Сайт бояуы
Әріп арасындағы қашықтық
Суреттер
20.02.2012

ВРАЧИ ЗНАЮТ, КАК ВАЖНО ДЛЯ УСПЕХА ЛЕЧЕНИЯ ВОВРЕМЯ ПОСТАВИТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ – ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС В МАЖИЛИСЕ


ВРАЧИ ЗНАЮТ, КАК ВАЖНО ДЛЯ УСПЕХА ЛЕЧЕНИЯ ВОВРЕМЯ ПОСТАВИТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ – ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС В МАЖИЛИСЕ

 

 

Астана, 20 февраля, Дом Мажилиса. Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час по вопросу «О реализации первого года Государственной программы развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы». После доклада министра здравоохранения на тему содоклад сделала председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Дарига Назарбаева:

 

«Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». Так называется Послание Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана 2012 года. В Послании особо подчеркивается важность обеспечения качественного роста человеческого капитала и выделяется особая роль образования и здравоохранения в этой работе.

То есть поставлены очень четкие и конкретные цели, определены

приоритеты, задан понятный масштаб измерения и оценки деятельности государственного аппарата на ближайшую перспективу. Хотела бы на это обратить ваше особое внимание.

Исходя из представленных материалов, заслушав сегодня доклад министра, Комитет отмечает, что министерством проведена определенная работа по реализации Государственной программы развития здравоохранения «Саламаты Қазақстан» на 2011-2015 годы».

В течение года, прошедшего со времени принятия Государственной программы, деятельность отрасли была направлена на обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью. Как следует из доклада министра, в целом в системе здравоохранения наблюдаются позитивные тенденции, ежегодно увеличиваются бюджетные ассигнования, растут сетевые показатели.

Вместе с тем, депутаты не могут быть удовлетворены сохраняющимися серьезными проблемами в сфере здравоохранения и негативными тенденциями в демографической ситуации. К сожалению, в докладе министерства больше внимания было уделено констатации достижений, нежели реалистичной оценке проблем в системе охраны здоровья населения и предложениям по их решению.

А этих проблем немало. И это не только вопросы профилактической работы и профессионализма медиков, качества медицинских услуг, но и в целом модернизации всей системы здравоохранения, сопряженности и взаимодействия министерства с другими исполнительными органами. На особое место я бы поставила вопросы качества работы с населением и обеспечения эффективной обратной связи.

На фоне бурно растущих сетевых показателей основные медико-демографические показатели в сравнении с другими странами остаются неудовлетворительными. Сохраняется  низкая продолжительность жизни казахстанцев, по сравнению со странами СНГ и Европы. И это при внушительных успехах в экономике страны!

В докладе приведены отрадные цифры снижения в прошлом году по сравнению с годом предыдущим смертности от злокачественных новообразований на 8,3 процента. Но отсутствует даже упоминание о проблемах своевременной диагностики онкозаболеваний. А ведь по многим видам опухолей обращение к врачу происходит, к сожалению, лишь на последней стадии болезни, когда спасти больного очень и очень трудно.

Вы сами отметили, ранняя диагностика онкологических заболеваний имеет еще и экономический смысл, ведь на начальных стадиях болезни и для ее лечения нужны существенно иные ресурсы.

Отдельная тема – организация лечения онкогематологических заболеваний у детей.

Я уже обращалась к министру с соответствующим депутатским запросом. Хочу особо подчеркнуть, что это никакая не компанейщина – мы добьемся самых радикальных изменений в этом вопросе.

По-прежнему  остается  сложной  ситуация с туберкулезом. Так, в 7 регионах республики,  включая столицу, показатель заболеваемости населения выше средне республиканского уровня.

Несмотря на серьезное увеличение финансирования, наблюдается рост заболеваемости сахарным диабетом (на 4,7 % в 2011 году по сравнению с 2010 годом), а также незначительное снижение показателя заболеваемости ВИЧ-инфекцией (в 2011 году  по сравнению с 2010 годом всего на 3,3%). 

В этом году продолжится внедрение Единой национальной системы здравоохранения. Но судя по письмам, поступающим депутатскому корпусу, а также вопросам населения, которые задаются в ходе встреч с депутатами, люди мало осведомлены о ней, а сама система требует дальнейшего совершенствования.  

