Медиа-центр

Новости

Депутатский запрос Чельпекова Б.

Премьер – Министру

Республики Казахстан

САГИНТАЕВУ Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

ТОО «Мангистауский Атомный ЭнергоКомбинат» (далее МАЭК) является единым энергокомплексом, производящим электрическую и тепловую энергии, все виды воды (дистиллят, питьевая, техническая и горячая воды) для г. Актау и всего региона.

В данный момент предприятие испытывает финансовые трудности. Так, ожидаемый дефицит бюджета в 2017 году - 4,7 млрд. тенге. Такая ситуация сложилась ввиду следующих причин:

1) заведомо убыточных тарифов, утвержденных Комитетом по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК в 2015 году для МАЭК на производство тепловой энергии, питьевой, технической и горячей воды;

2) 29%-й рост затрат на поставку газа в 2015-2016 гг., доля которого в себестоимости продукции составляет более 60%.

Данные факторы ведут к ухудшению финансового положения предприятия, срыву запланированных ремонтных работ, снижению выработки энергоресурсов и другим серьезным последствиям.

Уважаемый Бакытжан Абдирович, ввиду сложившейся ситуации просим рассмотреть возможность:

1) внесения изменений в пункт 13 статьи 3 Закона «О естественных монополиях» касательно перечня стратегических товаров:

1.1. добавить «вода собственного производства» – для субъектов естественных монополий в сферах производства тепловой энергии и производства воды (вместо слово «водоснабжения»).

Существующая редакция ограничивается понятием «покупная вода», что не учитывает специфику МАЭК, который самостоятельно производит воду, а не покупает ее у сторонних производителей.

1.2. добавить «электрическая энергия» – для субъектов естественных монополий в сферах производства тепловой энергии и производства воды (вместо слово «водоснабжения»).

2) Установить для МАЭК льготный тариф на газ не только для выработки тепловой энергии для населения, но и для производства остальных энергоресурсов: воды, электроэнергии, тепловой энергии, участвующей в их производстве (пункт 2 «Методика расчета предельных цен на товарный газ субъектов регулируемого рынка», утвержденная Приказом АРЕМ от 01.04.2014 г. № 66-ОД).

3) Синхронизировать сроки, основания и процедуры пересмотра тарифов на газ, электро-, теплоэнергию и воды с единой датой их ввода в течение года.

В данное время при изменении тарифа на газ с 1 июля, МАЭК имеет право поднять тарифы на электроэнергию только с 1 января следующего года.

Б. ЧЕЛЬПЕКОВ

М. БОРТНИК

Промежуточный ответ Руководителя Канцелярии Премьер-Министра

Республики Казахстан на депутатский запрос

от 02.03.2017г. № 15-13-42 д/з

Депутатам

Сената Парламента

Республики Казахстан

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев депутатский запрос касательно предложений по изменению регулирования тарифов для ТОО «МАЭК-Казатомпром», сообщаем следующее.

Вопросы, поднимаемые в депутатском запросе требуют дополнительной проработки и всестороннего рассмотрения заинтересованными государственными органами.

В этой связи, информация Правительства по данному вопросу будет направлена после ее соответствующей проработки.

Н. Алдабергенов

Ответ Премьер-Министра

на депутатский запрос № 15-13-42 д/з

от 02.03.2017г.

Депутатам

Сената Парламента

Республики Казахстан

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев депутатский запрос касательно внесения изменений в законодательство в части регулирования тарифов для ТОО «МАЭК-Казатомпром» Мангистауской области, сообщаем следующее.

В рамках разработки проекта Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях» на заседании межведомственной рабочей группы с участием аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства (Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен», Евразийская промышленная Ассоциация, Объединение юридических лиц «Казахстанская электроэнергетическая ассоциация») и государственных органов (министерств по инвестициям и развитию, энергетике, сельского хозяйства, финансов, информации и коммуникации, юстиции) было рассмотрено предложение ТОО «МАЭК-Казатомпром» касательно добавления терминов «вода собственного производства» и «электрическая энергия» для субъектов естественных монополий в сферах производства тепловой энергии и производства воды.

Принимая во внимание, что услуга по производству воды не отнесена к сфере естественных монополий и предлагаемая редакция имеет расширенное толкование, предложенные изменения рабочей группой не были поддержаны.

Касательно установления льготного тарифа на газ, участвующего в производстве воды, электро- и тепловой энергии, для выработки тепловой энергии населению, сообщаем, что установление льготных тарифов (цен) на газ для ТОО «МАЭК-Казатомпром» приведет к увеличению цены розничной реализации товарного газа для остальных потребителей Мангистауской области (субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства).

В соответствии с Правилами определения предельных цен оптовой реализации товарного и сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке, предельные цены оптовой реализации товарного газа на внутреннем рынке формируются из совокупности средневзвешенных цен товарного газа. Для Мангистауской области при средневзвешенной цене 14 564 тенге/тыс.м3, была утверждена предельная цена оптовой реализации товарного газа на уровне 13678 тенге/тыс.м3 без учета НДС (с учетом 15% ограничения на рост в течение одного календарного года), тогда как у крупнейшего недропользователя ТОО "Тенгизшевройл" цена покупки составляет 24 865 тенге (72,6 долл.США/тыс.м3).

В свою очередь, повышение цендля субъектов предпринимательства расходится с поручением Главы государства онеобходимости принятия мер по фронтальному снижению всех видов издержек для бизнеса, в том числе по стоимости услуг в энергетике, озвученного в Послании народу Казахстана
31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».

Касательно синхронизации сроков процедур пересмотра тарифов на газ, электро-, тепло- и водоснабжение сообщаем, что в целях выработки единой позиции, 12 мая Министерством национальной экономики было проведено совещание с заинтересованными государственными органами и юридическими лицами, в том числе представителем ТОО «МАЭК-Казатомпром».

Заинтересованные государственные органы отметили о нецелесообразности синхронизации сроков ввода тарифов на электроэнергию и газ, так как, в настоящее время все субъекты электроэнергетики переведены на предельные тарифы.

В целях не повышения оптовых и розничных цен на товарный газ в период прохождения отопительного сезона в Закон Республики Казахстан «О газе и газоснабжении», были внесены поправки, согласно которым предельные цены оптовой реализации товарного газа на внутреннем рынке устанавливаются ежегодно первого июля один раз в год.

Кроме того, с 1 января 2019 года планируется ввод рынка мощности, предусматривающего разработку прогнозного баланса, аттестацию электрической мощности генерирующих установок системным оператором и проведение централизованных торгов в конце календарного года.

Необходимо отметить, что изменение сроков ввода тарифов на электроэнергию приведет к дефициту средств у потребителей электроэнергии, финансируемых из государственного бюджета (объекты здравоохранения, образования, социальной защиты, военные и таможенные объекты и т.д), так как государственный бюджет формируется на календарный год.

Кроме того, синхронизация сроков, оснований и процедур пересмотра тарифов с единой датой их ввода приведет к одновременному росту цен на газ, электро-, тепло- и водоснабжение, что, в свою очередь, приведет к резкому увеличению цен на другие товары и услуги.

В этой связи, принятие предложений ТОО «МАЭК-Казатомпром» не представляется возможным в целях недопущения негативных последствий на социально-экономическую ситуацию в регионе.

Премьер-Министр

Республики Казахстан

Б. Сагинтаев

Ваш отзыв и предложение по сайту