16.05.2011

МАЖИЛИС-ПРАВЧАС: МИНТРУДА И СОЦЗАЩИТЫ: Программа занятости 2020 - все расходы по Программе государство берет на себя


МАЖИЛИС-ПРАВЧАС: МИНТРУДА И СОЦЗАЩИТЫ:Программа занятости 2020 - все расходы по Программе государство берет на себя

Астана, 16 мая, Дом Мажилиса. С парламентской трибуны сегодня в рамках Правительственного часа на тему «О программе занятости 2020» выступила министр труда и социальной защиты населения РК ГульшараАбдыкаликова. Свой доклад глава ведомства начала с показа депутатам документального фильма «Стратегия занятости: новые возможности для казахстанцев».

Открывая заседание, председательствующий вице-спикер Мажилиса Владимир Бобров отметил, что проведение активной политики занятости относится к одному из основных социальных приоритетов деятельности нашего государства.- Обеспечение достойной работой каждого казахстанца - основа социальной защиты населения, важнейшее условие развития и реализации потенциала человеческих ресурсов, главное средство роста общественного богатства и повышения качества жизни. В своих посланиях «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана», «Построим будущее вместе!» Президент четко обозначил стратегические направления и цели развития страны, в частности, поставил задачу по повышению эффективности рынка труда, вовлечению малообеспеченного, безработного и самостоятельно занятого населения в активные программы содействия продуктивной занятости.

- В марте т.г. Правительством по поручению Главы государства утверждена Программа занятости до 2020 года,- сообщила министр труда и социальной защиты населения РК Г. Абдыкаликова (тезисы):

Главной ее целью определено повышение уровня доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости.

Прежде всего, Программа будет направлена на самостоятельно занятых, безработных и малообеспеченных казахстанцев. При этом предстоит также развить кадровый потенциал для реализации программ индустриализации и усовершенствовать систему оказания адресной социальной помощи. Начало реализации Программы предполагается с 1 июля текущего года.

Программа предусматривает три направления.

Первое - профессиональное обучение с дальнейшим трудоустройством.

Второе направление - содействие в организации собственного дела и, прежде всего, на селе.

И третье - в случае, когда перспектив для трудоустройства или развития бизнеса по месту проживания нет, Программа предложит возможность переехать в более развитый регион, что, в свою очередь, будет способствовать повышению мобильности трудовых ресурсов.

Профессиональное обучение будет базироваться на получении знаний в учреждениях технического и профессионального образования. Помимо этого будут предложены как курсы переподготовки кадров (до шести месяцев), так и курсы повышения квалификации (до трех месяцев).

Заявления и документы претендентов на участие в Программе будут рассматриваться специальной рабочей группой, создаваемой из числа работников Центра занятости, представителей органов и организаций образования, работодателей и профсоюзов.

Данная рабочая группа посредством анализа представленных документов и проведения индивидуального собеседования с претендентами вносит предложение о включении претендентов в состав участников программы.

Для участников Программы по данному направлению государством будет предложены меры поддержки в виде бесплатного обучения, компенсации расходов за проезд до места обучения и обратно (разово) и ежемесячно за проживание. Ежемесячно также будет выплачиваться стипендия.

Новеллой Программы является введение социального контракта между участником Программы и государством, представляющего собой договор о взаимных обязательствах, включая трудоустройство.

Правилами реализации данного направления будут предусмотрены:

- прохождение промежуточной и итоговой оценок приобретенных в ходе обучения участниками Программы знаний и навыков;

- случаи и условия отчисления участников Программы (прогулы без уважительных причин; неуспеваемость или неудовлетворительная промежуточная оценка знаний; нарушения внутреннего порядка организации образования и законодательства Республики Казахстан).

В целях трудоустройства участников Программы создается общенациональная база данных текущих и перспективных рабочих мест, с учетом реализации всех инвестиционных проектов в стране.

Наряду с постоянным трудоустройством после обучения будет широко применена программа создания на предприятиях социальных рабочих мест сроком до двенадцати месяцев, с субсидированием до половины размера заработной платы государством.

Также государство поддержит предприятия и организации, готовые обучить и трудоустроить участников Программы путем возмещения работодателю до 70% затрат на подготовку кадров. Этот компонент вводится с 2012 года.

Работодатели, желающие принять участие в профессиональном обучении участников Программы с их последующим трудоустройством, самостоятельно определяют организацию, где будет производиться профессиональное обучение, заключают с ней договор о профессиональном обучении участников Программы. Подают в центр занятости населения заявку с указанием количества направляемых на профессиональное обучение участников Программы, перечня профессий (специальностей) и количества рабочих мест, предоставляемых участникам Программы, завершившим обучение.

Центр занятости заключает с работодателями соответствующий договор и направляет участников Программы в указанную работодателем организацию для прохождения профессионального обучения.

Работодатель оплачивает организации полную стоимость профессионального обучения, с последующим возмещением его расходов после окончания полного курса обучения и присвоении участникам Программы квалификации (получении специальности) и издания работодателем акта о приеме их на постоянную работу.

Учитывая, что большая часть самозанятых, безработных и малообеспеченных проживает в сельской местности, и, понимая, что создание постоянных наемных рабочих мест в сельских регионах будет нелегко, Программа предусматривает меры содействия развитию предпринимательства на селе.

Это направление программы рассчитано для граждан, желающих организовать или расширить свое дело.

В данном случае участникам Программы будут оказаны следующие виды государственной поддержки:

- обучение основам предпринимательства;

- предоставление консультативных услуг;

- предоставление микрокредитов;

- развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры.

Основным механизмом реализации данного направления будет микрокредитование.

Первоначально потенциальный участник данного направления обращается в Центр занятости, где ему после проведения собеседования будет предложено пройти бесплатные курсы обучения основам предпринимательства продолжительностью до I месяца.

