Сайт бояуы
Әріп арасындағы қашықтық
Суреттер
15.06.2011

МАЖИЛИС: БАНКИ – КОСМОС – ОБРАЗОВАНИЕ. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ – ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА


МАЖИЛИС: БАНКИ – КОСМОС – ОБРАЗОВАНИЕ. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ – ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА

 

Астана, 15 июня, Дом Мажилиса. Сегодня в Мажилисе под председательством Урала Мухамеджанова состоялось пленарное заседание, на котором одобрен проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений  в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков» (первое чтение).

Перед парламентариями выступили заместетитель Председателя национального банка РК Данияр Акышев и член Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Куттыкожа Ыдырысов. Основной целью законопроекта является совершенствование законодательной базы по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков, а также повышение прозрачности деятельности банков и банковских конгломератов в части проводимых ими операций и инвестиций.

Все поступившие предложения по данному законопроекту обсуждены на семнадцати заседаниях рабочей группы с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, а также ряда неправительственных организаций.

***

Одобрение Мажилиса на пленарном заседании получил законопроект «О космической деятельности» (первое чтение) с сопутствующими поправками. Докладывали Палате заместитель председателя Национального космического агентства РК Меирбек Молдабеков и секретарь Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Мурат Абенов.

                Как отмечается в заключении вышеназванного Комитета, основной целью законопроекта является законодательное регулирование общественных отношений между органами государственного управления, физическими и юридическими лицами в сфере космической деятельности, направленных на развитие национальной космической отрасли и укрепление международного имиджа страны в качестве космической державы.

                Законопроектом предусматривается систематизация правовых норм по обеспечению безопасности космической деятельности, расследованию и ликвидации происшествий при осуществлении космической деятельности, обеспечению безопасности населения в регионах, подверженных воздействию космической деятельности. Законопроектом предлагается также создание и использование собственных наземной инфраструктуры, космических систем связи и вещания, дистанционного зондирования Земли, передачи данных для применения в отраслях промышленности, сельского хозяйства, транспорта и телекоммуникаций. 

В  ходе работы  рабочей  группы  по  предложениям  депутатов:

-уточнены компетенции Правительства Республики Казахстан и уполномоченного органа в области космической деятельности;

-для повышения безопасности четко установлены требования по соблюдению условий обеспечения охраны здоровья населения и окружающей среды, защищенности имущества физических и юридических лиц при осуществлении космической деятельности, а также по возмещению ущерба, причиненного в результате космической деятельности;  

-предлагается новая статья, содержащая общие положения по созданию космических систем и комплексов;

-для соблюдения основополагающих норм безопасности пуска ракет-носителей и запуска космических объектов предусмотрено требование о наличии положительного решения о запусках космических объектов с территории Республики Казахстан и за ее пределами казахстанскими участниками космической деятельности;  

-систематизированы и уточнены нормы  по порядку государственной регистрации космических объектов и прав на них.    

                В рабочую группу, отмечается в заключении Комитета, поступило 275 поправок, которые всесторонне рассмотрены  и обсуждены на ее девяти заседаниях, а также расширенном заседании Комитета с участием всех заинтересованных министерств и ведомств, представителей общественных объединений и организаций. 

 

***

Палата заслушала сегодня Министра по делам Экономической интеграции Жанар АЙТЖАНОВУ и содоклады от Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности и после обсуждения одобрила проекты законов РК:

«О ратификации Соглашения о согласованной макроэкономической политике» (Жанар АЙТЖАНОВА и член Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Сят Токпакбаев) Как отмечается в заключении Комитета по международным делам, обороне и безопасности, не реже одного раза в год Стороны проводят совместное совещание экспертов, рассматривают параметры и основные показатели прогнозов, основные факторы роста и ограничения развития, рассматривают и оценивают взаимное влияние ключевых решений, определяющих условия деятельности субъектов экономики, а также принимают рекомендации, направленные на углубление сотрудничества и развитие интеграционных процессов.

