ОЛЕЙНИК
Василий
Иванович

Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Обращение к депутату
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Image title

Мажилис одобрил законодательные поправки для усовершенствования антикоррупционного законодательства

Сегодня на пленарном заседании Мажилиса под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина депутаты одобрили в первом чтении законодательные поправки по вопросам противодействия коррупции. Как подчеркнул Председатель Мажилиса, с принятием рассматриваемого законопроекта Парламент полностью исполнит все поручения по системной борьбе с коррупцией, данные Главой государства Касым-Жомартом Токаевым на открытии текущей сессии Парламента. - Два поручения – это о восстановлении антикоррупционной экспертизы и о законодательном закреплении ответственности первого руководителя ведомства. И теперь в этом законопроекте реализуется поручение Президента об определении строгой ответственности сотрудников антикоррупционных органов за незаконные методы работы и провокационные действия, - подчеркнул Нурлан Нигматулин. Выполняя поручение Главы государства, мажилисмены предложили установить уголовную ответственность не только сотрудников антикоррупционных органов, но и в целом правоохранительных органов за провокацию любых видов преступлений. Представители Генеральной прокуратуры, Агентства по противодействию коррупции, министерств внутренних дел и финансов согласились с предложением депутатов, которое рабочей группе предстоит доработать до второго чтения законопроекта. В ходе работы над законопроектом своё решение получил ещё один вопрос, который ставили депутаты Мажилиса: отныне к ответственности за коррупционные преступления будут привлекаться не только первые руководители, но и должностные лица квазигосударственного сектора, отвечающие за госзакупки, а также за реализацию проектов, финансируемых из госбюджета. - Необходимо чётко понимать, что если будут нарушения, то будет и жёсткий спрос. Расширение перечня должностных лиц квазигосударственного сектора, включённых в состав субъектов коррупционных правонарушений, очень важно в целом для эффективного противодействия коррупции - подчеркнул Спикер Мажилиса. Среди новелл законопроекта также обязанность для кандидатов на государственную должность либо должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, в письменной форме уведомлять руководство организации, на занятие должности в которой они претендуют, о работающих в этой организации близких родственниках. Также предлагается ввести в организациях квазигосударственного сектора институт антикоррупционных комплаенс-служб, ответственных за соблюдение корпоративных стандартов добропорядочности. Кроме того, законопроектом предлагается в Законе «О противодействии коррупции» уточнить, что лицо, располагающее информацией о коррупционном правонарушении, может информировать не только уполномоченный орган по противодействию коррупции, но и другие государственные органы, осуществляющие в пределах своей компетенции выявление, пресечение, раскрытие, расследование и предупреждение коррупционных правонарушений. Подводя итог состоявшегося обсуждения, Нурлан Нигматулин акцентировал внимание, что данный законопроект – это ещё один шаг по улучшению антикоррупционного законодательства страны. - Те механизмы и инструменты правового регулирования, которые закрепляются сегодня в специальных законодательных актах, свидетельствуют о системном подходе к борьбе с этим негативным явлением. Именно такую задачу поставил Президент страны на открытии нынешней парламентской сессии. Уверен, что такая последовательная совместная работа Правительства и депутатского корпуса повысит эффективность всех мер по противодействию коррупции, - сказал Спикер Мажилиса. На пленарном заседании депутаты единогласно поддержали законодательные поправки по вопросам чрезвычайного положения. Законопроект направлен на принятие оперативных мер в период чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан, в том числе устойчивости всей государственной системы. Предусматриваются изменения в законах «О чрезвычайном положении» и «О правовых актах» в части дополнения основными мерами и временными ограничениями, применяемыми при введении чрезвычайного положения в социально-экономической сфере. Могут быть установлены особенности действия налогового, банковского, бюджетного, таможенного, трудового, законодательства, а также законодательства о здоровье народа, государственных закупках, валютном регулировании, в сфере социальной защиты граждан и др. Во втором чтении депутаты Мажилиса одобрили законодательные поправки по вопросам регулирования цифровых технологий. Депутатами, в частности, конкретизированы нормы по разграничению функций уполномоченных органов в сфере индустриальной, инновационной, внешнеторговой деятельности. Кроме того, уточнены нормы по по обеспечению защиты персональных данных. «Добро» депутатов Мажилиса во втором чтении получили и законодательные новеллы относительно лотерей и лотерейной деятельности, а также по вопросам военного положения. На пленарном заседании депутаты взяли в работу новые законопроекты, по которым депутатам Палаты предстоит подготовить заключения. Среди поступивших в Мажилис - законодательные поправки по вопросам науки, семейной и гендерной политики. В числе новых законопроектов также ратификационные акты. Это соглашения Казахстана о сотрудничестве в области миграции с Азербайджаном и Беларусью. В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес руководителей центральных госорганов. Их озвучили А.Жамалов, И.Смирнова, А.Перуашев. Депутаты подняли вопросы, касающиеся необходимости рачительного использования средств Нацфонда и его сбережения. Критику депутатов вызвал и Реестр системообразующих предприятий, предложенный министерством национальной экономики. Отдельное внимание уделено работе отдельных ведомств в кризисный период.

