Сайт бояуы
Әріп арасындағы қашықтық
Суреттер
14.09.2016

Мажилис взял в работу главный финансовый документ страны


Астана, 14 сентября, Дом Мажилиса. Сегодня под председательством Спикера Нурлана Нигматулина состоялось пленарное заседание Мажилиса, на котором депутаты взяли в работу проекты новых финансовых законов страны.

В представленном Правительством пакете: законопроекты «О республиканском бюджете на 2017-2019 годы» и «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2017-2019 годы». В этом ряду и проект Закона «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2017-2019 годы».

Наряду с этим Мажилис определил профильному комитету сроки подготовки заключений и по поправкам в законы: о гарантированном трансферте из Нацфонда на 2016-2018 годы и о республиканском бюджете на 2016-2018 годы.

После обсуждения на заседании Палата одобрила ратификацию Конвенции между Казахстаном и Сербией об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и на капитал и Протокола к ней.

Конвенция нацелена на укрепление и расширение экономического сотрудничества между Казахстаном и Сербией путем создания благоприятных условий для инвестиций.

Существующими налогами, на которые распространяется Конвенция, являются, в частности, в Казахстане: корпоративный подоходный налог; индивидуальный подоходный налог; налог на имущество юридических и физических лиц; в Сербии - корпоративный подоходный налог; индивидуальный подоходный налог; налог на капитал.

Кроме того, на пленарном заседании депутаты Мажилиса согласились с предложением профильного Комитета Палаты продолжить работу над проектом закона с сопутствующими поправками о коллекторской деятельности.

И сегодня на пленарном заседании были сделаны депутатские запросы.

Так, депутат Зауреш Аманжолова подняла вопросы, касающиеся внедрения обязательного социального медицинского страхования, а ее коллега Айгуль Нуркина – о необходимости формирования комплексной системы социальных услуг. Депутатский запрос Жанат Омарбековой о реализации принципа «универсального дизайна», нужного для формирования доступной среды для людей с ограниченными возможностями. Мажилисмен Магеррам Магеррамов в своем запросе озвучил необходимость внесения изменений в Закон РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним», направленных на социальную защиту граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Парламентарий Айкын Конуров затронул тему специальной военной формы для уроков начальной военной подготовки. А депутат Ерсултан Бектурганов - вопросы развития «зеленой энергетики» в Казахстане, в частности, экотранспорта. По мнению народного избранника Аманжана Жамалова, необходимо внести изменения в Таможенный кодекс в части таможенного администрирования, а также разработать единый прозрачный подход при определении таможенной стоимости товаров на территории Единого экономического пространства.

 

Депутатский запрос З.Аманжоловой министру здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Дуйсеновой Т.Б.

 

 

Уважаемая Тамара Босымбековна!

 

В рамках реализации институциональных реформ Плана Нации «100 конкретных шагов», обозначенных Главой государства, планируется введение обязательного социального медицинского страхования (80-й шаг). В связи с этим в соответствии с Законом «Об обязательном социальном медицинском страховании» предусмотрен срок начала его реализации -  1 июля 2017 года.

Основная цель внедрения обязательного социального медицинского страхования (далее по тексту - ОСМС) – создание устойчивой и эффективной системы здравоохранения для достижения доступности, полноты и качества оказываемых медицинских услуг населению.

Внедрение качественно нового направления в здравоохранении требует основательного анализа, проведения системных расчетов создания и функционирования новой финансовой модели, а также проведения профессиональной разъяснительной работы как среди медицинского персонала, так и среди населения.   

В связи с этим возникает ряд вопросов, требующих детального рассмотрения и комплексных расчетов. 

Поставщики медицинских услуг, аккредитованные на их предоставление, будут получать возмещение по факту оказанных услуг, на основе установленных тарифов. В условиях конкуренции поставщики должны будут стремиться к снижению цен и соответственно - затрат.

В настоящее время в действующих тарифах на медицинские услуги не предусмотрены капитальные затраты на амортизацию оборудования и техническое обслуживание. В условиях ОСМС тарифы должны быть предельно объективными и отражать реальные затраты поставщиков услуг. Иначе конкурентная среда не будет создана.