Наряду с определенными достижениями в фармацевтическом секторе имеется целый круг задач, требующих первоочередного решения. К важнейшим я бы отнесла общее недостаточное обеспечение организаций  здравоохранения эффективными, качественными лекарственными средствами, отсутствие прямых контактов с крупными компаниями, производителями лекарственных препаратов, что ведет к их удорожанию. Приобретение не оригинальных препаратов, а их аналогов, производящихся в третьих странах- что влечет за собой их низкое качество. Слабо развита фармацевтическая сеть в сельской местности. Имеет место производство и распространение фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств. Последнее особенно тревожно и очевидно требует мер уже не административного, а уголовного преследования.

Основой системы охраны здоровья населения по принципам Всемирной Организации Здравоохранения является первичная медицинская помощь. Именно она призвана обеспечить доступ каждого гражданина к базовой медпомощи при возникновении первых признаков заболеваний и для их профилактики, в том числе иммунизации против различных инфекций.

В нашей стране сохранена и развивается национальная сеть организаций первичной помощи (поликлиники в районных центрах и городах, медпункты и врачебные амбулатории в сельской местности).

Однако в отрасли не преодолен дефицит персонала, оказывающего  первичную медицинскую помощь (семейных и участковых врачей, педиатров и медсестер). А сам  медперсонал чрезмерно сконцентрирован в крупных городах. Основной причиной этого, безусловно, является их низкая заработная плата.

Существующие стандарты кадрового оснащения и система оплаты труда, установленные Правительством, устарели и требуют пересмотра.

        Работники здравоохранения констатируют отсутствие мотивационных стимулов к работе и недостаточную социальную защищенность. С подобными жалобами, думаю, многие коллеги-депутаты сталкивались. Особенно в регионах и сельской местности.

Необходимо разработать четкий план повышения оплаты труда и социальной поддержки медперсонала первичного звена, что позволит привлечь и удерживать их на этом важнейшем участке системы здравоохранения. Только после этого возможно улучшить качество профилактики, диагностики и лечения социально-значимых заболеваний.

        Не могу не сказать о нередких случаях хамского, безобразного отношения медперсонала к пациентам. Безусловно большинство медиков верны клятве Гиппократа и честно выполняют свой долг, но есть те, кто позорит высокое звание врача. И с ними надо решительно бороться.

Несмотря на предпринятые меры, основными проблемами в области медицинского образования и науки остаются качество подготовки кадров и уровень квалификации работающих специалистов.

      Наша система медицинского образования, подготовки и переподготовки врачей и медицинских сестер, остро нуждается в коренной модернизации.

Сегодняшний низкий уровень качества медуслуг, особенно на уровне поликлиник и районных больниц, связан со слабым уровнем базовой подготовки медперсонала. Они не владеют знаниями о современных международных стандартах диагностики и лечения, новых технологиях, принципах ухода и медицинской этике. Подготовка медработников ориентирована на количество, а не на качество.

Во многих развитых странах и странах с переходной экономикой (Индия, Турция) медицинское образование частично или полностью ведется на английском языке, так как все современные научные данные и стандарты распространяются на английском языке.

Кроме того, в медицинские ВУЗы не принимают более 150-200 человек, что позволяет повысить качество подготовки будущих врачей. При этом все ВУЗы имеют свои университетские клиники, где высококвалифицированные врачи - практики обучают студентов и занимаются наукой. Это позволяет наиболее высоко удовлетворять запросы пациентов.

Без внедрения этих принципов нам не обойтись и нужно разработать план по переходу на международные стандарты медобразования в ближайшие 3-5 лет. Это потребует существенных финансовых вложений и необходимо их рационально и эффективно спланировать.

За последние 5-6 лет в стране финансирование здравоохранения РК увеличилось в разы. В основном эти средства были направлены на капитальные расходы: строительство и реконструкция объектов здравоохранения, их оснащение медицинским оборудованием. Это безусловно очень важно для развития социальной инфраструктуры.

Однако вызывают озабоченность задержки в строительстве и нарушения стандартов строительства. Большие проблемы возникают при запуске этих объектов и их последующая эксплуатация. Во многих больницах попросту некому работать и нет заполняемости  пациентами.

Сегодня отрасль здравоохранения хорошо оснащена передовой современной техникой, но, к сожалению, имеют место случаи, особенно в сельской местности, когда лечебные организации республики приобретают современную медицинскую аппаратуру, однако пользоваться ею врачи не умеют.

Другой проблемой является то, что Министерством здравоохранения не разработан прозрачный и эффективный механизм приобретения дорогостоящего медицинского оборудования. Все знакомы с фактами приобретения в регионах через сеть посреднических структур некачественного и недоукомплектованного оборудования по завышенной   цене.

Уверена в вопросах прямой коррупции должны быть не просто благие заверения о ее неприемлемости, а вполне конкретные системные действия по устранению самой почвы для коррупции. В сочетании с жестким наказанием по выявленным случаям.

