20.02.2014

НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ – ПРОЕКТ ЗАКОНА – ПРЕЗЕНТАЦИЯ<br><i>(МИНТ ПРЕДСТАВИЛ В КОМИТЕТЕ МАЖИЛИСА ПОПРАВКИ)</i>


НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ – ПРОЕКТ ЗАКОНА – ПРЕЗЕНТАЦИЯ

(МИНТ ПРЕДСТАВИЛ В КОМИТЕТЕ МАЖИЛИСА ПОПРАВКИ)

Астана, 20 февраля, Дом Мажилиса. Казахстан будет первой страной среди стран-членов СНГ, внедряющей подобный принцип. Об этом было заявлено сегодня в Мажилисе при презентации законодательных поправок по вопросам недропользования.

Представляя нововведения в Комитете Мажилиса по вопросам экологии и природопользованию,вице-министр индустрии и новых технологий Нурлан Сауранбаев сказал, что принятие указанных поправок предусматривает гармоничное включение новых подходов в предоставлении права недропользования в уже существующие принципы и структуры Закона «О недрах и недропользовании».

И это сделано в целях поддержания стабильности законодательства о недрах и недропользовании, которое является основным условием доверия со стороны иностранных инвесторов. Казахстан будет первой страной среди стран-членов СНГ, внедряющей подобный принцип.

На настоящий момент в Казахстане сформирована и действует нормативно-правовая база, регулирующая деятельность по недропользованию, сюда относятся Закон Республики Казахстан от 2010 года «О недрах и недропользовании» и подзаконные нормативно-правовые акты.

Следует выделить 3 основных направления, которые отражают существующие недостатки действующего законодательства в сфере недропользования:

1. Целью разработки Закона о недрах 2010 года являлось урегулирование предоставления права недропользования в нефтегазовом секторе. В этой связи для заключения контрактов на песок или щебень необходимо пройти такие же процедуры, как и для заключения контрактов на нефть и газ.

2. Проведение разведочных работ всегда связано с риском потери вложенных средств. Учитывая данное обстоятельство государству необходимо принять меры по привлечению инвесторов в разведку полезных ископаемых. Уже на этапе добычи недропользователь способен выполнять обязательства, предусмотренные законодательством.

Однако в действующем законодательстве уравнены подходы в урегулировании процедур разведки и добычи.

3. Необходимость перехода от административно-командной системы правового регулирования предоставления права недропользования к экономическому стимулированию недропользователей

В разработке Законопроекта приняли участие заинтересованные государственные органы, аккредитованные субъекты: Национальная палата предпринимателей РК; Ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий; Казахстанская ассоциация «Kazenergy»; консалтинговые компании «OlympexAdvisers», «Grata», «White&Case».

Следует отметить, что основными инициаторами изменений действующего законодательства являются недропользователи, поэтому поправки законопроекта направлены на решение проблемных вопросов, поднимаемых недропользователями.

Всего законопроектом предусматривается 189 поправок, из них следующие концептуальные поправки:

1. Сокращение до 60% обязательных экспертиз по контрактам;

2. Оптимизация положений модельного контракта путем исключения в нем дублирующих норм законодательства, и оставления существенных условий контракта, в том числе особых переговорных условий.

3. Освобождение недропользователей по добычным контрактам твердых полезных ископаемых (за исключением урана) от обязанности согласовывать изменения объемов добычи в пределах 20% от проектных показателей, но не более проектного максимума.

4. Обеспечение свободного доступа к геологической информации.

5. Исключение ТЭО (технико-экономического обоснования) из перечня обязательных проектных документов.

6. Предоставления права недропользования по принципу конкурентных торгов.

Основной целью внедрения конкурентных торгов является максимальное упрощение процедуры получения права недропользования и облегчение условий, как для государственных компетентных органов, так и для недропользователей.

Существенным изменением будет являться то, что затраты на развитие инфраструктуры региона, которые в настоящее время являются одним из двух критериев определения победителя конкурса, будут установлены компетентными органами в виде фиксированных ставок, о размерах которых недропользователю будет известно до начала проведения конкурентных торгов.

Таким образом, право недропользования получит тот, кто предложит государству наибольшую сумму подписного бонуса во время проведения конкурентных торгов, что обеспечит прозрачность проведения конкурса и исключит возможные коррупционные факторы.

7. Внедрение упрощенного порядка предоставления права недропользования по принципу «Первый пришел – первый получил» с ежегодно возрастающей ставкой за пользование участком недр.

Указанный порядок предоставления права недропользования для разведки основан на принципе, внедренном и успешно работающем в таких странах как Австралия, Канада, Чили, Финляндия и по своей природе очень прост: кто первый подал заявку на участок недр, тот и получил право на недропользования.

Внедрение подобной практики в казахстанское законодательство позволит ускорить проведение и повысить эффективность геологоразведочных работ.

Принятие указанных поправок предусматривает гармоничное включение новых подходов в предоставлении права недропользования в уже существующие принципы и структуры Закона «О недрах и недропользовании».

Это сделано в целях поддержания стабильности законодательства о недрах и недропользовании, которое является основным условием доверия со стороны иностранных инвесторов. Казахстан будет первой страной среди стран-членов СНГ, внедряющей подобный принцип.

Законопроектом предусматривается также внесение 115 системных поправок:

1. Устранение пробела в части расширения контрактной территории, закрепив, что в случае установления, что границы месторождения выходят за пределы географических границ горного отвода, для проведения оценочных работ и их подтверждения государственной экспертизой недр по решению компетентного органа может быть выдан геологический отвод на срок определенный проектом оценочных работ.

После экспертизы и утверждения запасов Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан, недропользователь разрабатывает проект нового горного отвода и соответствующие изменения вносятся в контракт.

2. Упрощение процедуры по добыче полезных ископаемых из ТМО (путем участия в прямых переговорах).

Наряду с ними законопроектом предполагает 67 редакционных поправок, направленных на устранение излишней регламентации, исключение двоякого толкования норм, приведение норм в соответствие с юридической техникой.

В целом поправки в действующее законодательство направлены на упрощение процедуры предоставления права недропользования на этапе разведки твердых полезных ископаемых, с целью привлечения инвестиций в горнодобывающий сектор страны.

***

После доклада и ответов вице-министра на депутатские вопросы решено продолжить обсуждение законопроекта на заседанияхрабочей группы, возглавляемой депутатом Мажилиса Ахмедом Мурадовым. Сегодняшнее заседание провел Секретарь Комитета, депутат Шавхат Утемисов.

(Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов - 74-63-05. Фото Жаслан Куспанова. Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК)



Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт Мажилиса Парламента Республики Казахстан.