Сайт бояуы
Әріп арасындағы қашықтық
Суреттер
29.03.2010

МАЖИЛИС-ПРАВЧАС: МОН-ДЕПУТАТСКИЕ ВОПРОСЫ


МАЖИЛИС-ПРАВЧАС: МОН-ДЕПУТАТСКИЕ ВОПРОСЫ

 

Астана, 29 марта, Дом Мажилиса. «Состояние и перспективы развития образования в Республике Казахстан». Такова сегодня тема под председательством вице-спикера Жаныбека Карибжанова Правительственного  часа, которая вызвала вопросы  депутатов и ответы министра образования и науки Жансеита Туймебаева после его доклада перед парламентариями: 

        Отвечая на вопрос депутата Мажилиса Айткуль Самаковой, министр сказал:              

По профтехобразованию я специально показал динамику, что сделано за прошедшее время. Действительно, в первую очередь по суммам средств, которые выделяются профтехобразованию, мы контролировали. В результате этого только за последние три года, как я подчеркнул, было выделено из внебюджетных средств, это как раз средств разных промышленных групп, 28,8 миллионов долларов. В результате этого мы обеспечили 469 профтехлицеев, технические колледжи. Естественно, мы за то, чтобы все промышленные организации вовремя выделяли налоговые отчисления. Однако, это не везде соблюдается. По этому вопросу мы специально обратились. Мы сами заинтересованы в этом и будем всегда благодарны за вашу поддержку.

Что касается преемственности. Такая преемственность есть и практикуется, которая обучается в колледжах, затем продолжает обучение в высших учебных заведениях. Во многих учебных заведениях есть колледжи при тех университетах, это практика будет продолжена.

По обеспечению общежитием. Как вы знаете, была принята государственная программа развития профессионального технического образования, там мы специально указали отдельным пунктом строительство общежитий, но в связи с последними событиями не только у нас, но и в мире это немножко задержалось, однако, это стоит в повестке дня Правительства, будет построено общежитие. Только за последнее время построено пять лицеев с прекрасным общежитием, в частности в Астане. Есть трудности в этом вопросе, и совместно с вами, если положительно решим, то мы тоже за этот вопрос.

По детским домам, обеспечение жильем. Данным вопросом мы плотно занимаемся, неоднократно поднимали этот вопрос. Однако, вы знаете, что в сфере образования, я хотел бы еще раз уточнить, что не все нам подчиняется, и в Законе "Об образовании" идет распределение полномочий, уполномоченного органа, местных органов, я думаю, что каждая структура должны четко выполнять свои функции. Поэтому, каждый регион и каждая область… Мы в каждую область всегда направляли бумаги, то, что полагается по закону, они должны это обеспечить. Однако, в связи с объективными и субъективными причинами некоторые регионы стараются, а к некоторым есть вопросы. Данный вопрос всегда на контроле. Спасибо.

ФЕРХО С.И. Благодарю Вас, Жанибек Салимович. Прежде всего, хотела бы поблагодарить Министерство образования и науки за ту выставку, очень содержательную выставку, которую посетили все депутаты. Не просто с удовольствием отмечали отдвижки, и движения, и совершенствования системы учебно-воспитательного процесса, и в целом, новые подходы к информационно-коммуникационным технологиям.

Но у меня есть вопросы. Они как раз связаны с тем большим блоком, о котором говорил Жансеит Кансеитович, а он говорил о блоке информационно- коммуникационных технологиях. Буквально недавно при анализе на выставке по учебникам и учебно-методическим комплексам, Жансеит Кансеитович как положительный фактор сказал о том, что, если в прошлом году 77 процентов школьных учебников УМК были переведены на цифровой формат, то в этом году уже 85 процентов школьных учебников и учебно-методические комплексы переведены на цифровые форматы. Это действительно очень большая подвижка. Но при этом мой анализ показал, что все-таки 75 процентов в Казахстане составляет сельская школа, и в них 82 процента, это малокомплектные школы. Это во-первых.

При анализе поставки электронных учебников, например, в Алма-атинской области поставляется 26 процентов, в Кустанае 0,4 процента, а если взять Карагандинскую область и Актюбинскую область, то всего 2,4 процента.