Новая тарифная политика обязательно должна создавать условия для самоокупаемости и дальнейшего развития медицинских организаций. Между тем, это приведет к значительному удорожанию стоимости медицинских услуг и, соответственно - увеличению финансовых затрат Фонда медицинского страхования. В доступной информации нет данных об уровне дополнительных средств, необходимых для формирования адекватных тарифов.

Это может вызвать риск сокращения объема медицинской помощи, получаемой сегодня в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Поэтому закономерно возникает вопрос о том, проводился ли прогнозный экономический анализ возможных рисков по обеспечению устойчивости финансовой системы при формировании ФОСМС, особенно в условиях начального этапа его становления? 

В актуарных расчетах Министерства здравоохранения и социального развития не предусмотрены соответствующие дополнительные затраты, и покроют ли их планируемые объемы средств от различных страховых взносов - неизвестно. Вопрос. Как будет обеспечиваться управление финансовыми ресурсами? Каким образом будут проводиться процессы закупок?

Кроме того, планируется формирование конкурентной среды медицинских организаций, что предполагает большее участие в качестве поставщиков медицинских услуг населению предприятий негосударственного сектора. В связи с этим есть ряд вопросов:

- насколько готовы к внедрению новой системы наши медицинские организации, особенно в сельской местности?

- проводился ли анализ ресурсообеспеченности как государственных, так и частных медицинских организаций?

- будет ли проводится целенаправленная работа по обеспечению конкурентоспособности государственных медицинских организаций, сколько дополнительных ресурсов для этого требуется?

- сформирована ли действующая и прогнозная карта географической доступности медицинских услуг?

На сегодняшний день имеет место актуальность еще один вопрос – как будут учитываться доходы и не отразится ли это на полноте пакета медицинских услуг для граждан, занятых на сезонных работах или работах  непостоянного характера.

И последнее. Сейчас Министерством проводится разъяснительная работа среди населения по основным аспектам обязательного социального медицинского страхования. Вместе с тем, проблемным остается вопрос качества проводимой работы. Резонным, полагаю, будет вопрос о возможности создания учебного центра или штаба по подготовке квалифицированных кадров для проведения разъяснительных мероприятий и информирования населения по ОСМС.             

На основании вышеизложенного, прошу Вас, рассмотреть наш депутатский запрос и представить ответ в установленные законодательством сроки. 

 

С уважением, 

 

Депутаты Мажилиса,

члены фракции партии «Нұр Отан»                                

 З. Аманжолова, А. Бектурганов, И. Аронова

 

 

 

 

 

 

***

Депутатский запрос Е.Бектурганова Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

 

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

 

Наш депутатский запрос адресован Премьер-Министру Республики Казахстан Сагинтаеву Бакытжану Абдировичу. Он касается развития «зеленой энергетики» в Казахстане.

Известно, что с каждым годом количество машин на дорогах увеличиваются в разы. Заторы и пробки стали обыденными буднями, наблюдается транспортная перегруженность, значительно усугубилась экологическая ситуация, особенно в мегаполисах страны.

В ходе XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана «Независимость. Согласие. Нация единого будущего» Президент сказал, что в ближайшем будущем все казахстанцы будут ездить на электромобилях. И, в качестве правоты своей точки зрения, посоветовал перенимать опыт зарубежных стран, а также вносить и показывать всему миру, что мы умеем делать по «зеленой» энергетике в Казахстане.

К примеру, в Германии существует дифференцированная ставка налога в зависимости от величины удельного выброса вредного газа. Для электромобилей и гибридов вообще нет налога. В Лондоне для электромобилей бесплатная парковка в центре и бесплатный въезд в город. В США налоговые льготы при покупке гибридов составляют от 400 до 3400 долларов США при покупке электромобилей до 7500 долларов США. В текущем году налоговые льготы на ввоз гибридных автомобилей ввели даже и в Грузии. Таких примеров в мире немало.

Однако казахстанские автомобилисты пока не готовы пересаживаться на электромобили. Так, на сегодняшний день в стране практически отсутствуют законодательные меры стимулирования рынка экологически чистых автомобилей, а нормативно-правовая база лишь косвенно направлена на регулирование деятельности экологического транспорта.

Считаем необходимым принять специальную программу постепенного замещения неэкологического автомобиля с двигателем внутреннего сгорания на эко автомобили. Также необходимо увеличить выпуск экологически чистых автомашин и в первую очередь обеспечить бюджетные организации данными автомобилями на льготной основе. Тем самым стимулируя население приобретать эко машины.

