ЖУМАДИЛЬДАЕВА
Наталья
Васильевна

Член Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Обращение к депутату
Депутатский запрос

Премьер-Министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Оглашен 18 сентября 2019 года

Депутатский запрос

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

В современном обществе возрастает тенденция развития экономик передовых стран в сторону формирования экономики-знаний. Повсеместно между странами обостряется борьба за лучшие научные, педагогические, медицинские и иные кадры, а также высококвалифицированную рабочую силу.

Руководством Казахстана и Правительством принимаются энергичные меры по развитию человеческого потенциала Казахстана. По указанию Елбасы разработана и успешно реализуется программа «Болашак», что позволяет подготавливать высококвалифицированные кадры в лучших ВУЗах мира, оплачивая полное содержание за счет государства. Представлена возможность молодежи получение бесплатное обучение рабочим профессиям в нашей стране.

В соответствии с межгосударственными договоренностями в рамках СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕВРАЗЭС наши абитуриенты имеют возможность обучаться в топовых ВУЗах Белоруссии, России, Украины и Китая.

В ряде стран разрабатываются условия для упрощенного приобретения гражданства в странах обучения.

Сегодня для казахстанской молодежи все чаще становятся привлекательными зарубежные ВУЗы, так как там создают льготные условия, предлагая бесплатное обучение, стипендии, проживание в общежитии за счет ВУЗов этих стран.

 Интенсивная работа по привлечению на учебу талантливых выпускников казахстанских школ привела к тому, что ежегодно тысячи казахстанцев выезжают на учебу за пределы республики.

На сегодняшний день по информации Министерства иностранных дел свыше 91 тысячи студентов, граждан РК обучаются в зарубежных вузах. И это не окончательная цифра, так как консульский учет – это дело добровольное и далеко не все студенты регистрируются в стране пребывания.

Министерство образования вообще не ведет такого анализа.

В тоже время согласно данным пограничной службы Федеральной службы безопасности, с начала текущего года в Россию на учебу приехало – 181,5 тысяч человек. Больше четверти из них – из Казахстана (59,3 тысячи), для сравнения, количество студентов из Китая составило 21,2 тысячи, Узбекистана – 14 тысяч, Украины – 13,7 тысячи.

На наш взгляд, одной из причин утечки лучших учеников способствует отсутствие должной профориентационной работы со стороны казахстанских высших учебных заведений. Они практически не посещают школы, не встречаются с талантливыми учениками, надеясь, что они сами придут к ним учиться.

В то время как, многие зарубежные ВУЗы приезжают в нашу страну, осуществляют предварительные беседы и встречи с лучшими учениками и предлагают льготные условия для зачисления в ВУЗы их стран.

Безусловно, там, где нет четкого учета задача возврата и трудоустройства специалистов по окончанию иностранных ВУЗов не стоит. А в данном вопросе наметились негативные тенденции.

Отсутствие программы трудоустройства молодежи, окончившей ВУЗы за рубежом, вне программы «Болашак» приводит к тому, что, не имея возможности трудоустроиться на Родине, они вновь уезжают в страны, где обучались и там они востребованы, так как наши соотечественники, как правило, являются лучшими студентами. И это на фоне нехватки высококвалифицированных специалистов в нашей стране.

Причина кроется в отсутствии постоянной работы с выехавшими студентами со стороны Министерства образования, управлений образования и акиматов областей, с которых выехали наши талантливые ребята на учебу.

 В связи с изложенным полагаем необходимым разработать меры, которые позволят снизить отток талантливой молодежи из Казахстана.

 Для чего:

обязать и взять на контроль профориентационную работу со стороны ВУЗов нашей страны с выпускниками школ, особенно с победителями олимпиад, в первую очередь уделить внимание талантливым ученикам из сельской местности;

рекомендовать акиматам областей вести учет учащихся, выехавших на обучение за рубеж, устанавливать контакты с их родителями, с ректоратами ВУЗов, регулярно встречаться с казахстанскими студентами в других государствах. Совместно с органами соцзащиты, областными НПП, бизнес сообществом изыскивать рабочие места и содействовать трудоустройству студентов, окончивших иностранные ВУЗы (в качестве примера можно использовать опыт Кызылординской области);

Министерству образования и науки вести мониторинг ВУЗов и специальностей, пользующихся наибольшей популярностью у казахстанских абитуриентов и использовать данную информацию при распределении образовательных грантов;

Министерству информации и общественного развития включить в перечень тем государственного информзаказа освещение темы обучения наших учеников за рубежом и их трудоустройства в Казахстане.