Вопрос у меня такого характера, и не один вопрос. На протяжении 15 лет мы разрабатываем электронные учебники, а при этом целевое финансирование отсутствует, и приобретаются учебники по остаточному принципу. Каким образом будет совершенствоваться эта система и приобретение поставки электронных учебников?

Второй вопрос. Вы сегодня говорили об интерактивном учебном направлении в жизни наших школ. Почему идет поставка интерактивных досок кабинетов химии, физики и биологии без контента, хотя техническая спецификация, прежде всего, ориентирована на контент? Я бы хотела, чтобы вы не делали акцент актив-студию, поскольку это все-таки инструмент, а я говорю о содержании образованием.

Следующий вопрос у меня очень важный. Каким образом мониторится поставка интерактивного оборудования кабинет химии, физики биологии? Потому что, когда на местах руководители школ не подписывают документы после установки оборудования, оказывается, что подключенные "Пентиум 4" внутренним содержанием наполнены от "Пентиума 1". Поэтому, китайские детали, сегодня не дают возможности в полной мере использовать, не отсутствие контента, конечно, а интерактивное оборудование.

Последний вопрос. Почему интернет для школьников Казахстана самый дорогой в мире? Спасибо.

ТҮЙМЕБАЕВ Ж.Қ. Спасибо, Светлана Ивановна.

Первое. По информационно-коммуникационным технологиям. Большие успехи, которых мы достигли в последнее время (это как бы в сравнении), благодаря финансированию и целенаправленной работе. Естественно, здесь есть такие моменты. Если у нас количество учеников составляет 2 миллиона 600 тысяч человек, из них в малокомплектных школах обучаются 420 тысяч человек, а количество малокомплектных школ - 4 тысячи 300. Здесь у нас такой дисбаланс, по малокомплектным школам большие вопросы. Поэтому большинство учеников обучаются в полных школах, хотя по количеству таких школ - 3 тысячи 300.

В первую очередь, естественно, мы старались охватить их, но интерактивные технологии мы внедрили  и в районах, и в сельских школах, где есть Интернет, "Казахтелеком". Эту работу мы будем продолжать.

Не только министерство работает в интерактивной студии, но и каждый областной центр. Они имеют возможность провести такие занятия и на своем областном уровне, и на республиканском уровне.

По этому вопросу, естественно, есть моменты. Сейчас мы занимаемся этим. Поэтому будем совершенствовать.

Что касается того, что поставка идет без контента, то, возможно, это недоработка. Точную информацию я уточню. Однако мы старались поставлять продукты мировых компаний. Были случаи (китайский компьютер), мы этим вопросом занимались, и контент обеспечивается централизованно через наш центр информационных технологий.

Естественно, наша задача - развивать широкополосный Интернет. Тогда по данным вопросам у нас не будет проблем. Спасибо.

НЕХОРОШЕВ В.А. Спасибо. Жансеит Кансеитович, Президент страны поставил задачу форсированного индустриально-инновационного развития. Без квалифицированных кадров этого не достичь, иначе бум нанотехнологий приведет к тому, что мы нанокувалдой будем бить по наногвоздям. Бесконечно реформируя систему образования, мы шли правильным путем, но, на мой взгляд, не в ту сторону.

По существу, громкие обещания, подмена реальных дел фразеологией, "звонкие" проекты разрушают наше образование.  Между счастьем и несчастьем пропасть, вот там наша система образования.

Система превратилась в гонку за процентами, рейтингами, куда-то поступить. Вот и вышли сегодня у нас первые и пятые места, сзади у нас первые места. Закон "Об образовании" - самый худший закон в национальном законодательстве.

Первое. Нужен образовательный кодекс, интегрирующий законодательство по всем уровням. Ваше мнение? Это первый вопрос.

Второе. Учителю пора воссоздать сообраз на его великой миссии. Срам, что учителя в массе своей унижены, пребывают в бедности и нищете! Стыд нам, что наших детей обучает бедствующий человек! Статус учителя, мастера производственного обучения должен быть приравнен к статусу государственного служащего с зарплатой, не как Вы сказали, средней добиться, а в разы выше средней. Что Вы намерены делать в этом вопросе?