Им будет оказана бесплатная консультативная помощь и помощь в составление бизнес-плана.

После этого потенциальные участники Программы разрабатывают бизнес-планы проектов и обращаются в микрофинансовые организации, через которые будет осуществляться микрокредитование.

Сами же микрофинансовые организации будут определяться на конкурсной основе, к ним будут определены требования к опыту работы, кредитному портфелю, залоговому обеспечению и др.

Конечным заемщикам предусматривается выдача микрокредитов на срок до пяти лет, в сумме до трех млн. тенге. Возможна отсрочка по уплате вознаграждения по основному долгу сроком до 18 месяцев, но не более одной трети всего срока кредитования.

При этом микрокредиты не предоставляются на потребительские цели, погашение предыдущих займов и на приобретение жилой недвижимости.

В микрокредитовании будут задействованы наряду с микрокредитными организациями и кредитные товарищества, создаваемыми потенциальными участниками программы.

Кредитные ресурсы микрофинансовым организациям будут предоставляться по ставкам в пределах средней доходности государственных ценных бумаг на момент выдачи кредита.

Бюджетные кредиты на эти цели нижестоящему бюджету будут предоставляться по ставке 0,01%, а также государством будет регулироваться максимальная эффективная ставка для конечного заемщика.

Здесь также параллельно активно будет задействована начатая совместно с НДП «HypОтан» программа «Ертенің үшін аянба!», которая нацелена на повышение информированности населения в выборе вида и ведения бизнеса, в том числе домашнего.

Помимо этого, если для организации своего дела будущему предпринимателю будет необходимо доведение недостающей инфраструктуры, то есть строительство дороги, подведение тепло- и водоснабжения, канализационных, телефонных и электрических сетей, - все эти расходы государство по Программе берет на себя.

Третье направление Программы связано с мерами государственной поддержки тех граждан, которым в силу отсутствия возможности трудоустроиться или заняться собственным делом по месту жительства, местным исполнительными органами будет предложена работа в другом регионе.

По программе переезд может осуществляться:

- внутри одного района;

- из одного района в другой в пределах одной области.

С учетом реальных условий на рынке труда возможна организация работ по вахтовому методу.

Участниками данного направления Программы могут стать граждане из числа самостоятельно занятого, безработного либо работоспособного малообеспеченного населения, проживающие в населенных пунктах с низким экономическим потенциалом.

Критерии для определения населенных пунктов с низким экономическим потенциалом будут разработаны министерствами сельского хозяйства и экономического развития и торговли. Это закреплено Программой.

В соответствии с разработанными критериями местные исполнительные органы, по согласованию с данными министерствами, определят перечень населенных пунктов с низким экономическим потенциалом. После чего перечень населенных пунктов с низким экономическим потенциалом будет утверждаться республиканской межведомственной Комиссией под председательством Премьер - Министра. В состав МВК также включены два депутата Мажилиса (Исимбаева Г. И. Нукетаева Д. Ж.) и один депутат Сената Парламента Республики Казахстан (Бижанов А. X.).

При этом Программой предусмотрено субсидирование переезда и предоставление типового арендного жилья.

После переезда участники Программы смогут участвовать в других направлениях Программы по новому месту проживания.

Строительством и распределением арендного жилья будут заниматься местные исполнительные органы, которые могут решать это также за счет покупки готового жилья, предоставления мест в общежитиях, достройки уже начатых объектов или ремонта и благоустройства пустующих объектов.

Управление реализацией Программой будет иметь вертикальную структуру, в состав которой войдут МВК, оператор программы в лице Министерства труда и социальной защиты населения, региональные и районные (городские) комиссии по реализации Программы на местном уровне, а также другие центральные и местные исполнительные органы областного, районного и сельского значения.

Безусловно, для реализации такой масштабной работы Программа предусматривает и институциональное совершенствование органов занятости.

Во всех регионах на уровне районов и городов будут дополнительно созданы Центры занятости.

В рамках реализации Программы Министерством труда и социальной защиты населения РК совместно с заинтересованными государственными органами проведена работа по формированию необходимой правовой базы.

Разработан проект закона, предусматривающий внесение изменений и дополнений в ряд законодательных актов: в законы «О занятости населения», «О жилищных отношениях» и О государственной адресной социальной помощи». Подготовлены проекты постановлений Правительства об утверждении четырех Правил по: организации и финансированию обучения, содействия в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения; организации и финансированию государственной поддержки развития предпринимательства в рамках второго направления Программы и Правила кредитования микрофинансовых организаций на конкурсной основе, Правила содействия повышению мобильности трудовых ресурсов и оказания иных мер государственной поддержки участникам третьего направления Программы.

Министерством утвержден примерный Устав создаваемых Центров занятости. Завершается создание специального сайта по Программе занятости 2020. Ведется работа по совершенствованию созданной в прошлом году Единой информационной системы в социально-трудовой сфере, с учетом необходимости создания Общенациональной базы данных текущих и перспективных рабочих мест, необходимой для реализации Программы занятости.

Правительство планирует к 2016 году охватить Программой до полутора миллионов человек. Ставится задача снизить уровень бедности в стране до 6%, удержать уровень безработицы не выше 5,5 процентов. Достижение таких показателей положительно отразится на повышении благосостояния казахстанцев, обеспечит эффективную реализацию стоящих перед нами стратегических задач.

***

Кратким заключительным словом Правительственный час подытожил вице-спикер Мажилиса Владимир Бобров. Высказанные депутатами замечания и предложения будут обобщены в соответствующих Рекомендациях Министерству.

***

(Сауле Бапакова – 746305. Фото Жаслана Куспанова. www.parlam.kz Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК).


Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт Мажилиса Парламента Республики Казахстан.