Для покупательского спроса населения необходимо выполнить ряд мер. Снизить цену автомобилей, снизить таможенные пошлины, налоги и утилизационные сборы, которые составляют более 40% от розничной стоимости авто. Кроме этого необходимо наладить сферу технического обслуживания данного вида транспорта.

Данные меры без сомнения приведут к улучшению экологической ситуации в стране.

                В преддверии проведения «ЭКСПО-2017» этот вопрос весьма актуален и принятие государственных мер в развитии и поддержке условии приобретения и эксплуатации «зеленого» транспорта считаем крайне необходимым на сегодняшний день.                                                                                              Просим ответить в соответствии с установленными законодательством сроки.

 

 

Депутаты Мажилиса                                          

Бектурганов Е.У.  Бектурганов А.Е.  Джарасов Ж.А.  Ержан К.Т.  Пшембаев М.К.  Тасбулатов А.Б.

 

 

 

***

Депутатский запрос А.Жамалова Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

 

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

 

В рамках выезда в регионы мною проведены встречи с предпринимателями и представителями государственных органов в Алматинской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях по вопросам внешнеэкономической деятельности.

Во время этих встреч со стороны предпринимателей поступали и по сегодняшний день поступают жалобы по фактам злоупотребления несовершенством законодательства в части таможенного администрирования. О недостаточной эффективности таможенного администрирования свидетельствуют и показатели критерия «Международная торговля» рейтинга Всемирного банка «Doing-бизнес», согласно которому Казахстан находится на 122 месте из 189.

Первоочередной проблемой, по мнению предпринимателей, являются перекосы при определении таможенной стоимости импортируемых товаров, связанных с методологическими недостатками Системы управления рисками (далее – СУР).

СУР во всем мире служит для выявления, прогнозирования и предотвращения нарушений таможенного законодательства, у нас же эта система носит явно фискальный характер и служит в основном для увеличения поступлений в бюджет. Так, на основе использования СУР завышается стоимость товаров. Как следствие, предприниматели ищут другие более дешевые пути для растамаживания. Из-за существующей таможенной политики Казахстана, сразу же после вхождения Кыргызстана в ЕврАзЭС, предприниматели предпочли ввозить товары из КНР через Нарынскую область Кыргызстана, где теперь и выплачиваются и пошлины и налог на добавленную стоимость.

О потерях Казахстана можно судить по следующим цифрам. Так, к примеру, только в Алматинской области объем внешнеторгового оборота за 6 месяцев 2016 года сократился почти в 20 раз (в 2015г. – 908,9 млн.долл.США, в 2016г. - 51 млн. долл.США, потери составили 857,9 млн.долл.США). В зоне таможенного оформления этой области в 2016 году заполнено в 9 раз меньше деклараций (1437 деклараций на товары, против 10987 деклараций в 2015 году, т.е. на 9550 деклараций меньше). За 2016 год в сравнении с 2015 годом уплата НДС методом зачета сократилась так же в 9 раз (с 729 245 тыс.тенге до 87 271 тыс.тенге, таким образом потери составили почти 642 млн. тенге). И это потери только по одной области.

Более того, вольное применение методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров и иерархии их использования приводит к массовому и необоснованному доначислению сумм ТПиН, пени и штрафных санкций. Это влечет за собой непредусмотренные издержки бизнеса и даже приводит к банкротству предприятий. 

Особо хочется подчеркнуть методологические недостатки СУР. По данным Счетного комитета, таможней в 2015 году было проведено 36 тысяч досмотров и выявлено лишь 103 нарушения таможенного законодательства, а в Атырауской, Алматинской, Костанайской, Актюбинской областях вообще ни одного. По итогам применения СУР было проведено 1455 таможенных экспертиз, а выявлено всего 13 фактов нарушений. При этом в некоторых случаях стоимость партии, по которой была назначена специальная экспертиза, составляла всего от 6 до двухсот долларов США. Это тот самый случай, когда «гора породила мышь» и, необходимо отметить, что стоимость этой «мыши» обошлась в значительные бюджетные деньги.

Особо удивительно, что СУР, внедренная таможенными органами Казахстана, концептуально отличается и противоречит требованиям законодательства о госконтроле и надзоре. Основные составляющие СУР формируются келейно, без привлечения независимых специалистов и являются закрытой информацией для участников ВЭД, что даже закреплено статьей 219 Таможенного Кодекса.