И дальше. Ничего не было сказано о коррупции. Коррупция все глубже проникает в образование, искажая благородный образ учителя, приводит к профессиональной деградации. В некоторых регионах, чтобы устроиться учителем, необходимо дать "на лапу". Должность директора школы стала предметом купли-продажи. Поборы воспринимаются как вполне законное явление. Вы говорили, что в 2008 году осуждено 84 человека, из них 49 директоров школ. Что в 2009 году, какова статистика в этом вопросе?

Последнее. Ничего не было сказано о механизме. Как мы будем выкупать у частников эти детские сады? Сколько это будет по регионам? Сколько надо средств? Есть ли в программе "Балапан" на этот счет какая-то строчка? Спасибо.

ТҮЙМЕБАЕВ Ж.Қ. Спасибо, Владимир Анфианович.

Что касается форсированного индустриального развития, то мы разработали программу в соответствии с теми задачами, которые поставлены совместно с Министерством труда и социальной защиты населения и Министерством индустрии и торговли, сколько технических, профессиональных кадров нужно. Исходя из этого мы, наши профессионально-технические лицеи, колледжи, также высшие учебные заведения, этим будем заниматься, по каждому объекту в каждом регионе сколько кадров нужно. У нас есть уже таблица, график подготовки. Мы занимаемся в соответствии с этим.

Что касается вопроса о необходимости образовательного кодекса, то я "за", готов совместно работать.

Третье - учителя. Унижен статус учителя. Как вам известно, в 2007 году, когда приняли Закон "Об образовании", мы внесли совместно с вами впервые главу о статусе учителя, где говорится о коррупции и так далее (это совместные вопросы). Никогда этого не было. Естественно, я за расширение этого. В таком случае мы просили бы дать нам вертикаль. Как вам известно, я еще раз подчеркиваю, назначение облоно, гороно, районо - это полномочия местных исполнительных органов. Также строительство всех тех объектов - это тоже полномочия местных органов. Поэтому если с таким предложением вы выйдете, то у нас будут конкретные рычаги. Я за это.

По механизму детских садов по программе "Балапан". Мы на этой неделе завершаем программу "Балапан". Как вам известно, по программе "Балапан" главный итог - к 2020 году 100-процентное обеспечение детскими дошкольными учреждениями. У нас есть конкретные планы, таблицы и механизмы реализации. Это будет осуществляться двумя путями: во-первых, через государственные дошкольные организации и учреждения, во-вторых, через частные (мини-центры, частные детские сады). Мы будем их поддерживать. Мы упростили выдачу лицензий, пересмотрели санитарные нормы и правила, также даже в тех частных детских садах и мини-центрах будет определен государственный заказ, таким образом мы даем толчок и стимул развитию государственно-частного партнерства. Спасибо.

ЕЛЕКЕЕВ И.Қ. Вы сказали, наши математики заняли пятое место в мире. В связи с этим мне хотелось бы предложить Вам. Сейчас во многих странах обсуждается вопрос - ввести факультативное обучение шахматам. Это способствует развитию мышления. Как Вы на это смотрите?

Второй вопрос. Я как-то написал письмо Кошаеву (он занимается физической культурой) о том, чтобы включить в спартакиаду и универсиаду школьников такой вид спорта как кикбоксинг. Это тоже развивает смелость, храбрость. Вы знаете, что сейчас молодые призывники не готовы к службе в вооруженных силах. На примере я могу сказать, что наш новый Министр информации и связи является бронзовым призером по кикбоксингу. Я просил бы Вас как-то обратить на это внимание, если можете, в письменном виде дать ответ.

Третий вопрос о спортивных залах. Когда в вашем ведении находился спорт, спортивные залы до полуночи были забиты, сегодня по вечерам спортивные залы почти пустуют. Ваше видение этих вопросов?

Спасибо большое. Ответ, Жансеит Кансеитулы, можете дать в письменном виде.

ТҮЙМЕБАЕВ Ж.Қ. Я сразу отвечу, Ирак Касымович.

