Сайт бояуы
Әріп арасындағы қашықтық
Суреттер
12.05.2017

Лекарственное обеспечение населения – парламентские слушания в Мажилисе


Астана, 12 мая, Дом Мажилиса. Сегодня в Мажилисе состоялись парламентские слушания. Тема: «Об обеспечении населения лекарственными средствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и о состоянии и развитии фармацевтической отрасли в Республике Казахстан».

Обсуждение актуальных вопросов состоялось с участием Председателя Мажилиса Нурлана Нигматулина, Первого Заместителя Премьер-Министра Аскара Мамина, министров здравоохранения и по инвестициям и развитию Елжана Биртанова и Жениса Касымбека, представителей регионов, крупных фармацевтических предприятий, зарубежных экспертов, медработников, НПО и СМИ.

Обращаясь к участникам слушаний, Спикер Мажилиса подчеркнул, что Президент Казахстана – Лидер Нации Нурсултан Назарбаев уделяет особое внимание вопросам лекарственного обеспечения как одной из важнейших составляющих оказания качественной медицинской помощи населению.

Как отметил Н.Нигматулин, лекарственный рынок нашей страны в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся на постсоветском пространстве. Сегодня в нашей стране работают 112 предприятий этой отрасли, из них 51 - производство медикаментов, 61 - производство изделий медицинского назначения. 12 предприятий соответствуют международным стандартам GMP. Объем фармацевтического рынка Казахстана за последние 10 лет увеличился в 7,2 раза.

- Ежегодно увеличиваются и расходы на обеспечение населения лекарствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Если в 2011 году на закуп лекарств из госбюджета было выделено около 93 млрд. тенге, то в 2016 году эта сумма составила более 164,8 млрд. тенге, - сказал Н.Нигматулин.

Вместе с тем Спикер Мажилиса акцентировал внимание на ряд проблем фармацевтической сферы.

- Одной из наиболее серьёзных являются перебои по обеспечению граждан с определенными заболеваниями бесплатными или льготными лекарствами вследствие несвоевременного проведения тендеров как «СК-Фармация», так и местными исполнительными органами. В частности, по всем регионам Казахстана имели место факты несвоевременной поставки противотуберкулезных и онкологических препаратов. Причём некоторые из них не подлежали замене иными препаратами, - сказал Н.Нигматулин.

При этом Спикер Мажилиса выразил опасение, что предлагаемая Министерством здравоохранения новая модель амбулаторного лекарственного обеспечения, в соответствие с которой на площадке Единого дистрибьютора будет проводиться основная часть закупок, не решит существующую проблему.

- Не окажется ли «лекарство хуже самой болезни»? Ведь есть обоснованное опасение, что предлагаемая мера, если не принять системных мер по изменению условий и механизмов закупок, может не только не решить проблему, но и усложнить ситуацию ещё больше…Деятельность самого Единого дистрибьютора, коим является «СК-Фармация», вызывает многочисленные вопросы как у руководства страны, так и у широкой общественности.. Очевидно, что назрела необходимость оптимизации работы самой «СК-Фармация» и внедрение инноваций в систему единой дистрибуции, - отметил Н.Нигматулин.

По словам Председателя Мажилиса, злободневным вопросом является ценообразование на лекарственные средства.

- Например, в этом году Министерство здравоохранения утвердило предельную цену на вакцину против вирусного гепатита «В» в сумме 148 тенге за дозу. При этом реальные цены зарегистрированных вакцин от производителя варьируются в пределах от 420 до 6960 тенге за дозу. Понятно, что такие ограничения приводят к демпинговым закупкам некачественных, несертифицированных препаратов сомнительного происхождения. В то же время эти же закупленные по демпинговым ценам лекарственные средства затем реализуются через аптечную сеть населению по уже завышенным ценам… Наценки дистрибьюторов и аптек в среднем достигают на каждом этапе до 40-50%, - подчеркнул Председатель Мажилиса.

По словам Н.Нигматулина, рынок розничных лекарственных средств составляет 60% от общего объема рынка фармацевтической продукции. Это порядка 277,4 млрд. тенге.

- Чтобы прекратить подобный ценовой беспорядок Глава государства и поручил в Послании нынешнего года законодательно ввести регулирование цен на все лекарственные средства. И мы ожидаем внесения Правительством качественно проработанного законопроекта «О ценовом регулировании лекарств в розничной сети» уже осенью этого года. И хочу заверить, что депутаты Мажилиса поработают с данным законопроектом очень внимательно, активно привлекая к работе над ним представителей гражданского общества, неправительственных организаций, научного и экспертного сообщества, бизнес-кругов, так как этот сектор экономики затрагивает интересы всего населения, всех наших избирателей, - сказал Спикер Мажилиса.