Ответ просим предоставить письменно, в установленные законодательством сроки.

С уважением, депутаты избранные от

Ассамблеи народа Казахстана Н.Жумадильдаева    С. Абдрахманов В. Божко Р. Ким Н. МикаелянА. Мурадов Ш. Нурумов Ю. Тимощенко Ш. Хахазов

Депутаты фракции Nur Otan З. Аманжолова, А. Бектурганов З. Балиева                                                                                    

Депутат фракции «Народные коммунисты»      И. Смирнова

ОТВЕТ:

№ исх: 21-9/2512 дз   от: 18.10.2019

№ вх.5039//21-9/2512дз/ДЗ-129  от: 18.10.2019

Депутатам Мажилиса Парламента Республики Казахстан (по списку)

На № ДЗ-129 от 18 сентября 2019 года

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев ваш депутатский запрос относительно принятия мер по снижению оттока талантливой молодежи, сообщаем следующее.

Вопросы, поднимаемые в депутатском запросе, имеют высокий уровень значимости для Правительства. В последние годы уделяется большое внимание профориентации школьников, расширению возможности получения ими образования.

Относительно контроля профориентационной работы вузов и поддержки талантливых учеников

Так, на сегодня при школах и колледжах функционируют более 3 тыс. кабинетов и центров по профориентации, которыми на постоянной основе  проводится работа по подготовке учащихся к правильному выбору профессии посредством передачи информации по наиболее востребованным профессиям.

Высшими учебными заведениями совместно с акиматами для обучающихся выпускных классов школ на регулярной основе проводятся дни открытых дверей, пробное онлайн-тестирование, встречи с преподавателями, сотрудниками приемных комиссий, студентами вузов. Для создания единой комплексной площадки по профориентации разработан портал BAGDAR.KZ. В рамках него выпускники 9-11 классов пройдя онлайн-тест, получают возможность определить свою будущую профессию.

Четкий алгоритм проведения профориентации утвержден Министерством образования и науки (далее – МОН) (Приказ Министра образования и науки РК от 19 декабря 2018 года № 692) и доведен для реализации до всех организаций образования.

В текущем году Министерством труда и социальной защиты населения (далее – МТСЗН) разработан проект «Найди себя», в рамках которого молодые люди смогут в онлайн-режиме получать наглядную информацию о профессиях рынка труда страны, их текущей численности и востребованности, тем самым сформировав четкое понимание о выборе будущей профессии и перспективах дальнейшей карьеры.

В целях расширения доступа сельской молодежи к качественному образованию установлена 30 % квота приема в вузы (в 2019 году принято 6040 чел.), а в рамках проекта «Мәңгілік ел жастары – индустрияға!» предусмотрена квота приема в размере 10% (в 2017 году выделено – 3793 гранта, 2018 году – 5089 грантов, в 2019 году – 5109 грантов).

Кроме того, для выявления талантов и поддержки одаренных детей из сельской местности по инициативе Фонда Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы запущен проект «ЕЛ ҮМІТІ», в котором запланировано проведение Национального интеллектуального турнира «Мың бала». Его победители получат преимущественное право при поступлении в специализированные школы для одаренных детей НАО «Республиканская физико-математическая школа», «Білім-инновация», специализированные школы-интернаты.

Для расширения доступа к получению высшего образования, предотвращения оттока зарубеж выпускников школ и колледжей приняты следующие системные меры:

- за последние три года увеличен в 1,8 раза объем государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим образованием (58,5 тыс. грантов);

- дана возможность до 4-х раз пройти единое национальное тестирование (далее – ЕНТ);

-  введена с 2018 года практика условного зачисления в вузы до завершения первого академического периода (более 3 тыс. чел.);

- снято требование сдачи ЕНТ при переводе казахстанских граждан из зарубежных вузов;

- для повышения интеллектуального уровня населения функционирует образовательная платформа «Қазақстанның ашық университеті», предлагающая бесплатный доступ к онлайн-курсам от ведущих вузов и преподавателей страны (на сегодня подключились более 30 тыс.чел) и др.