Вы сказали, что наши математики заняли пятое место. Не наши математики заняли, а просто наши ученики по математике. Это тоже большой успех, результат.

По шахматному факультативу мы поддерживаем. В позапрошлом году мы направили специальное письмо-инструкцию всем нашим образовательным учреждениям по развитию шахмат, и эту работу мы будем продолжать.

Что касается кикбоксинга. Я знаю, Вы президент ассоциации. Не только кикбоксинг, но и все виды спорта мы поддерживаем, в школах мы сейчас уделяем большое внимание. Я поддерживаю, в принципе, такими видами спорта, как карате, дзюдо, у нас достаточно хорошо занимаются.

По спортивным залам. Мы тоже направили специальное письмо, чтобы они не пустовали. По моим данным, как бы они не пустуют, занимаются. Естественно, есть свои проблемы, вопросы, не везде есть спортивные залы, в некоторых сельских школах их нет. Эту работу мы будем продолжать.

ПОЛИЩУК Р.И. Уважаемый Жансеит Кансеитович, у меня три вопроса.

Первый вопрос. Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы, которую Вы нам презентовали сегодня, определяет перспективные направления модернизации системы образования. Отрадно, что предусматривается ее содержательное, технологическое реформирование, изменение в процессах управления образованием, финансирование. Но хотелось бы узнать, как будет решаться самый главный вопрос, от которого зависит успешная реализация данного проекта, это вопрос о подготовке учителя новой формации, то есть кадровый вопрос. Существующий порядок отбора студентов в вузы на педагогические специальности не способствует решению этой задачи. 65 баллов - проходной балл - обрекают наше образование как минимум на стагнацию, если не сказать больше. Учителя советской закваски, на которых все еще держится система образования, постепенно уходят, приходит новое поколение учителей, которое буквально заставляет хвататься за голову. Далее - углубляющаяся феминизация образования, где в настоящее время трудится 80 процентов женщин и 20 мужчин. Все это очень тревожные тенденции. Как Вы планируете решать вопрос с кадровым обеспечением реализации это программы?

Второй вопрос - о государственных закупках. Хотелось бы узнать Ваше мнение о ситуации с проведением тендеров на государственные закупки в организациях образования, по итогам которых сфера образования признается самой коррупционной. Сегодня процедура госзакупок организуется и проводится управлениями и организациями образования, не имеющими на этой необходимых специалистов. Отсюда при проведении данной процедуры ошибка на ошибке и одна сплошная головная боль. Как следствие - массовые проверки, нигде нет такого количества проверок, как в организациях образования. И эта огромная проблема напрямую влияет на качество педагогического процесса. Понятно, что каждый должен заниматься своим делом, во всяком случае учителя должны качественно учить и воспитывать. Ваше видение решения этой проблемы.

Третий вопрос - о реализации Стратегии триединства языков. Недавно группа депутатов обратилась к Вам с депутатским запросом, но мне хотелось бы сегодня услышать от Вас ответ, точнее - о поиске и привлечении иностранных специалистов для работы в открытых в 2007 году специализированных школ с обучением на трех языках, которые возложены на управления и организации образования. То есть исполнение пункта 77 общенационального плана, утвержденного вашим приказом, задача заведомо невыполнимая, недавшая никаких результатов, поскольку не имеет надлежащего нормативного и правого обеспечения.

Кстати, нигде в мире не применяется такой механизм и не делается ничего подобное. Все-таки, как будут привлекаться иностранные специалисты для работы в наших школах? Какие меры будут вами предприняты? Спасибо.

ТӨРАҒАЛЫҚ ЕТУШІ. Спасибо, Раиса Ивановна. По перспективам направления мы знаем, что самое главное лицо - это учитель и учебники в школе. Всем нам известно, что вопрос повышения зарплаты и статуса учителей не только наш вопрос, это государственное значение, поэтому в этом вопросе я бы просил содействие всего общества.