Таким образом, считаю острой необходимостью внесение изменений в Таможенный Кодекс в части таможенного администрирования, чтобы обеспечить доступ участникам ВЭД к профилям и индикаторам риска СУР, а также разработать единый прозрачный подход при определении таможенной стоимости товаров на территории Единого Экономического Пространства.

 

 

депутат Мажилиса,

член фракции партии «Нур Отан»                           

А. Жамалов

 

***

Депутатский запрос А.Конурова министру образования и науки Республики Казахстан Сагадиеву Е.К., министру обороны Республики Казахстан Жасузакову С.А.

 

Уважаемый Ерлан Кенжегалиевич!

Уважаемый Сакен Адилханович!

 

Вопрос школьной формы регламентируется приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 января 2016 года №26 «Об утверждении Требований к обязательной школьной форме для организаций среднего образования», в котором виды школьной формы разделены на: повседневную форму, парадную и спортивную. В Программе начальной военной подготовки учеников 10-11 классов для общеобразовательных школ (утверждена Приказом №653 от 28.09.2005 г. Министерства образования и науки Республики Казахстан) указано, что учащиеся обязаны приходить на занятия подготовленными и аккуратно одетыми. Преподаватель-организатор начальной военной подготовки предварительно, до начала занятий, должен довести до личного состава взвода или учебной группы форму одежды. Таким образом, сложилась ситуация, когда преподаватель-организатор сам определяет, в какой одежде учащиеся должны приходить на занятия и основные требования на сегодня – приобретение камуфляжного костюма, головного убора, ботинок типа «берцы», комплекта белых подворотничков.

В общественные приемные Коммунистической народной партии Казахстана обращаются родители школьников 10-11 классов, студентов 1-2 курсов колледжей с жалобами на требования приобретать специальную военную форму для уроков начальной военной подготовки. Комплект специальной формы обходится от 20000 до 30000 тенге, что довольно накладно для семейного бюджета. Родители опасаются, что с наступлением холодов им могут определить и приобретение зимней формы одежды, что в разы дороже. 

Данный вопрос также не урегулирован в Правилах организации и проведения, а также формирования учебно-материальной базы начальной военной подготовки, которые согласованы с Министерством образования и утверждены приказом министра обороны Республики Казахстан от 19 декабря 2014 года № 606.

В этой связи считаем важным указать всем организациям среднего образования строго придерживаться Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 января 2016 года №26 «Об утверждении Требований к обязательной школьной форме для организаций среднего образования». Запретить требовать обязательного приобретения специальной формы для уроков начальной военной подготовки и разрешить обходиться на этих занятиях повседневной или спортивной формой, или обеспечить специальной военной формой за счет Министерства обороны Республики Казахстан.

 

С уважением,

депутаты фракции «Народные коммунисты»          

А.Конуров, Ж.Ахметбеков,  Г.Баймаханова, М.Магеррамов, И.Смирнова,  Т.Сыздыков,  В.Косарев

 

***

Депутатский запрос В.Косарева Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

 

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

 

                Мы вновь решили обратиться к Правительству Республики Казахстан в связи с крупными и скандальными вопросами долевого строительства жилья. Жилье – одно из главных условий благосостояния человека, поэтому не должно превращаться в источник раздора между государством и гражданином, однако алчный бизнес день за днем углубляет социальное напряжение в этой сфере.

Скоро вступит в силу новый Закон «О долевом участии в жилищном строительстве», но переходящих строек все еще много и они в большей части «заморожены». От госчиновников мы часто слышим доводы о том, что долевое строительство осуществляется по двусторонним договорам между застройщиком и дольщиками при участии банка. Но признать, что госорганы не имеют отношения к этому процессу никак нельзя, поскольку госорганы выдали правоустанавливающие документы строительным организациям. Органы власти предоставили земельные участки, утвердили проекты домов, техусловия, а поэтому стоять в стороне от самого строительства госорганы не вправе. Тем более, что на их глазах происходили совершенно необъяснимые и выходящие за рамки правовых норм явления.

