Сайт бояуы
Әріп арасындағы қашықтық
Суреттер
25.05.2016

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС МОН: ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ - ОТМЕЧАЕТСЯ ПОПЫТКА ПЕРЕПИСЫВАНИЯ


ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС МОН: ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ - ОТМЕЧАЕТСЯ ПОПЫТКА ПЕРЕПИСЫВАНИЯ

 

Астана, 25 мая, Дом Мажилиса. На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к министру образования и науки РК Сагадиеву Е.К. обратился депутат Парламента Жамбыл Ахметбеков:

«Недопустимость искажения исторической правды о Великой Отечественной войне, необходимость ее тщательного и всестороннего изучения, а также роль Великой Победы как объединяющей ценности для всех народов и стран евразийского пространства широко обсуждается в обществе. Государством ставятся задачи «сформировать гражданскую позицию молодого поколения, ответственного перед своей Отчизной и народом:  воспитывать чувство патриотизма, активную гражданскую позицию, уважение к истории и культуре казахского народа, а также других народов, проживающих в Казахстане».

Но в настоящее время в общеобразовательных школах при изучении истории Великой Отечественной войны отмечается попытка переписывания истории, подмены исторических фактов, что ведется в русле усиливающейся с каждым годом антикоммунистической пропаганды. В чем здесь причина и какая ставится цель в данном случае? Обвинять в этом учительские кадры недопустимо, причина кроется в другом.

Типовая учебная программа по предмету «Всемирная история» для 6-9 классов уровня основного среднего образования, утвержденная приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 выделяет на изучение такой темы как «Вторая мировая война» 1 час, ровно столько же, сколько времени выделено по отдельности таким темам как «Афганистан и Иран» (1 час), «Арабские страны Азии и Африки (1 час) и т.д.

В данной программе – по теме «Вторая мировая война» – роль Советского Союза и Красной Армии отражена буквально в трёх словах – «Нападение Германии на СССР», что поставлено на один уровень с обозначением другого факта – «Военные действия на Балканах, Северной Африке». Одновременно, в разделах программы не отражена ни одна битва на советско-германском фронте (ни Московская, ни Сталинградская, ни Курская), но зато поочередно выделяется целая череда других военных событий – «Странная война», «Перл-Харбор и вступление в войну США», «Открытие второго фронта в Европе». И как здесь должны авторы учебников, учитель на уроке истории суметь выделить – кто сыграл главную, решающую роль в разгроме фашизма – советский солдат (освободивший от ненавистного врага не только свою землю но и всю Европу) или англо-французские войска,в так называемой «Странной войне» в начале Второй мировой войны и Северной Африке в год коренного перелома или американский десант в Италии и Франции на завершающей стадии Второй мировой войны?! Что и говорить, если в программе даже не упоминается основополагающее понятие – Великая Отечественная война, такой темы просто нет, что вызывает недоумение и непонимание всех учителей истории.

Типовая учебная программа по предмету «Всемирная история» для 10-11 классов (общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений уровня общего среднего образования) на изучение темы «Вторая мировая война» выделяет соответственно по профилю 4 часа и 2 часа. Конечно, составители регламентированы общим количеством часов на изучение «всемирной истории» в школе, только вот почему одновременно таким темам, как, например, «Страны Тропической и Южной Африки», тоже выделяется 2 часа от первой до второй мировых войн. Причём, для учеников естественно-математического направлений уровня общего среднего образования изучение Второй мировой войны сократили в два раза, а вот «Страны Тропической и Южной Африки» оставили в прежнем объёме 2 часа. Несоразмерно получается, с какой стороны не подойти. Подобный географический, чисто страноведческий принцип распределения тем и часов по всемирной истории в старших классах, типа, «всем сёстрам по серьгам», не отражает сути сложных историко-политических проблем XX века.

«Чиновники от образования» пытаются оправдаться тем, что, мол, тема Великой Отечественной войны уже отражена в истории Казахстана. Освещение истории СССР и советского общества накануне и в годы войны предлагается изучать в соответствующих темах: «Политические репрессии и депортация народов» (3 часа), «Казахстан в годы Великой Отечественной войны» (2 часа). Вот так, по степени значимости, предлагается показать взаимодействие «казахского народа, а также других народов, проживающих в Казахстане» (что ставится как одна из важных задач при изучении всемирной истории в выпускном классе). Конечно, надо показывать роль и значение того и другого исторического явления, но в данном случае явно несоразмерно выделение часов на изучение темы репрессий и темы подвига в годы войны.