По феминизации. Это тоже очень взаимозависимо с данным вопросом. Каждый человек, прежде чем устроиться на работу, естественно, подходит к самым главным вопросам, это достаточно хорошая зарплата, обеспечение семьи, поэтому здесь есть большие вопросы, и в государственной программе развития образования мы ставим данные вопросы. В первую очередь хотя бы дойти до средней республиканской зарплаты, тоже наша задача. Дальше разряд государственных служащих, этот вопрос мы тоже поставили, сейчас как гражданский служащий считается. Мы за то, чтобы сферы работников образования и науки приравнялись к разряду госслужащих, как делается во многих странах мира.

Что касается коррупции. Действительно, когда мы совместно с Генеральной прокуратурой делали статистику на уровне таких сумм, у нас получилось большое количество. Однако если все это разделить на количество школ, но все равно не так, по суммам это низкий. В связи с этим мы уже вышли с предложением централизованной бухгалтерии в районо и горано, скажем, делами госзакупки занимались специальные организации при них, и они, чтобы целенаправленно распределяли. Вы правильно подчеркнули, из-за того что наши директора и завучи не знают финансовые нюансы, во время госзакупок, ремонта или покупки, то есть то, что нужно для школы всегда из-за таких вопросов попадают. Первый опыт южно-казахстанской области по централизованной бухгалтерии мы скоро начнем.

По триединству языков. Глава государства поставил большую задачу, за это время открыли 32 специализированные школы. А также главная задача во всех наших образовательных учреждениях - наравне с казахскими и русскими языками владение одним иностранным языком, в первую очередь английским. Сейчас мы уже подготовили и будем кардинально менять, потому что мы живем в глобальном мире и хотим, чтобы наши дети поступили в те вузы, учреждения образования, где они хотят, независимо в Казахстане или за рубежом. Тем более у нас есть хорошая практика, за эти годы десятки тысяч наших детей уже закончили за рубежом и успешно вернулись. Поэтому уровень определения образования по иностранному языку не будет, как раньше - оценка, а по овладению отдельным уровнем, это начальный, средний и продолжающий, такого образа надо. Спасибо.

ДЫМОВ. О.Г. Спасибо, Жанибек Салимович. Уважаемый Жансеит Кансеитович, чтобы сэкономить наше общее время без комментария и без вступления прелюдий. Свое мнение по докладу ситуации я хотел бы высказать в выступлении и в прениях. Прошу оставить меня в списке выступающих.

Теперь конкретно по вопросу. Как депутата от Ассамблеи, меня всегда интересует межэтнические вопросы во всех сферах, тем более в системе образования. Отсюда и вопрос. По завершению календарного года министерство, два департамента высшего и среднего образования всегда издают справочники, статистические данные, которые во многом помогают в аналитической работе. Но в прошлом году я впервые столкнулся с тем, что некоторые сведения для нашей работы (а вопрос национальной политики - это центральный вопрос всей государственной политики, по мнению международных экспертов, мы с вами чуть ли не впереди планеты всей) очень важны. Я не увидел там сведений, сколько человек из молодежи, представителей малых народов поступали по ЕНТ и получили кредит учебно-студенческий и обучается сегодня, в том числе, за минусом представителей русских и казахов. Это очень важно для работы. Почему это случилось, и почему они исчезли? Мне сказали, что они просто изъяты из этой отчетности. Почему это сделано? Я считаю, что это не дальновидность министерства учитывая важность этого вопроса. Коль, действительно эти сведения имеются внутри министерства, позвольте Вас спросить. Сколько из этой категории поступило в прошлом и в этом году? Сейчас не сможете, пожалуйста, письменно. Свои комментарии я выскажусь в выступлениях.

ТҮЙМЕБАЕВ Ж.Қ. Спасибо, Олег Григорьевич. По данному вопросу я сразу скажу. У 130 национальностей и поименно я сейчас не могу. Специфика поступления в ВУЗЫ - это ЕНТ, единое национальное тестирование. Там без фамилии, без национальности, поэтому об этом Глава государства не раз говорил, не только когда поступает, но и когда устраивается на работу. Они через агентство госслужбы сдают тестирование. Поэтому в первую очередь они сдают по оценкам, по баллам, потом поступают. Только после поступления мы узнаем, сколько народу, сколько национальностей поступали. После этого подытоживаем, есть конкретные данные, это мы вам представим. Спасибо.