В данный момент планируется на законодательном уровне предоставить преимущественное право на присуждение грантов победителям международных олимпиад, международных и республиканских конкурсов исполнителей и спортивных соревнований, президентской, республиканских олимпиад по общеобразовательным предметам.

Касательно учета учащихся, выехавших на обучение за рубеж, установления контакта с родителями и ректорами зарубежных вузов и трудоустройства студентов, окончивших иностранные вузы

На сегодня учет учащихся, выехавших на обучение за рубеж ведется посредством Национальной образовательной базы данных. За последние 3 года количество выпускников школ по республике составило 394 197 чел., из них 298 113 чел. поступили в колледжи и вузы Казахстана, а выехавшие на обучение за пределы страны – 13 081 чел. (3,3 %).

В дальнейшем трудоустройство выпускников, завершивших обучение и ищущих работу, осуществляется центрами занятости населения, а также посредством Электронной биржы труда (далее – ЭБТ). За 9 месяцев по ЭБТ трудоустроено 347 тыс. людей, в том числе 124,6 тыс. молодых людей, из них 69,7 тыс. человек на постоянные рабочие места.

Следует отметить, что содействие в трудоустройстве предоставляется всем обратившимся выпускникам вузов независимо от страны, где получено обучение.

Предоставление содействия в трудоустройстве лицам, получившим образование за рубежом, поставит в неравные условия казахстанских выпускников, что, в свою очередь, приведет к их дискриминации и усилению оттока молодёжи за рубеж.

Одновременно сообщаем, что в проекте Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан до 2025 года предусмотрен ряд комплексных мер по снижению оттока, поддержке и удержанию талантливой молодежи. Так, планируется дальнейшее развитие академической мобильности всех субъектов образовательного процесса (интернационализации), развитие двудипломных программ, экспорт образовательных услуг через функционирование филиалов ведущих казахстанских вузов за рубежом, проработка вопросов по открытию кампусов ведущих мировых университетов (international branch campus) в Казахстане.

Более того, в сентябре т.г. МТСЗН создана рабочая группа по вопросам совершенствования миграционной политики, которой прорабатывается комплекс мер по снижению оттока граждан, обеспечению кадрами трудодефицитных регионов, разработке системы прогнозирования оттока населения и квалифицированных кадров.

По мониторингу вузов и специальностей, пользующихся популярностью среди абитуриентов

В 2019 году по итогам конкурса по распределению образовательных грантов наибольший конкурс отмечен по медицинским направлениям подготовки (из них по стоматологии – 137 баллов, фармации – 131), по политологии и граждановедению – 125, менеджменту – 123, иностранному языку – 127, информационным технологиям – 104.

На сегодня МТСЗН на основе приоритетов государственных программ и прогноза кадровой потребности до 2025 года разработан Перечень 100 востребованных сервисных и индустриальных профессий, в число которых входят профессии, имеющие большую популярность среди абитуриентов, в частности специальности в области информационных технологий. 

Относительно включения в перечень тем государственного информзаказа освещение темы обучения наших учеников за рубежом и  их трудоустройства в Казахстане

Поднимаемые вами проблемы правильного освещения в средствах массовой информации тематики возвращения в Казахстан выпускников зарубежных вузов и их вклада в экономику страны, требуют особого внимания.

В этой связи, МОНу совместно с Министерством информации и общественного развития поручено в рамках государственного информационного заказа проработать перечень тем для освещения в средствах массовой информации положительных примеров того, как студенты, обучившиеся в отечественных и зарубежных вузах, трудоустраиваются, открывают свой бизнес в стране.

В целом, работа в данном направлении продолжается и указанные вопросы находятся на постоянном контроле Правительства.

Премьер-Министр Республики Казахстан                                                                     А. Мамин

М. Архабаева,745182