                Комиссия таможенного союза координирует проведение согласованной макроэкономической политики Сторон. Так, Комиссия разрабатывает по согласованию со Сторонами и вносит на одобрение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) основные ориентиры макроэкономической политики Сторон, проводит мониторинг экономического развития Сторон, мер, предпринимаемых ими в области макроэкономической политики, и оценивает соответствие таких мер согласованным общим для Сторон основным ориентирами макроэкономической политики Сторон),

«О ратификации Соглашения о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках Единого экономического пространства» (Жанар АЙТЖАНОВА и член Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности КАМАЛ БУРХАНОВ) Целью Соглашения является создание условий для расширения взаимной торговли услугами и повышения уровня ее либерализации, единых принципов и правил для взаимной торговли  услугами в государствах-членах Единого экономического пространства (далее – ЕЭП), а также создание благоприятных условий для инвесторов и поставщиков услуг стран членов ЕЭП на территории ЕЭП.

Настоящее Соглашение применяется к учрежденным, созданным, приобретенным или контролируемым юридическим лицам, филиалам, представительствам, зарегистрированным индивидуальным предпринимателям на дату вступления настоящего Соглашения в силу.

Согласно статьи 12  Соглашения въезд, выезд, пребывание и трудовая деятельность физических лиц устанавливаются национальным законодательством и международными договорами, участниками  которых являются государства Сторон.

Каждая Сторона обеспечивает, чтобы любые нормативные правовые акты этой Стороны, которые затрагивают или могут затрагивать вопросы, охватываемые настоящим Соглашением, были опубликованы в официальном источнике, а по возможности, на специально выделенном интернет-сайте таким образом, чтобы любое лицо, права и (или) обязательства которого могут затронуты такими нормативными правовыми  актами Стороны, имело возможность ознакомиться с ними),

«О ратификации Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий» (Жанар АЙТЖАНОВА и член Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Сят Токпакбаев) Целью Соглашения является развитие экономики, расширение производства, стимулирование повышения эффективности управления и научно-технического прогресса, обеспечение оптимального распредления ресурсов на товарных рынках в рамках Единого экономического пространства. Соглашением предусмотрено установление единых правил предоставления субсидий на территоории стран-участниц в отношении промышленных товаров. Нормы настоящего Соглашения регулируют предоставление субсидий, в том числе при предоставлении или получения услуг, которые непосредственно связаны с производством, сбытом и потреблением товаров. Стороны ежегодно не позднее 1 декабря текущего года уведомляют друг друга по установленной форме о всех субсидиях, планируемых к предоставлению в очередном году на федеральном (республиканском) и региональном (местном) уровнях),

«О ратификации Соглашения о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода» (Ж.Айтжанова и председатель Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Амзебек Жолшибеков). Как отмечается, в частности, в заключении этого Комитета, в случае, если по результатам пересмотра меры, применяемой в отношении импорта товаров из третьих стран на территорию государства-члена Таможенного союза, установлено, что на долю национальных производителей аналогичного (для целей антидемпингового и компенсационного расследований) либо аналогичного или непосредственно конкурирующего товаров (для целей специального защитного расследования) приходится существенная часть, но не менее 25 процентов от общего объема производства государств-членов Таможенного союза, то такая мера применяется в отношении импорта товара из третьих стран на единую таможенную территорию Таможенного союза на основе соответствующего решения Комиссии Таможенного союза до окончания срока действия меры, установленного Стороной, принявшей такую меру. Уполномоченный орган государства-члена ТС представляет на рассмотрение другим уполномоченным органам государств-членов Таможенного союза результаты такого пересмотра),

«О ратификации Протокола о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих в том числе конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» (Ж.Айтжанова и председатель Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Амзебек Жолшибеков).

 

***

Выступившие на пленарном заседании первый вице-министр Индустрии и новых технологий Альберт Рау и член Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Валерий Вишниченко представили Палате проект Закона РК  «О ратификации Соглашения об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики». Законопроект одобрен Мажилисом. Соглашение определяет основы межгосударственных отношений государств-участников Единого экономического пространства в сфере обеспечения доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики.

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики осуществляется на основании единых принципов, правил и методов, определенных в Соглашении о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Стороны содействуют координации программ развития электроэнергетики своих государств с целью обеспечения эффективного сотрудничества в области электроэнергетики в долгосрочной перспективе.

В пределах имеющейся технической возможности Стороны обеспечивают беспрепятственный доступ к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, при условии приоритетного использования указанных услуг для обеспечения внутренних потребностей государств Сторон.

***

 Министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Божко и член Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Кабибулла Джакупов доложили Палате о проекте Закона РК «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».  Мажилис одобрил данный законопроект.