ВИШНИЧЕНКО В.Г. Спасибо. Уважаемый Жансеит Кансеитович! Я в полной мере разделяю позицию Вашего министерства по дальнейшему упорядочиванию сети и структуры высших учебных заведений, поскольку эта работа проводится в русле поручений Главы нашего государства по повышению качества высшего образования и приближению его к самым высоким международным стандартам.

Вместе с тем у меня есть один вопрос. Не кажется ли Вам, что, наводя надлежащий порядок в этом вопросе с учетом созданного таможенного союза и, соответственно, образования в будущем не только экономического, но и цивилизационного пространства, нам необходимо более внимательно отнестись к функционированию в стране не только казахстанско-российских высших учебных заведений, но и их филиалов в регионах? Как бы нам в этом вопросе, как говорится, с водой не выплеснуть ребенка?  Опасения, я должен сказать, такие есть. Хотелось бы услышать Вашу точку зрения и позицию министерства по этому вопросу. Спасибо.

ТҮЙМЕБАЕВ Ж.Қ. Спасибо, Валерий Георгиевич. Как Вам известно, мы по поручению руководства страны занимались работой по оптимизации высших учебных заведений и филиалам. Когда мы проверяли, выяснили очень много проблем.

Что касается филиалов российских вузов, я при встрече с Министром образования и науки Андреем Александровичем Фурсенко высказал свое мнение, и он поддержал. В настоящий момент у нас пять официальных филиалов, но до сих пор есть еще неофициальные филиалы. Количество преподавателей российских вузов, которые там работают, ведут занятия, не превышает даже пяти процентов. Это наши же преподаватели. Поэтому я поднял данный вопрос. Здесь также есть и другие моменты.

Здесь полноправный филиал - это филиал МГУ, который функционирует в Астане и дает очень хорошие знания. Мы за то, чтобы они давали хорошие знания. Спасибо.

ТУРЕЦКИЙ Н.Н. Большое спасибо. Уважаемый министр! Вы сегодня в докладе говорили о Болонском соглашении, по которому Казахстан, по-моему, сейчас уже на стадии подписания. Наши ученые обеспокоены старой системой научной защиты докторских диссертаций, профессорских... все этих дел. Если сравнивать европейскую систему и нашу действующую, то они принципиально отличаются следующим моментом.

Болонская европейская система - это на 80 процентов система образования и на 20 процентов - научно-исследовательская работа. А наша система - 80 процентов научно-исследовательская работа и 20 процентов - повышение образования. В связи с этим новым веянием мы не потеряем ли научно-исследовательскую работу? Как Вы к этому относитесь, и в связи с поступлением в Мажилис Парламента законопроекта "О науке" возможно ли сохранение старой системы параллельно новой системе, которую мы сейчас будем внедрять? Спасибо.

ТҮЙМЕБАЕВ Ж.Қ. Спасибо, Николай Николаевич. Данный вопрос волнует очень многих. Мы тоже получаем большое количество писем, уже пишут в Администрацию Президента, Главе государства и вам, всем. Естественно, этот вопрос, когда будет обсуждаться законопроект "О науке", мы обсудим с вами досконально. Но я хотел бы высказать несколько таких моментов.

Говорим, Болонский процесс, как бы, многие не понимают. Во-первых, это зона высшего европейского образования, мы туда вошли, уже полноправно вошли, 46 стран проголосовали, мы - 47-ая страна, мы в этой семье, в этой группе. Это уже признание наших успехов. Естественно, нам еще очень много предстоит работать, но самое главное теперь, от чего мы должны отталкиваться?

Первый вопрос - это благодаря образованию и благодаря экономике, как страна проживает, уровень страны. Возьмите все европейские страны, почему мы говорим о европейском качестве, почему мы стремимся туда? Ну давайте до этого уровня дойдем, а потом обсудим. Например, только в Кембридже 82 лауреата Нобелевской премии, никто из них не кандидат наук, не доктор наук, все они доктора PhD. Главный вопрос, наша задача - это качество научных работ. В связи с этим у нас есть большой план работы, наверное, мы отдельно обсудим, мы пересмотрим, потому что мы начали работать по  докторам PhD, сейчас мы будем уже через ВАК утверждать.