Н.Нигматулин также отметил, что отечественному фармацевтическому рынку характерна сильная импортозависимость.

По словам Председателя Мажилиса, в прошлом году объем лекарственного импорта в нашу страну превысил объем экспорта в 43 раза.

Председатель Мажилиса также отметил ряд негативных факторов, затрудняющих выход отечественных оригинальных препаратов на мировой рынок. В частности, неготовность многих фармацевтических предприятий нашей страны к производству лекарственных средств в соответствии с требованиями международных стандартов. Кроме того, это и низкое качество отечественных лекарств.

- Причиной этого, по мнению экспертов, является как раз то, что отечественные производители не производят фармацевтические субстанции для лекарственных средств, а приобретают за рубежом эти субстанции ненадлежащего качества по низким ценам. Понятно, что ни о каком качестве самого препарата тут уже не может быть и речи. А ведь это в самом прямом смысле – вопрос жизни и здоровья наших сограждан, - сказал Н.Нигматулин.

Н.Нигматулин также подчеркнул необходимость совершенствования таких мер государственного воздействия на фармацевтическую отрасль, как регулирование ценообразования на лекарственные средства, контроль и регулирование закупок, производимых за счёт бюджета, стандартизация и сертификация всех уровней обращения лекарственных средств. Кроме того, это продуманная налоговая и таможенная политика в отношении лекарственных препаратов, инновационная политика, стратегия в области подготовки профессиональных кадров, просвещение и пропаганда адекватного использования лекарственных средств, политика в области рекламы медикаментов.

- При совместной конструктивной работе Парламента, Правительства, всего гражданского общества, научного и экспертного сообщества, бизнес-кругов мы сможем эффективно выполнить установку Главы нашего государства Нурсултана Абишевича Назарбаева о том, что здоровый образ жизни и солидарная ответственность за свое здоровье должны стать главным принципом в государственной политике, в сфере здравоохранения, в повседневной жизни нашего населения, - подчеркнул Председатель Мажилиса.

Продолжение обозначенных Спикером Мажилиса проблемных вопросов получило и в прозвучавших выступлениях.    

                В частности, как отметил Первый Заместитель Премьер-Министра Аскар Мамин, в среднесрочной перспективе Правительством планируется принять срочные меры по увеличению выпуска лекарственных средств отечественного производства в 2 раза. Это позволит, по словам А.Мамина, существенно снизить импортозависимость. 

                В свою очередь министр здравоохранения Елжан Биртанов, говоря о развитии фармацевтической сферы в Казахстане, отметил, что стране решен вопрос по физической доступности лекарств, однако ввиду отсутствия эффективной системы ценового регулирования и зачастую высокой стоимости лекарства не всегда являются экономически доступными для различных категорий населения. При этом министр основным недостатком действующей системы амбулаторного лекарственного обеспечения назвал закуп фармацевтических услуг вместе с лекарствами у поставщиков фармуслуг, в результате чего создается значительный разброс цен на лекарства.

- Проведенный анализ амбулаторного лекарственного обеспечения в Казахстане показал, что один и тот же препарат закупался местными исполнительными органами по разным ценам. Цены варьировались в разрезе регионов в 2-3 раза не только внутри одного закупаемого международного непатентованного наименования, но и внутри торговых наименований, - сказал Е.Биртанов.

В целом же независимую международную оценку системы лекарственного обеспечения в ходе выступления с парламентской трибуны дал международный эксперт в сфере лекарственной политики Франс Стоббелаар (Нидерланды).

- По нашим наблюдениям, Казахстан движется вперед в правильном направлении и с необходимым уровнем амбиций благодаря стратегической политике, проводимой под руководством вашего Президента. По сравнению с другими странами с переходной экономикой задачи, поставленные Президентом Назарбаевым, являются четким и верным ориентиром для страны. Задача по вхождению в число 30 развитых стран мира и присоединению к странам ОЭСР предполагает, что в секторе здравоохранения должны произойти серьезные качественные изменения, - отметил Ф.Стоббелаар.

Вместе с тем, по мнению международного эксперта, Казахстану необходимо поддерживать связи с международными рабочими сетями и быть в курсе международных тенденций и направлений развития. Также необходимо усилить сотрудничество между частным и государственным секторами.

Итогом парламентских слушаний стали соответствующие Рекомендации Правительству Республики Казахстан.

 

(Ольга Абрамова, 74-68-44, фото Ж.Куспанова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт Мажилиса Парламента Республики Казахстан.