Исходя из такой установки, авторы учебника «История Казахстана» для 11 классов (3-е издание, Алматы: Мектеп, 2015 г., переработанное и дополненное) два объединённых параграфа по теме «Казахстан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» поместили в отдельную VIII главу с названием – «Политические репрессии и депортации народов»?! В названии учебника имеется подзаголовок – «Важнейшие периоды и научные проблемы», но объединять вот таким образом тему Великого подвига в годы Великой Отечественной войны (10 страниц) в промежутках между вводным параграфом «История Коммунистической партии Казахстана и возникновение тоталитарной системы», затем двумя параграфами «Начало политических репрессий», «Система ГУЛАГА в Казахстане» и заканчивая завершающим параграфом данной главы – «Депортация народов в Казахстан» (всего на 27 страницах, в 4-х параграфах, т.е. 4 часа). 

Таким образом, в одной общей главе теме «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» оказалось в два раза меньше выделено часов, и почти в три раза меньше (по объёму текста), чем подробному рассмотрению вопроса репрессий и депортации. Такое своеобразное понимание исторических проблем вызывает у учащихся и  их родителей недоумение и прямое неприятиепместили нённые параграфытечественной войныное и дополненное.

 Кроме того, по мысли авторов учебника, деятельность коммунистов связана только с утверждением тоталитаризма, проведением политики репрессий и депортации, а вот о роли подвига коммунистов и комсомольцев в годы Великой Отечественной войны не сказано ни слова. Такая антикоммунистическая ангажированность не должна присутствовать в учебниках истории, и, тем более, что это не соответствует историческим реалиям.

Винить в данном случае учителя истории нельзя, так как календарно-тематическое планирование по истории Казахстана в 11 классе (ЕМН) он составляет  «в соответствии с учебной программой, утвержденной приказом Министра образования и науки РК от 3 апреля 2013 года № 115, в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утверждённого постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 (ГОСО РК 1.4.002-2012) и приказами министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 557 и от 8 ноября 2012 года № 500 (ТУП)» (такое планирование имеется в каждой школе). Все это подтверждалось и в 2015-2016 учебном году в приложении 5 к приказу министра образования и науки Республики Казахстан от 18  июня 2015 года № 393.

Когда  Парламентская ассамблея ОБСЕ в год 70-летия начала Второй мировой войны приняла резолюцию, объявившую 23 августа  (в этот день 23 августа был подписан пакт Молотова-Риббентропа) Днём памяти жертв сталинизма и фашизма, мало кто в Казахстане обратил внимание на политический демарш Запада. Между тем, принятая резолюция полностью уравняла роль Советского Союза и нацистской Германии в развязывании Второй мировой войны. Что касается данной резолюции ОБСЕ, поставившей на одну доску истории подвиг советского воина-освободителя и преступления фашистских карателей, то это можно считать самым позорным документом послевоенной Европы.

Как же в казахстанских учебниках по «Всемирной истории» решили эту «научную проблему»? В учебниках для 10 классов (как общественно-гуманитарного, так и естественно-математического направления) началом Второй мировой войны считается не только агрессия фашистской Германии против Польши 1 сентября 1939 г., но и одновременно (цитируем) – «так называемый освободительный поход или военный захват восточных территорий Польши, Западной Украины и Западной Белоруссии». Оценивать присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР (благодаря чему Украина и Белоруссия имеет государственный статус и современную территорию) как «военный захват» представляется не историчным. Это допустимо в дискуссионных материалах на страницах газет и журналов, но только не в учебных пособиях, утверждённых МОиН РК. В данном случае необходимо избегать ярко выраженных политических оценок.

Наиболее циничным моментом этой тотальной фальсификации является то, что она развернулась при еще живых ветеранах Великой Отечественной, внуки и правнуки которых вынуждены поглощать такую «учебную продукцию». Надо понимать, что подобная «либерально-демократическая» идеология грозит разделить народы и поколения, лишить общество его важнейшей духовной составляющей – патриотизма и исторической памяти о героическом прошлом.

Просим рассмотреть данный запрос и ответить в установленном законодательством порядке».

 

Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса Г.Баймаханова, А.Конуров, В.Косарев, М. Магеррамов, И.Смирнова и Т.Сыздыков.

 

 (Сауле Бапакова – 74-63-05. Фото Сайлау Майлыбаева. Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК)


Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт Мажилиса Парламента Республики Казахстан.