Что касается званий кандидатов и докторов. Большинство вопросов по Закону "О науке" поступает именно по этим моментам. Я думаю, эти вопросы мы тоже обсудим, я выскажу свое мнение. Спасибо.

ТӨРАҒАЛЫҚ ЕТУШІ. Уважаемые коллеги! Я хотел бы здесь высказать свое мнение. Мы неоднократно с господином министром обсуждали вопросы, связанные с тем, как и каким образом мы дальше будем продвигать проекты законов об образовании. Сейчас поступил проект закона о науке. Оба закона предполагают в принципиальном плане концептуальные изменения нашей системы образования и науки. Нет, на мой взгляд, среди депутатов тех, кто против нового концептуального подхода к этим двум важным отраслям, но всех волнует вопрос: как и каким образом мы с сегодняшнего состояния, в котором мы находимся, мы перейдем на новое качество? Здесь мы договорились с министром, что этот вопрос специально мы рассмотрим, когда полностью обсудим с вами в рабочей группе, которую  возглавляет академик Алимжанов проект закона о науке, тогда мы можем действительно вернуться к этому вопросу. Я думаю, всем надо подготовиться, это не простые, не праздные вопросы, а вопросы, которые волнуют, как у нас принято говорить, широкую общественность, особенно тех, кто задействован в сфере образования и науки.

КИКОЛЕНКО О.А. Большое спасибо. Уважаемый Жансеит Кансеитович! Я хотела бы задать те вопросы, на которые в ходе Вашей информации я не услышала для себя ответов.

Прежде всего Вы даже сейчас говорили, что на селе нет вакансий, но там есть дефицит кадров с высшим образованием. Я хотела бы знать, каков процент дефицита кадров с высшим образованием на себе, потому что, встречаясь с избирателями на селе, именно с учительским составом, однозначно было сказано, что эти 70 МРП, которые наше государство сейчас дает в виде подъемных, и 630 МРП на приобретение жилья, сегодня уже не помогают нашему молодому специалисту решить конкретную проблему. Поэтому если есть большой дефицит кадров (здесь нужен анализ), то, возможно, настало время пересмотреть эти цифры. Это во-первых.

Во-вторых, конечно, мы сегодня говорим только о развитии образования. Очень жаль, что мы… Например, я считаю, что образование - это комплексно, давая образование, мы формируем личность.

Вы знаете, что в последние годы у нас всегда стоит вопрос о детской преступности. Хотелось бы знать, Министерство образования и науки выработало какие-то конкретные меры или хотя бы нашло ли причины роста преступности в отдельных регионах. Я имею в виду именно детской, школьной преступности. Есть ли какие-то меры по влиянию и уменьшению этой детской преступности? И вообще в плане воспитательной работы есть ли какая-то своя наша доктрина формирования казахстанского патриотизма, формирования личности в переходный период? Ведь даже мы, взрослые, всегда в этот тяжелый переходный период, в период становления теряемся, а по детям мы же видим, даже по цифрам суицида, как они страдают психологически, психически и даже уходят из жизни. Поэтому анализ детской преступности, может ли министерство на нее всегда влиять, есть ли какая-то конкретная программа на этот счет?

Третий вопрос. Совсем недавно я принимала участие в очень интересном "круглом столе" по образованию слепых детишек. Они у нас сегодня, к сожалению, есть, в государстве. С болью говорили родители о том, что у нас сеть интернатов для обучения слабовидящих и слепых детей очень мала. Вы знаете, у нас есть в Караганде, Алматы. На севере таких интернатов нет, поэтому вынуждены родители договариваться с Троицким интернатом в Костанайской области, чтобы именно туда приняли слабовидящего и слепого ребенка. Я считаю, что наше государство сегодня может развить эту сеть.  Есть ли у Вас какие-то конкретные ответы на этот счет? Спасибо.

