РАУ
Альберт
Павлович

Заместитель Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЕПУТАТА А.РАУ НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК ПО РАССМОТРЕНИЮ ПРОЕКТА ЗАКОНА РК "О СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ЗОНАХ"

Уважаемый Нурлан Зайруллаевич!

Уважаемые коллеги!

Развитие специальных экономических зон является эффективным механизмом привлечения инвестиций, развития предпринимательства и рыночной инфраструктуры, привлечения современных технологий в различных отраслях экономики. Глава государства в своем послании «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» отметил необходимость разработки и апробирования новых инструментов, направленных на модернизацию и цифровизацию наших предприятий с ориентацией на экспорт продукции. Поэтому наряду с привлечением иностранных инвестиций, расширением экспорта и импорта, насыщением внутреннего рынка высококачественными товарами специальные экономические и индустриальные зоны призваны активизировать деятельность предприятий, расположенных на их территории, по освоению новых технологий и модернизации производства. Безусловно, в соответствии с конституционной реформой передача полномочий правительству по созданию СЭЗ, а уполномоченному органу по определению видов деятельности на их территории должно упростить ряд процедур. Одним из основных новшеств законопроекта является возможность участия субъектов предпринимательства в СЭЗ, деятельность которых не соответствует целям создания СЭЗ и не предусмотрена в перечне приоритетных видов деятельности для данного конкретного СЭЗ. Данный механизм позволит сконцентрировать производство на одной территории для того, чтобы организовать законченный цикл промышленного производства вплоть до выпуска конечной продукции для реализации, к примеру, выпуск электрического оборудования и его упаковки в одном цеху или химических бытовых средств и тары для них. В то же время, создавая своим Указом специальные экономические зоны, Глава государства определил их специализацию, которой надо придерживаться и впредь.  Пример: СЭЗ «Оңтүстік» создавалась для развития легкой промышленности в регионе. Инфраструктура полностью построена, но наполнение шло медленно и не однократно акимат ходатайствовал о расширении видов деятельности в том числе пищевая промышленность. Принимаемый законопроект решает вопросы правового регулирования деятельности индустриальных зон, отсутствие которого является серьезным барьером для их развития. Действующее законодательство предусматривает только в Предпринимательском кодексе и то одну статью, определяющую понятие и задачи индустриальных зон. Тогда как, законопроект определяет весь жизненный цикл индустриальных зон, включая создание, порядок и условия их функционирования.   Создаются условия для использования простаивающих производственных баз с необходимой инфраструктурой для развития ИЗ. Вместе с тем считаю, что Правительству необходимо установить критерии и порядок оценки эффективности использования земельных участков и инфраструктуры созданных индустриальных зон. На сегодня в стране существуют более 20 индустриальных зон разного уровня с готовой инфраструктурой, (4 из которых частные), реализовано 93 проекта, создано 6 631 рабочих мест (219 проектов реализуются или в проработке). Но это получается в среднем по 4 проекта на одну индустриальную зону. Поэтому прежде чем выделять средства на строительство инфраструктуры новых индустриальных зон Правительству необходимо провести анализ эффективности уже созданных ИЗ. На основе изложенного, уважаемые коллеги, прошу вас поддержать данный законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание!