюдно выгодным. Первый Президент РК - Елбасы Н. Назарбаев на недавнем заседании форума Астанинского клуба выступил с предложением проводить ежегодные саммиты между главами Европейской и Евразийской комиссий.

Мы уверены, что экономическая кооперация принесет пользу всем участникам, 2 объединения географически и исторически взаимосвязаны и дополняют друг друга.

С Россией налажен интенсивный политический диалог, выстроены глубокие экономические связи, эффективно развивается сотрудничество по всем направлениям: от проектов в энергетической сфере до межбанковского взаимодействия, от развития транзитно-транспортного потенциала до совместного использования трансграничных водных объектов, от совместной эксплуатации космодрома «Байконур» до реализации проекта по созданию космического ракетного комплекса «Байтерек».

Наша торговля с миром зависит от России, с которой нас связывает самая протяженная граница в мире (около 7 548 км; сопоставимо расстоянию от Софии до Нью-Йорка).

Россия является главным торговым партнером Казахстана {около 19% во внешнеторговом обороте РК, 1-е место по объему импорта в РК и 4-е место по экспорту казахстанской продукции).

Все транзитно-транспортные коммуникации и топливно- энергетические маршруты с Европой - нашим основным торговым партнером - проходят через Россию.

Поэтому мы активно развиваем экономическое сотрудничество с северным соседом используя интеграционные форматы, прежде всего, ЕАЭС.

Сохраняется высокий уровень инвестиционного сотрудничества. В настоящее время в нашу страну вложено более 13 млрд. долл. российских прямых инвестиций, зарегистрировано более 10 тыс. совместных предприятий с российским участием.

Соответственно, мы озабочены существующим ухудшением отношений между Западом и Россией.

Со своей стороны, Казахстан выступает с инициативой по проведению трехуровневого диалога -Три Д.

Во-первых, между Европейским Союзом, США, Россией и Китаем для формирования новой архитектуры глобальной безопасности.

Во-вторых, на уровне Евразии с целью объединения потенциалов Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В-третьих, системный экономический диалог между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), Европейским Союзом

(ЕС), Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Учитывая, что данная инициатива коррелирует со Стратегией по взаимосвязанности между Европой и Азией и положениями новой Стратегии ЕС по Центральной Азии, были бы благодарны за поддержку в ее реализации. Мы готовы предоставить для организации диалогов свою переговорную площадку.