4500 дольщиков внесли в 2011-2012 годах средства на квартиры компании «Азбука жилья» в общей сумме около 40 млрд. тенге, как считают многие вкладчики средств, почти все они похищены. Из 9 домов только два имеют контуры каркасов, а остальные обозначены лишь вешками по углам – разбивки фундамента. Несмотря на это предприимчивые мошенники торгуют квартирами в домах, которых нет даже на бумаге. Несмотря на продолжительное время реализации договоров строительства квартир, местные органы власти даже сами не видели проектов, но на все дома выделены земельные участки. Такого разухабистого разгильдяйства чиновников вряд ли найдешь где-то еще.

Известен виновник и инициатор, его партнеры, ведется следствие, но людям нужно не это, а квартиры, жилье. Но самое опасное явление — это искажение и деформация законов. Оказалось, что договоры составлены не как с участниками долевого строительства, а как с «инвесторами», а это резко меняет ситуацию. Среди них образованы ассоциации, которые на эти средства якобы построили тепличные помещения, фермы и т.д., а на выручку намерены достроить дома. Это чистой воды афера, которую видит любой, даже не подготовленный человек. Похоже, что они намерены продолжать финансовые махинации. Нам не понятно, почему Правительство и местные исполнительные органы равнодушно смотрят на то, как злоумышленники среди белого дня совершают злодеяния против народа, безнаказанно живут в роскоши и не боятся законной кары, которой с нетерпением ждет многотысячные сообщества наших людей.

Просим Вас, Бакытжан Абдирович, специально разобраться с компанией «Азбука жилья», помня, что от нее страдают наши сограждане, отдавшие свои, возможно, последние накопления на строительство квартир, а также прервать затянувшийся процесс финансовых махинаций, поручить фискальным органам привлечь прямых виновников и их подельников к ответственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан, чтобы это стало уроком для других людей, склонных к наживе.

Ответ просим дать письменно в установленный законом срок.

 

депутаты Мажилиса

члены фракции

«Народные Коммунисты»

В. Косарев, Ж. Ахметбеков, Г. Баймаханова, А. Конуров, М. Магеррамов, И. Смирнова, Т. Сыздыков

 

 

***

Депутатский запрос М.Магеррамова Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

 

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

 

В Коммунистическую Народную партию Казахстана обратились представители Союза чернобыльцев Казахстана с просьбой о внесении изменений и дополнений в Закон РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним».

                На сегодня в Казахстане осталось всего лишь около пяти тысяч казахстанцев из тридцати двух тысяч, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы. Более сотни из них – люди с ограниченными возможностями.

Серьезной проблемой является восстановление здоровья. В Казахстане нет квалифицированных специалистов по лучевым болезням, хорошие медицинские услуги можно получить в ближнем зарубежье — в той же России и Украине.

Вызывает сожаление то, что в нашей стране, где имеется современное медицинское оборудование, не могут проводить лечение таких больных.

В Казахстане есть два госпиталя для инвалидов войны: в Алматы - на 80 мест и в Астане - на 100. Фактически они не отличаются от обычных больниц - там одни терапевты и нет специалистов по радиологии, которые лечили бы лучевые болезни.

Считаем, что Правительству необходимо обратить внимание на эту проблему и задуматься над вопросом открытия медицинских центров для лиц, пострадавших от ядерных испытаний и катастроф.

Говоря о льготах, что изначально предоставлялись участникам ликвидации аварии на ЧАЭС, сейчас действует лишь отмена налогов на землю и на транспорт. Все остальное действует на общих основаниях. При этом ликвидаторы чернобыльской аварии приравнены по статусу к инвалидам Великой Отечественной войны.

В Законе не определен статус жен и детей участников и инвалидов ЧАЭС. Многие жены сегодня являются, по сути, сиделками при мужьях чернобыльцах, прикованных к постели, и в случае их смерти жены и дети остаются без каких-либо социальных гарантий. Для многих детей чернобыльцев нужен медицинский учет и специальное лечение, которого они никак не могут добиться. Их также необходимо приравнять к льготной категории. Считаем также необходимым внести изменения по уравнению статуса чернобыльцев независимо от года нахождения на месте аварии.

Острой является проблема очередности на жилье. При постановке на очередь участников ЧАЭС ставят на очередь на общих основаниях согласно Закона РК «О жилищных отношениях», хотя согласно п.1 ст. 11 Закона РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой отечественной войны и лиц, приравненных к ним», говорится о первоочередности данной категории граждан.