Олейник В.И.

Вопрос по проекту Закона Республики Казахстан 

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции»

Спасибо, уважаемый Нурлан Зайруллаевич!

К сожалению, и среди сотрудников антикоррупционной Службы попадаются так называемые «оборотни» в погонах, причастные к провокационным и другим незаконным действиям в своей работе.

Об этом красноречиво свидетельствуют материалы уголовного дела в отношении бывших сотрудников столичного Департамента Нацбюро по противодействию коррупции, обвиняемых в превышении должностных полномочий, фальсификации доказательств и других преступлениях.

При этом действующим законодательством ответственность за провокационные действия не установлена.

В своем Послании 2 сентября 2019 года Глава государства Касым-Жомарт Кемелович Токаев сказал, цитирую: «Надо также предусмотреть строгую ответственность сотрудников самих антикоррупционных органов за незаконные методы работы и провокационные действия.».

В связи с этим депутатами предложено установить уголовную ответственность за провокацию преступлений сотрудником правоохранительного, специального государственного органа.

Поясните, пожалуйста вашу позицию по данной поправке депутатов?

На одном из заседаний рабочей группы представитель Генеральной прокуратуры заявил, что данное предложение депутатов поддерживается.

Выступление депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Олейника В.И. в ходе обсуждения на пленарном заседании Мажилиса проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции».

29 апреля 2020 года, г. Нур-Султан

Спасибо, уважаемый Нурлан Зайруллаевич!   

Уважаемые коллеги!

С учетом новых задач и направлений в социально-экономическом развитии страны Елбасы и Президентом даны поручения по дальнейшему совершенствованию законодательства в сфере противодействия коррупции.         

На первый план выходят задачи формирования антикоррупционной культуры, выявления и устранения коррупционных рисков, усиление противодействия коррупции в квазигосударственном секторе, широкое вовлечение общественности в борьбу с коррупцией.

В своем выступлении затрону лишь отдельные аспекты.

Первое.  Решения, принимаемые на всех уровнях публичного управления в демократическом правовом государстве, должны опираться не только на право, но также на нормы морали и нравственности, принятые в данном обществе  представления о долге, чести и справедливости.

Поэтому вполне закономерно, что в рассматриваемом нами проекте Закона предусмотрена необходимость усиления мер по формированию антикоррупционной культуры, как  государственных служащих, так и граждан.

Как было отмечено докладчиками, разработаны законодательные нормы, направленные на введение дополнительных мер по системному предупреждению коррупционных проявлений, в том числе запреты и ограничения по дарению и принятию подарков госслужащими, а также запрет на принятие материального вознаграждения, подарков или услуг членами их семей.

Недопускается совместная работа близких родственников или свойственников, находящихся в непосредственной подчиненности. Кандидат на государственную должность обязан в письменной форме уведомить руководство о работающих в этой организации близких родственниках.

Главная цель указанных законодательных ограничений,  заключается в создании условий для обеспечения госслужащими эффективного исполнения своих должностных обязанностей, исключающих возможность  злоупотребления полномочиями.  

Предусмотрен новый институт  антикоррупционных комплаенс-служб, ответственных за соблюдение корпоративных стандартов в квазигосударственном секторе.

Все это должно положительно сказаться на противодействии коррупции.

Второе. В моем вопросе уже было озвучено, что для реализации поручения Главы государства  в части повышения гарантий прав граждан, неукоснительного соблюдения принципа презумпции невиновности, в данный законопроект депутатами внесена поправка. Уголовный кодекс дополнен новой статьей 412-1, предусматривающей ответственность за провокацию преступления сотрудниками правоохранительных и специальных государственных органов. Ведь провокационная деятельность возможна фактически в отношении любого умышленного преступления.