Все это говорит о невысокой эффективности вложенных инвестиций и слабом планировании капитальных затрат государственного бюджета.

Помимо этого нет привязки планов развития медицинской сети к Планам индустриально-инновационного развития (ГПФИИР).А это создает дополнительные риски и способствует неэффективному использованию бюджетных средств, которые не являются для нас чем-то абстрактным. Это наши деньги – деньги налогоплательщиков! Каждая строка в бюджете государства оплачена нами, казахстанцами.

Необходимо в срочном порядке разработать карту развития сети медицинских учреждений (поликлиник, больниц, диспансеров и Пр.) с учетом перспектив экономического развития регионов, миграции населения, заболеваемости и потребности в конкретных видах медицинских услуг.

Исходя из вышесказанного, что сегодня самое главное?

Во-первых, нацеленность на конкретный результат. Который есть не просто цифра в бюджетной строке. Тут у нас все хорошо. С цифрами оперировать мы худо-бедно научились. Нужна             конкретная помощь конкретным пациентам. Нам нужны реальные действия по решению проблем со здоровьем реальных граждан. Система здравоохранения должна повернуться к гражданам лицом. Единицей оценки ее эффективности должен быть здоровый гражданин, а не строки в статистике бюджетных расходов.

Посмотрите сколько обращений о помощи в проведении сложных операций! И все они сводятся к одному - найти средства для лечения за рубежом. Лично для меня, да и для любого здравомыслящего человека, именно эти обращения - есть наиболее адекватный индикатор качества и состояния отечественного здравоохранения. Это еще и вопрос доверия.

Во–вторых, необходимо устранить недостатки, прозвучавшие в справедливой критике Главы государства 27 января. Считаю, что мы, депутаты Мажилиса, должны взять эти вопросы на особый парламентский контроль.

В-третьих, считаю, что особое внимание в вопросах организации медицинской помощи необходимо уделять снижению бремени неинфекционных заболеваний, которые сегодня являются в 80 процентах случаев причиной смертности населения.

Главой государства в Послании народу Казахстана были даны поручения министерству разработать Программу развития онкологической помощи и проработать вопрос о создании на базе медицинского холдинга Национального научного онкологического центра. Полагаю, что эта программа должна также пройти обсуждение и в Мажилисе, и среди общественных организаций. Это особенно важно, так как, поскольку знаю, уже много желающих принять активное участие в освоении выделенных средств.

В-четвертых, многие вопросы здоровья населения связаны с качеством питания, питьевой воды, окружающей среды и другими проблемами, которые необходимо решать только на межотраслевом уровне. Эта проблема относится к категории проблем национальной безопасности страны.

Считаю необходимым активизацию межсекторального взаимодействия и усиление координирующей роли Национального Координационного совета по вопросам охраны здоровья при Правительстве. Опять-таки при активном участии депутатов, общественных организаций и НПО.

В-пятых, больше внимания необходимо уделять информационной работе с населением. Речь идет и о пропаганде здорового образа жизни. Речь идет и о системе информирования граждан о различных заболеваниях (особенно онкологических), о новейших методах диагностики и лечения. И начинать это надо со школы. Заботиться о своем здоровье надо учить с детства.

Медицинская безграмотность – враг здоровью народа номер один.

Уважаемая Салидат Зикеновна! Мы депутаты – реалисты. Мы понимаем как сложно поднимать такую важную отрасль как здравоохранение. И мы не склонны обвинять во всех ее недостатках только вас. Все существующие системные болезни отрасли родились не сегодня и даже не вчера. А гораздо раньше. Они складывались и накапливались годами. Но для того, чтобы их преодолеть мы обязаны честно признать их. Врачи знают как важно для успеха лечения вовремя поставить правильный диагноз.

Когда мы слушаем победные отчеты наших чиновников, то невольно задумываемся о том, что за цифрами и денежными потоками они не видят человека, его проблемы и интересы. Но если мы эту практику не изменим прямо сейчас, то никакие задачи, обозначенные в Послании Главы государства, не выполним.

Я говорю «мы» потому что депутаты не сбрасывают с себя ответственность за результат. Мы готовы помогать вам, работать совместно над разработкой отраслевых программ и, если надо, добиваться их адекватного финансирования.

 

(Жигер Байтелесов - 74-63-04. Фото Сайлау Майлыбаева. www.parlam.kz. Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК)

 

 

 

 


Любое использование материалов допускается при наличии ссылки на официальный сайт Мажилиса Парламента Республики Казахстан.