Сайт бояуы
Әріп арасындағы қашықтық
Суреттер
16.10.2013

МАЖИЛИС-ПРАВИТЕЛЬСТВО: ПРОЕКТЫ НОВЫХ ЗАКОНОВ


МАЖИЛИС-ПРАВИТЕЛЬСТВО: ПРОЕКТЫ НОВЫХ ЗАКОНОВ

 

Астана, 16 октября, Дом Мажилиса. Сегодня на пленарном заседании депутаты Мажилиса рассмотрели большой блок вопросов, связанных с новыми проектами законов.

Законодательный портфель Палаты пополнился новыми документами, по которым Мажилис определил профильным комитетам сроки подготовки заключений. Так, в этот день принят в работу  проект конституционных поправок.  Предполагаемые нововведения направлены на приведение ряда конституционных законов в соответствие с проектом новой редакции Уголовно-процессуального кодекса.

Сегодня Мажилис на пленарном заседании принял в работу проекты трех кодексов: Уголовного (с сопутствующими поправками), Уголовно-процессуального (с сопутствующими поправками) и Уголовно-исполнительного.

Реализуемые проектом Уголовного кодекса концептуальные направления развития уголовной политики, с одной стороны, расширяют толерантный подход в отношении преступлений, совершенных впервые или социально уязвимыми лицами. А с другой стороны, ужесточают реакцию на тяжкие преступления, проявление рецидива, организованную преступность и воспрепятствование правосудию.

В проекте Кодекса, наряду с либерализацией и гуманизацией уголовной политики к несовершеннолетним, другим категориям социально уязвимых лиц, совершившим впервые уголовные правонарушения,- заложены основы для борьбы со всеми новыми видами преступности. Ужесточено наказание в тех сферах, где отмечается активизация криминальной деятельности, предусмотрены суровые наказания за любую попытку подорвать устои национального согласия и спровоцировать социальные конфликты.

Принятие проекта Кодекса позволит обеспечить качественно новый уровень степени защищенности прав и свобод человека, интересов общества и государства от общественно опасных посягательств и не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий. По проекту Кодекса проведены антикоррупционная, научная, экономическая и лингвистическая экспертизы.

Проект Уголовно-процессуального кодекса направлен на модернизацию уголовного судопроизводства. Цель - повышение эффективности отправления правосудия, усиление гарантий соблюдения и защиты конституционных прав человека и гражданина, приведение в соответствие с международными стандартами.

В этих целях проектом Кодекса предусматриваются упрощение процедуры начала уголовного преследования (без проведения доследственной проверки и стадии возбуждения уголовного дела), сужение полномочий органов следствия и дознания по самостоятельному принятию процессуальных действий, затрагивающих конституционные права граждан (исключается предъявление ими обвинения, иные действия санкционируются прокурором или судом), расширение участия адвоката с начала досудебного производства.

В уголовный процесс вводится так называемая «сделка о признании вины». Ее основой задачей является достижение соглашения о снижении наказания за содеянное в обмен на активное сотрудничество с органом расследования.

Кроме того, упрощается и ускоряется не только досудебное, но и судебное производство, поскольку отпадет необходимость в проведении большого объема следственных и судебных действий, многочисленных экспертиз и вызова свидетелей, экспертов и т.д.

Проектом Кодекса предлагается регламентировать порядок производства оперативно-розыскных мероприятий в рамках уголовного судопроизводства (негласные следственные действия). В тоже время санкционирование прокурором таких действий позволит защитить граждан от неправомерного вмешательства в их личную жизнь.

Из уголовного судопроизводства исключается возвращение судом дел на дополнительное расследование.

Проектом Кодекса предусматривается функционирование специального фонда возмещения вреда потерпевшему, который будет формироваться за счёт обязательного платежа, взысканного с виновных лиц, совершивших преступление, также от реализации конфискованного имущества, нажитого преступным путём.

В целях расширения судебного контроля за досудебным производством в уголовный процесс вводится институт следственного судьи, в полномочия которого помимо санкционирования отдельных следственных действий, также предлагается включить рассмотрение жалоб и ходатайств сторон на этапе досудебного производства.

Проектом Кодекса также урегулированы вопросы расследования уголовных проступков, вводимых проектом новой редакции Уголовного кодекса.

Предусматриваются инструменты, позволяющие на основании судебного решения изымать в пользу государства преступно нажитые доходы, в том числе и у лиц, скрывающихся от правосудия.

В целом предлагаемая модель нового уголовного процесса должна максимально защитить права не только обвиняемых, но и потерпевших, сделать его более оперативным, не нарушая при этом фундаментальных основ правосудия.

Принятие проекта Уголовно-исполнительного кодекса создаст условия для более широкого применения уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией от общества, социальной адаптации и реабилитации осужденных и лиц, освобожденных от отбывания наказания, снижения уровня пенитенциарного и постпенитенциарного рецидива. И, кроме того, сформирует механизм участия общественности в воспитательном процессе, проводимом с осужденными.

По проекту проведены антикоррупционная, научная, экономическая и лингвистическая экспертизы. Принятие проекта не потребует дополнительных финансовых затрат и не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий.

И в этот день на пленарном заседании Мажилис принял в работу проект законодательных поправок по вопросам усиления защиты права собственности, гарантирования защиты договорных обязательств и ужесточения ответственности за их нарушение. В связи с предложенными новшествами ожидается коррекция Гражданского кодекса (Общая и Особенная части), а также законов «Об ипотеке недвижимого имущества» и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество».

Сегодня также депутаты Мажилиса взяли в работу поправки по вопросам социального обеспечения.

Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование действующего законодательства о пенсионном обеспечении и обязательном социальном страховании. А также - введение субсидирования дополнительных обязательных пенсионных взносов для получателей социальной выплаты из Государственного фонда социального страхования на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, в период их нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Отрицательных правовых и социально-экономических последствий в случае принятия законопроекта не предполагается. Реализация законопроекта повлечет увеличение государственных расходов на период 2014 - 2016 годы на сумму 30,6 млрд. тенге.

На состоявшемся в среду пленарном заседании Мажилисом принят в работу законопроект «О профессиональных союзах». В проекте закона, в частности, предлагаемая вертикальная связь в профсоюзном движении обеспечит доведение до низового уровня и выполнение решений, принимаемых на национальном, отраслевом и региональном уровнях. И в то же время - обратную связь работников с руководящими органами профсоюзов и их объединениями. Вместе с основным приняты в работу и сопутствующие поправки по вопросам профсоюзов и регулирования трудовых отношений.

Принят в работу Мажилисом и законопроект с сопутствующими поправками «О лотереях и лотерейной деятельности». В соответствии с этим документом предлагается, в частности, введение института национального оператора лотереи, который будет определяться Правительством. И наравне с организаторами лотереи будет осуществлять лотерейную деятельность, в том числе организовывать и проводить национальную лотерею.

Полученную прибыль национальный оператор будет направлять на развитие массового спорта, в том числе детского, строительство спортивной инфраструктуры в регионах республики. Предполагаемые меры, по утверждению разработчиков поправок, послужат повышению мотивации участников лотереи.

На пленарном заседании Палата одобрила ратификационный законопроект о казахстанско-таджикском межправительственном Соглашении. Данный документ предусматривает безвозмездную военно-техническую помощь Таджикистану в виде передачи разного военного имущества.

Депутатами одобрены также поправки относительно применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа.

 

(Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов - 74-63-05. Фото Дюсенбаева Аманкула. Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК)

 


Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт Мажилиса Парламента Республики Казахстан.