Общественная опасность провокации преступления заключается в том, что действиями должностного лица подрывается авторитет государственного органа и репутация сотрудников правоохранительных и специальных государственных органов, искусственно создается повод к возбуждению уголовного дела и его производству. Тем самым отвлекаются силы и средства органов досудебного расследования от процессуальной деятельности по делам, по которым  действительно совершено  преступление, грубо нарушаются принципы нормальной реализации функций уголовного преследования и правосудия в Республике.

Необходимо отметить, что в таких странах, как США, Германия, Англия, Болгария, Грузия и других, в том или ином виде регламентирована ответственность за провокацию преступления. Полагаю, что зарубежный опыт в этой части и внедрение его в практику будет полезен  для Казахстана.

Тем более, что на сегодняшнем пленарном заседании все заинтересованные государственные органы концептуально поддержали поправку депутатов.

 Мы готовы совместно доработать её в рамках  рабочей группы.

Уважаемые коллеги, прошу поддержать данный законопроект.

Благодарю за внимание.

https://baigenews.kz/news/mazhilismeny_trebuyut_vvesti_otvetstvennost_za_provokatsiyu_prestupleniy_pravookhranitelnymi_organam/

https://kursiv.kz/news/obschestvo/2020-04/kazakhstanskikh-borcov-s-korrupciey-mogut-osudit-za-provokacii

https://ehonews.kz/v-kazahstane-predlozhili-ugolovno-nakazyvat-sotrudnikov-pravoohranitelnyh-organov-za-provokatsiyu-prestuplenij/

https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/bortsov-s-korruptsiey-budut-nakazyivat-za-provokatsii-400554/

Мажилисмены требуют ввести ответственность за провокацию преступлений правоохранительными органами

В Мажилисе рассмотрели законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции", передает BaigeNews.kz.

Депутаты заявили, что несмотря на то, что среди сотрудников антикоррупционной службы есть так называемые "оборотни в погонах", действующим законодательством уголовная ответственность за провокационные действия для них не установлена.

"В своем послании от 2 сентября 2019 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев сказал: "Надо также предусмотреть строгую ответственность сотрудников самих антикоррупционных органов за незаконные методы работы и провокационные действия. Депутатами была внесена поправка, которая предусматривает уголовную ответственность за провокацию преступлений сотрудниками правоохранительного или специального госоргана". Поясните вашу позицию по данной поправке?", - спросил депутат Василий Олейник.

Выяснилось, что норму в законопроект должны были внести на рассмотрение ранее, однако по дороге в Парламент она "потерялась".

"Действительно, депутаты предлагают дополнить Уголовный кодекс новой статьей. Уголовная ответственность предусмотрена не только для сотрудников антикоррупционных органов, но и в целом, для всех правоохранительных органов за провокацию любых видов преступлений. Но эта норма по дороге в Парламент "потерялась" в законопроекте правоохранительными органами. Мне трудно представить, Глава государства публично дал поручение разработчикам, сюда приходите, а ее нет. Почему так произошло?", - обратился к первому заместителю председателя Агентства по противодействию коррупции Олжасу Бектенову Нурлан Нигматулин.

По словам Бектенова, основным исполнителем по данному пункту была Генеральная прокуратура. Однако такой ответ председателя мажилиса не устроил. Нурлан Нигматулин обратился ко всем правоохранительным органам.

"Это не замечание, это серьезный упрек, как вы исполняете поручение руководства страны", - сказал председателя мажилиса.

Нурлан Нигматулин поручил антикоррупционной службе подготовить эту норму ко второму чтению.

Казахстанских борцов с коррупцией могут осудить за провокации

Сотрудников антикоррупционных органов Казахстана смогут привлекать к уголовной ответственности за провокационные действия в отношении проверяемых ими чиновников и других должностных лиц. Такая норма была внесена депутатами в проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции».

Законопроект в первом чтении был одобрен депутатами мажилиса парламента на пленарном заседании палаты 29 апреля.

«Среди сотрудников антикоррупционной службы имеются оборотни в погонах, которые причастны к провокационным и иным действиям. Действующим законодательством ответственность за провокационные действия не установлена. Депутаты внесли поправку, которая предусматривает уголовную ответственность за провокацию преступлений сотрудниками правоохранительного или специального госорганов», - спросил в ходе обсуждения законопроекта депутат мажилиса Василий Олейник.

Он отметил, что глава государства поручил предусмотреть строгую ответственность сотрудников самих антикоррупционных органов за незаконные методы работы.

В свою очередь первый заместитель председателя агентства по противодействию коррупции Олжас Бектенов сообщил, что поддерживает это предложение депутатов.