                Не менее сложной и алогичной по своему характеру является проблема, когда при переезде в другой город страны участник ЧАЭС должен прожить на новом месте 5 лет для возобновления своих льгот. К сожалению, отсутствие надлежащего и единого реестра учета граждан участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС лишь добавляет сложности этому вопросу.

Обращаем Ваше внимание на рассмотрение возможности увеличения денежного специального государственного пособия, согласно ст. 14 Закона РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним», а также выхода на пенсию для этой категории граждан с 60 лет.

На сегодняшний день во всех странах СНГ, за исключением двух республик, действует Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». К сожалению, одной из двух стран, где отсутствует подобный Закон, является Казахстан.

                Уважаемый Бакытжан Абдирович, мы не ставим вопрос о разработке отдельного Закона, но считаем, что Правительству следует рассмотреть выше озвученные предложения и принять решение о внесении изменений и дополнений в Закон РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним». Государство, по нашему убеждению, должно строить свою деятельность на принципах социальной справедливости в интересах гражданина. Ведь именно человек является мерилом всех ценностей, которому должны быть гарантированны достойные условия существования, а также созданы благоприятные условия для жизненно важных потребностей.

На основании вышеизложенного просим Вас дать ответ на поставленные вопросы письменно в установленный законодательством срок.

 

 

С уважением,

депутаты фракции

«Народные коммунисты»                                          

М. Магеррамов, Ж. Ахметбеков, Г. Баймаханова, А. Конуров, В. Косарев, И. Смирнова, Т. Сыздыков

 

 

***

 

Депутатский запрос А.Нуркиной Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

 

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

 

Поводом для депутатского запроса является обращение в Мажилис Парламента РК представителей общественных организаций, занимающихся вопросами социальных услуг населению. Речь в нем идет о необходимости формирования комплексной системы социальных услуг, особенно семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Сегодня при довольно активной работе государства по снижению социальной и экономической уязвимости населения, механизмы оказания социальных услуг носят преимущественно реагирующий характер на различные виды неблагополучия, а профилактический компонент практически не работает.

Так, программы в сфере защиты детей, как на центральном, так и на местном уровне, не взаимосвязаны и раздроблены. Функции министерств образования и науки, внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты, межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не только не сфокусированы на комплексном решении тех или иных проблем, но и зачастую не скоординированы. 

Роль органов опеки и попечительства при управлениях образования МИО сводится только к тому, чтобы определить, следует ли оставить детей в семье или отдать их на попечение государства. Обращения из органов опеки и попечительства часто перенаправляются в отделы полиции по делам несовершеннолетних, которые не могут оценить потребности детей и обеспечить необходимыми услугами. Органы здравоохранения не задействованы в сфере превентивной помощи семье и ребенку.

В Приказе министра образования и науки Республики Казахстан от 19 января 2015 года № 17 «Об утверждении стандарта оказания специальных социальных услуг в области образования» к субъектам, предоставляющим специальные социальные услуги, отнесены социальные центры и службы помощи семье и детям.

Однако Типовые правила «О Службе поддержки семьи еще не разработаны. Также нет Стандарта или требования к предоставлению специальных социальных услуг в условиях замещающей семьи. Среднемесячный оклад социального работника составляет немногим более 30 тыс. тн. в месяц. В среднем же каждый работник обслуживает 7-8 человек.

Часть реабилитационных, коррекционных, психологических и профилактических услуг предоставляются женщинам или семьям на базе частных или некоммерческих организаций и учреждений. Это «Дом мамы», центры реабилитации «Кенес», «Арди», «Центр поддержки семьи», Дом престарелых. Они сами по себе эффективны, но для достижения целей их услуги должны носить сетевой и стандартизированный характер, госсоцзаказ должен носить гарантированный и долгосрочный характер.

Необходимо на межведомственном уровне выявлять причины и факторы социального неблагополучия отдельных категорий населения, определять их реальные потребности, заниматься поиском и совершенствованием форм для активного вовлечения их в производственные и общественные процессы. В этой связи особенно важно повысить статус и ответственность работников органов социальной защиты. Необходимо создание сети социальных служб помощи на принципах их постоянного сопровождения вне зависимости от форм собственности, но по единым требованиям. 

