07.12.2017

МСХ представило депутатам Мажилиса поправки по вопросам регулирования АПК


Астана, 7 декабря, Дом Мажилиса. Сегодня в Мажилисе Первый вице-министр сельского хозяйства Кайрат Айтуганов представил депутатам законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования агропромышленного комплекса».

Презентация с участием представителей госорганов, квазигосударственного сектора, непарламентских политических партий, бизнес среды, НПО проведена в рамках Комитета Мажилиса по аграрным вопросам под председательством Сапархана Омарова.

Говоря о концептуальных изменениях, докладчик отметил следующее.

Первое. По фитосанитарной и ветеринарной безопасности. Законопроектом предусмотрен переход от полного финансирования мероприятий по защите и карантину растений за счет бюджетных средств к удешевлению затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение пестицидов для проведения фитосанитарных мероприятий. Исключением останутся мероприятия против саранчовых вредителей и карантинных объектов, распространенных на землях госзапаса (непарный шелкопряд, карантинные сорняки) согласно Перечню, утверждаемому уполномоченным органом.

В целях недопущения распространения новых видов карантинных объектов и нарушений карантинных фитосанитарных требований, законопроектом предлагается предусмотреть введение экстренных и временных карантинных фитосанитарных мер. Экстренные меры позволят проводить незамедлительную локализацию и ликвидацию очагов распространения впервые или вновь выявленных на территории Республики Казахстан карантинных объектов.

Законопроектом предусмотрены также нормы по ветеринарному и карантинному контролю при перемещении товаров через таможенную границу Союза не только в пунктах пропуска, но и в иных определяемых законодательством местах,которые позволятпредотвратить несанкционированный ввоз и вывоз товаров. Основная часть организационных, реализационных и часть контрольно-надзорных функций в области ветеринарии переданы в акиматы. За Министерством же остались контрольные и координационные функции, связанные с экспортом/импортом сельхозпродукции, а также за деятельностью акиматов. Контроль за акиматами осуществляется в форме выборочной проверки (не более 1 раза в год), что приводит к недостаточной координации возложенных обязанностей между центром и регионами (прежде всего в вопросах вакцинации, идентификации и диагностических исследований, проведению мероприятий против энзоотических болезней). В связи с чем законопроектом предусмотрена разработка уполномоченным органом плановых значений целевых индикаторов по улучшению деятельности МИО в области ветеринарии в разрезе регионов. На их основе будет проводиться оценка эффективности деятельности МИО уполномоченным органом согласно Системе ежегодной оценки эффективности деятельности, утверждённой Указом Президента РК.

Относительно устранения административных барьеров

Основная деятельность 196 лицензированных хлебоприемных предприятий ограничена перечнем, установленным Законом РК «О зерне». Эти предприятия могут оказывать также сопутствующие услуги, такие как предоставление железнодорожныхпутей в использование другим субъектам, находящихся в их собственности, реализация крупяной продукции, переработка и реализация маслосемян. Данные возможности не предусмотрены законом «О зерне», что не позволяет получать дополнительный доход хлебоприемным предприятиям. В целях создания благоприятной бизнес среды законопроектом вносятся изменения в Закон «О зерне», которые предоставят хлебоприемным предприятиямправо заниматься вышеперечисленными видами деятельности.

В сфере водного законодательства

Законопроектом предусматривается разработка и утверждение Правил выполнения многофакторного обследования водохозяйственных систем и сооружений, которыми будут предусмотрены единые требования при проведении многофакторного обследования водохозяйственных систем.

Предлагаемые изменения и мероприятия позволят оценить фактическое техническое состояние водохозяйственной инфраструктуры, определить их остаточный ресурс. В рамках Государственной программы развития агропромышленного комплекса уже заложены средства до 2021 года в размере 1,7 млрд. тенге на проведение многофакторного обследования 182 гидротехнических сооружений, находящихся в Республиканской собственности.

Согласно Водному кодексу строительство и эксплуатация зданий и сооружений в пределах водоохранных полос – запрещается, за исключением рекреационных зон. Однако в понятие рекреационной зоны входит также строительство зданий и сооружений досугового и (или) оздоровительного назначения, что позволяет строить объекты досугового значения в пределах водоохранной полосы.

Это приводит к негативному воздействию на окружающую среду на водных объектах особого государственного значения, а также к затоплению зданий и сооружений досугового значения.

Законопроектом предусмотрены изменения, которые уточняют границы строительства зданий и сооружений досугового и (или) оздоровительного назначения в пределах водохранных полос.

Четвертое. Совершенствование системы учета и мониторинга рыбы и рыбной продукции

В настоящее время отсутствуют эффективные правовые механизмы по прослеживаемости рыбы и рыбной продукции, которые позволяли бы пресекать теневой оборот рыбы и рыбной продукции. Кроме того, имеет место сверхлимитный вылов рыбы и браконьерство, что приводит к истощению запасов рыбных ресурсов.

В этой связи предлагается предусмотреть механизмы своевременного отслеживания оборота рыбы и других водных животных через создание информационной системы учета оборота рыб и других водных животных. А также закрепить функцию по мониторингу оборота рыбы и других водных животных за уполномоченным органом в области охраны, воспроизводства животного мира. Это даст возможность вывести рыбу и рыбную продукцию из теневого оборота.

Законопроектом также предусматривается приведение действующих законов и кодексов в соответствие с нормативными правовыми актами Евразийского экономического союза, устранение пробелов, противоречий и коллизий в правовом регулировании сферы агропромышленного комплекса, водного, лесного хозяйств и животного мира, а также устранение устаревших неэффективно реализуемых норм.

В целом, законопроектом вносятся изменения в 10 Кодексов и 20 Законов Республики Казахстан.

После ответов на депутатские вопросы дальнейшее обсуждение законопроекта решено продолжить в рабочей группе, которую возглавил член Комитета Мажилиса по аграрным вопросам Мурат Темиржанов.

(С.Бапакова – 74-63-05. Фото С.Майлыбаева. Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК)



Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт Мажилиса Парламента Республики Казахстан.