«Мы поддерживаем предложение депутатов об усилении ответственности за провокацию преступлений, не только взяточничества, а любых видов преступлений. Мы концептуально поддерживаем, до второго чтения проработаем», - сказал Бектенов.

Согласно принятому в первом чтении законопроекту, госслужащие не смогут принимать никаких подарков. В настоящее время госслужащим можно дарить подарки стоимостью до 10 МРП (с 1 апреля 2020 года один месячный расчетный показатель равен 2 778 тенге, то есть 10 МРП = 27 780 тенге). После принятия законопроекта чиновники не смогут принимать никаких подарков.

«В закон о противодействии коррупции вводится запрет на принятие материального вознаграждения, подарков или услуг, в том числе членами семей госслужащего, принимающего на себя антикоррупционные ограничения», - сказал первый заместитель председателя агентства по противодействию коррупции Олжас Бектенов, представлявший законопроект.

Кроме того, в законопроект вводится новая обязанность для лиц, являющихся кандидатами на государственную должность, либо должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций - кандидаты должны будут в письменной форме уведомлять руководство о работающих в этой организации близких родственниках и супругах.

«В статьях 676, 677 и 678 главы «Административные коррупционные правонарушения» КоАП перечень лиц, которым запрещено предоставлять и принимать материальное вознаграждение, подарки и льготы, услуги за действия в пользу лиц их предоставивших, дополняется должностными лицами и лицами, занимающими ответственную госдолжность», - сказал Бектенов.

Также госслужащие будут обязаны в течение семи календарных дней передать государству подарки и деньги, которые могут быть переведены на их счета без их ведома.

«Если без ведома госслужащего или членов его семьи будут переведены на их счета средства, то они могут и не знать об этом. Но в таком случае в течение семи дней эти средства должны быть переведены в бюджет», - уточнил первый зампред агентства.

Кроме того, законопроектом к субъектам коррупции будут отнесены работники субъектов квазигосударственного сектора, уполномоченные на принятие решений по организации и проведению закупок, ответственные за отбор и реализацию проектов, финансируемых из госбюджета и Национального фонда, занимающие должность не ниже руководителя самостоятельного структурного подразделения.

В Казахстане предложили уголовно наказывать сотрудников правоохранительных органов за провокацию преступлений

В Республике Казахстан предложили ввести уголовную ответственность за провокацию преступлений представителями органов внутренних дел. Об этом рассказал депутат Мажилиса парламента Казахстана Василий Олейник.

«К сожалению, и среди работников антикоррупционной службы есть так называемые оборотни в погонах, которые причастны к провокационным и другим противоправным действиям. При этом в Уголовном кодексе ответственность за провокационные действия не установлена», — пояснил Олейник во время парламентского заседания.

Также он отметил, что сотрудники прокуратуры такую поправку в закон поддержали.

Со своей стороны первый зампредседателя агентства Казахстана по борьбе с коррупцией Олжас Бектенов проинформировал, что представители антикоррупционной службы поддерживают эту инициативу.

«Мы поддерживаем внесенную депутатами поправку об ужесточении ответственности за провокацию преступлений, не только, наверное, взяточничества, но и любых видов преступлений. Мы концептуально поддерживаем, не возражаем, над редакцией мы с уполномоченными органами и депутатами поработаем до второго чтения», — сообщил Бектенов.

Борцов с коррупцией будут наказывать за провокации

Сотрудников правоохранительных органов будут привлекать к уголовной ответственности за незаконные методы работы и провокационные действия, передает корреспондент Tengrinews.kz.

В Мажилисе одобрили в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия коррупции".

"Среди сотрудников антикоррупционной службы имеются оборотни в погонах, которые причастны к провокационным и иным действиям. Действующим законодательством ответственность за провокационные действия не установлена. Глава государства сказал: "Надо также предусмотреть строгую ответственность сотрудников самих антикоррупционных органов за незаконные методы работы и провокационные действия".

Депутаты внесли поправку, которая предусматривает уголовную ответственность за провокацию преступлений сотрудниками правоохранительного или специального госорганов", - сообщил на заседании Мажилиса депутат Василий Олейник.

Первый заместитель председателя Агентства по противодействию коррупции Олжас Бектенов подтвердил, что к борцам с коррупцией предъявляются повышенные требования.

"Мы поддерживаем предложение депутатов об усилении ответственности за провокацию преступлений, не только взяточничества, а любых видов преступлений. Мы концептуально поддерживаем, до второго чтения проработаем", - уточнил Бектенов.