ТҮЙМЕБАЕВ Ж.Қ. По дефициту кадров на селе. В 2009 году дефицит кадров у нас составлял 1543 человека, на республику это небольшое количество, если учесть, что ежегодно у нас педагогические вузы, а также педагогические специальности университетов заканчивают более 20 тысяч человек. Но весь вопрос в том, что, все мы прекрасно знаем… Нигде я не видел,  чтобы был дефицит кадров при высокой заработной плате. Опять же мы возвращаемся к этим моментам. Поэтому дефицита нет, а по направлению в села у нас есть программа, мы работаем.

По детской преступности. Есть у нас данные совместно с Министерством внутренних дел, у нас есть совместная программа, мы проводим совместные мероприятия. В сравнении с данными прошлого года есть снижение преступности. Мы совместно не только с МВД, но и с местными исполнительными органами работаем. Естественно, те вопросы, те проблемы, которые возникают и которые подталкивают на преступление, это вопросы общества, поэтому, я думаю, мы совместно будем прорабатывать данные вопросы.

По образованиям учреждений для слепых. Действительно, это соотношение малое по сравнению с тем, что нужно. Сейчас в городе Иссыке Алматинской области строится школа-интернат для слепых, ведется учет, в наших планах это есть. Спасибо.

СОЛОВЬЕВА А.С. Жансеит Кансеитович, в первую очередь я хотела поблагодарить Вас за то, что Вы в рамках гражданского форума смогли встретиться с общественными организациями, которые заняты в сфере неправительственных организаций. На мой взгляд, когда неправительственные организации встречаются, понимают, то они переходят в конструктивный режим сотрудничества, поэтому такое смещение, что на пленарном заседании они были критично настроены, а после встречи с Вами они с позитивными отзывами ушли. Я думаю, что это надо продолжить.

Вы здесь прописали стратегические цели в сфере технического и профессионального образования. От того, что она здесь немножко не так, как в международном сообществе принято, расписана, потому что там национальные рамки квалификации, по-моему, я поняла, что… Сама система, конечно, отражает ту самую международную систему, там, где требования работодателей предъявляются к компетенции, и формируется рынок в профессиональном образовании, как нужно их изучать, включена экспертиза. У меня вопрос: когда будут внедряться  эти квалификационные рамки?

Второе. Сегодня мы на выставке видели очень хорошие английские образцы, по которым обучают детей или подростков для того, чтобы они могли влиться в нашу систему. Насколько рынок, бизнес… Вообще есть ли такие станки, что они могут как-то адаптироваться?

Третий вопрос. Сейчас идет система развития инновационных технологий. Наши научные работники или те, кто может творить, имеет какие-то таланты, работают ли с нашим рынком труда для того, чтобы создать образцы для обучения, чтобы прошел ребенок квалификацию или подготовку, мог бы прийти на какое-то предприятие, на котором он будет востребован. Спасибо. 

ТҮЙМЕБАЕВ Ж.Қ. Спасибо, Айгуль Сагадибековна.

Что касается связи министерства с неправительственными организациями, я в Астане и Алматы встречался отдельно. Многие из них являются членами общественного совета. У нас нет секретов, эти общие проблемы. Поэтому всегда мы готовы вместе с ними обсудить и принять необходимые предложения.

Что касается профтехобразования. Самая главная задача к 2020 году - это национальная квалификационная система в соответствии с международными требованиями. В связи с этим главным результатом будет прохождение через квалификационные экзамены после завершения учебы. Это ассоциации разного рода, получают сертификат. Это повышает качество. И мы повышаем требования к тем учебным заведениям.

Что касается инновационных технологий, сейчас мы получаем из разных стран (Англия, Америка, Германия и другие страны), а также некоторые наши учебные заведения и структуры делают, мы их тоже используем. Однако в связи с тем, что рынок инновационных технологий в мире самый передовой, который быстро адаптируется и все это создает, в основном находится в зарубежных странах, мы получаем. В результате этого наши выпускники уже могут работать на современных станках зарубежных компаний, которые у нас работают.

 

(Жигер Байтелесов - 74-63-04. Фото Сайлау Майлыбаева. Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК).

 

 


Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт Мажилиса Парламента Республики Казахстан.