Данное соглашение было подписано, отметил министр, 6 октября 2009 года в городе Астане в ходе государственного визита Президента Французской Республики Н. Саркози в Республику Казахстан.

Подписание соглашения явилось результатом развития рабочих контактов и взаимодействия с Генеральным директоратом по гражданской обороне и безопасности МВД Франции.

Сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций будет содействовать безопасности населения обоих государств, дальнейшему развитию и совершенствованию деятельности спасательных формирований Сторон.

Принимая во внимание возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, которые не могут быть ликвидированы силами и средствами одной из Сторон, а также вызываемую этим потребность в скоординированных действиях Сторон с целью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций реализация данного Соглашения позволит распространить принципы международного сотрудничества для обеспечения эффективной и скоординированной помощи пострадавшему населению.

Ратификация Соглашения не потребует финансовых затрат.

Проект Закона не противоречит национальному законодательству Республики Казахстан и не повлечет за собой его изменение.

Поскольку Соглашение предусматривает оказание Республикой Казахстан помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций путем направления групп по оказанию помощи, материалов обеспечения либо в иной запрашиваемой форме, то в соответствии с подпунктом 7) статьи 11 Закона РК «О международных договорах Республики Казахстан» от 30 мая 2005 года № 54, оно подлежит ратификации.

Также, статьей 13 Соглашения предусматривается освобождение от налоговых и иных платежей направляемых той или иной Стороной аварийно-спасательных формирований, материалов обеспечения, что также является основанием для ратификации данного соглашения, предусмотренного подпунктом 2) статьи 11 Закона РК «О международных договорах Республики Казахстан».

В заключении Комитета по международным делам, обороне и безопасности отмечается, что предметом Соглашения является осуществление взаимодействия Сторон в области гражданской обороны, предупреждения природных и техногенных рисков, ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучения специалистов гражданской обороны по оказанию добровольной и взаимной помощи в случае катастрофы, крупной аварии или иного бедствия.

Сотрудничество в рамках настоящего Соглашения может осуществляться в следующих формах: обмен информацией о прогнозировании, предупреждении и оценке чрезвычайных ситуациий, обмен опытом организации подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе по оказанию первой медицинской помощи, оценка риска для окружающей природной среды и населения в связи с возможными загрязнениями в результате промышленных аварий или стихийных бедствий, совместное планирование, разработка и осуществление научно-исследовательских проектов, обмен научно-технической литературой и результатами исследовательских работ, научно-методическими материалами, в том числе в кадровой работе, подготовка, переподготовка, повышение квалификации и стажировка специалистов в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказание взаимной помощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

***

 О проекте Закона РК «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Республикой Корея о взаимной правовой помощи по уголовным делам».  Этой теме посвящены были доклады первого заместителя Генерального прокурора РК Иогана МЕРКЕЛЯ и члена Комитета Мажилимса по международным делам, обороне и безопасности Нурлана АБДИРОВА. Палата дала «добро» этому законопроекту.

***

 Палата заслушала сегодня доклады министра образования и науки Бакытжана Жумагулова и члена Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Раисы Полищук и после обсуждения одобрила проект Закона РК «О внесении  изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об образовании».

Как отмечается в заключении Комитета по социально-культурному развитию, основными целями разработки законопроекта были:

-    перенос сроков введения 12-летнего образования с 2008 года на 2010 год;

-    правовое обеспечение реализации проекта «20 интеллектуальных школ Первого Президента»;

-    уточнение категорий граждан Республики Казахстан, которым оказывается социальная помощь в период получения ими образования;

-              дополнение компетенции Правительства Республики Казахстан в части определения и утверждения размеров квоты приема при поступлении в учебные заведения технического и профессионального, послесреднего и высшего профессионального образования и др.

Концепция законопроекта дважды была обсуждена с участием министра образования и науки и руководства Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Проведены парламентские слушания «О законодательном обеспечении реализации Государственной программы технического и профессионального образования в Республике Казахстан», несколько круглых столов, расширенные заседания Комитета с широким участием депутатов Парламента, ученых-педагогов, руководителей ведущих вузов, колледжей, профтехлицеев, школ, малокомплектных школ, а также опытных педагогов, представителей различных педагогических коллективов и общественности республики.

Следует отметить, что представленный Правительством законопроект имел серьезные недостатки. Концептуальные и правовые пробелы законопроекта выявились еще на этапе презентации.