В связи с вышеизложенным просим Вас ответить на следующие вопросы:

- когда будут разработаны и утверждены основные социальные стандарты по оказанию услуг по социальной защите семей и детей? Каков перечень стандартов, правил к разработке?

- рассматривается ли Правительством решение вопросов статуса социальных работников, повышения их профессиональной ответственности, надлежащего материального обеспечения социальных работников в зависимости от сложности и значимости оказываемых услуг? 

- каковы данные о количестве нуждающегося населения в социальных услугах, данные об охвате социальными услугами нуждающегося населения в разрезе видов услуг, поставщиков услуг и регионов?

- каковы качественные характеристики социальных работников (образование, опыт, квалификация)?

Просим Вас рассмотреть данный запрос и представить ответ в установленные законодательством сроки. 

 

 

С уважением,

депутаты Мажилиса,

члены фракции партии «Нур Отан»                               

А. Нуркина, Г. Иксанова

 

 

 

***

Депутатский запрос Ж.Омарбековой Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

 

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

                            

                Обеспечение «доступной среды» для людей с инвалидностью – один из самых эффективных мехнизмов для их социализации. Однако системное решение данной проблемы встречает множество препятствий.

Среди основных – это непонимание со стороны общества принципов «универсальный дизайн» и «разумное приспособление», утвержденных Конвенцией ООН «О правах инвалидов».

Строительные нормы «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения» (СН РК 3.06-01-2011 и СП РК 3.06-02-2012) были введены в действие с 1 июля 2015 года. Однако, по сложившейся практике, все нарушения и несоответствия обнаруживаются после обследования функционирующих объектов. Такая ситуация сложилась и на объектах, строящихся по программе «Нұрлы Жол», посещенных во время выезда депутатов в регионы.

                Формирование доступной среды – это не только проектировочная, но и организационная задача. В настоящее время механизмы для её реализации на практике отсутствуют. Большинство объектов, построенных в Казахстане, не соответствуют существующим нормативам. Для сравнения приведу пример: объявлены государственные закупки об оказании услуг ГККП «Дворец Мира и Согласия» по текущему ремонту на сумму около 45 млн.тенге с разделом мероприятий по адаптации объекта около 15 млн. тенге.

                В Конвенции ООН о правах инвалидов универсальность дизайна определяется через максимально возможную степень пригодности для использования всеми людьми предметов, обстановок, программ и услуг, без их специальной адаптации. Соответственно отечественное законодательство не устанавливает обязанности разрабатывать товары универсального дизайна.

                Зачастую при реализации государственных программ основные усилия по созданию универсального дизайна сведены к проектированию доступной среды для инвалидов, и главным ответственным за это определено Министерство здравоохранения и социального развития, что изначально загоняет дело создания универсального дизайна в узкие понятийные рамки в поле одного ведомства (универсальный дизайн для больных). Такой подход к помощи наиболее незащищенных людей приводит к наполнению домов-интернатов реабилитационной техникой, строительству реабилитационных центров с учетом нормативов доступности, планированию спортивно-развлекательных мероприятий для инвалидов.

                Правительство должно принять принципы универсального дизайна как философию и стратегию, которая лежит в основе обеспечения равных прав для всех граждан во всех аспектах жизни.

                В этой связи просим сообщить, какие меры предприняты Правительством по реализации принципа «универсальный дизайн»? Проведен ли анализ действующей законодательной и нормативной базы по реализации принципов «универсального дизайна»?

                Считаем, что необходимо предпринять следующие меры:

1. Сформировать Координационный центр по вопросам «универсального дизайна» и создания безбарьерной городской среды со специализированным подразделением.

2. Обозначить проблемы учёта требований доступности при решении градостроительных вопросов, проектировании территориальных кластеров, отдельных объектов.

3. Обеспечить подготовку и переподготовку кадров архитекторов по вопросам «универсального дизайна».

4. Разработать методы стимулирования архитекторов, создающих проекты на принципах «универсального дизайна».

                Ответ просим дать в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».

 

С уважением,

депутаты Мажилиса,

члены фракции партии «Нұр Отан»                        

Ж. Омарбекова, Г. Иксанова, А. Нуркина

 

(О.Абрамова – 74-68-44, фото С. Майлыбаева. Распространено Пресс-службой Мажилиса)

 

  


Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт Мажилиса Парламента Республики Казахстан.