Как в действующем законе, так и в законопроекте многие нормы входили в противоречие с действующим законодательством, имелась также внутренняя несогласованность в нормах.

В целом рабочая группа рассмотрела более 800 поправок, внесенных в законопроект Комитетами и депутатами, и по ним были приняты согласованные решения.

В течение рассмотрения законопроекта отдельные нормы, внесенные депутатами, трижды направлялись на заключение в Правительство Республики Казахстан.

По затратным нормам, направленным на создание единой вертикали контроля качества и передачи контрольных и разрешительных функций местных исполнительных органов в уполномоченный орган в области образования получено положительное заключение.

В ходе обсуждения законопроекта на заседаниях рабочей группы многие нормы Закона «Об образовании» существенно доработаны, устранены противоречия с действующим законодательством, а также внутренние и правовые пробелы. Кроме того он дополнен новыми статьями и нормами, которые существенно улучшили его содержание.

В частности:

- существенно доработаны редакции и содержание ряда основополагающих понятий, таких как «академия», «университет», «институт», «колледж», «гимназия», «лицей», «училище» и др. Эти организации образования на практике существуют и работают совсем в иной организационно-хозяйственной форме, чем предлагали разработчики;

-     понятийный аппарат Закона дополнен целым рядом новых понятий;

-        существенно расширена и уточнена  компетенция Правительства Республики Казахстан, уполномоченного органа, а также местных исполнительных органов в области образования, которые обеспечивают конкурентоспособность образования, повышение качества предоставляемых образовательных услуг организациями образования, соответствующим мировым стандартам, развитие человеческого капитала, демократического характера управления образованием, прозрачности их деятельности, стимулирования образованности личности и др.;

-        на законодательном уровне расширена категория обучающихся и воспитанников государственных учреждений образования, имеющих право на получение финансовой и материальной помощи;

-     значительно расширены и конкретизированы категории граждан Республики Казахстан, которым оказывается социальная помощь в период получения ими образования;

-     устранена дискриминационная правовая коллизия по отношению к выпусникам средней школы, не принявшим участие по уважительной причине в едином национальном тестировании;

- предусмотрена норма, позволяющая содержание (дошкольное воспитание и обучение) детей в дошкольных организациях с одного года до достижения ими школьного возраста (до шести (семи лет));

-    заложены нормы, обеспечивающие гражданам с ограниченными возможностями и нарушениями в развитии, специальные условия для получения ими образования и социальной адаптации на всех уровнях образования;

- установлен порядок получения сертификата участниками международных олимпиад для участия в конкурсе на право получения образовательных грантов;

-      создана правовая база, обеспечивающая предоставление ряда преимуществ организациям образования, прошедшим аккредитацию;

-    с целью реализации рекомендаций парламентских слушаний «О законодательном обеспечении реализации Государственной программы технического и профессионального образования в Республике Казахстан» и в целях опережающего развития технического и профессионального образования путем активного взаимодействия с работодателями и другими социальными
партнерами, в закон введены две новые статьи;

из системы образования исключен промежуточный государственный контроль и вместо него введена внешняя оценка учебных достижений;

-    на законодательном уровне урегулированы вопросы отработки и прекращения обязанности по отработке для граждан, поступивших в пределах сельской (аульной) квоты на обучение по педагогическим, медицинским и ветеринарным специальностям, обучающихся на основе государственного образовательного заказа по педагогическим и медицинским специальностям и поступивших на обучение в докторантуру по программе докторов философии (PhD) и др.

Кроме того, в целях законодательного обеспечения реализации основных положений Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы и поручения Главы государства - Лидера нации, касающихся вопросов образования, указанных в Послании народу Казахстана от 28 января 2011 года, в законопроект внесен целый ряд изменений и дополнений.

Все Комитеты Мажилиса дали положительные заключения по законопроекту.

***

                На сегодняшнем пленарном заседании Палата, заслушав доклад члена Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Николая Турецкого, одобрила проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия организованной преступности» (второе чтение).

***

И сегодня Мажилис определил Комитету по вопросам экологии и природопользованию срок подготовки заключений по законопроектам: «О газе и газоснабжении» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам газа и газоснабжения».

 

(Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова – 746304. Фото Сайлау Майлыбаева.  www.parlam.kz Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК).

 

 

 


Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт Мажилиса Парламента Республики Казахстан.