Медиа-центр

Новости

Депутатский запрос Акылбая С.

Премьер-Министру

Республики Казахстан

САГИНТАЕВУ Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

24 февраля т.г. Комитетом по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Сената Парламента Республики Казахстан был проведён круглый стол на тему «Состояние и проблемы нормативно-правового регулирования деятельности правоохранительных органов по поиску пропавших граждан».

В этой связи поводом моего обращения к Вам с депутатским запросом является вопрос дальнейшего совершенствования защиты прав и законных интересов пропавших граждан и их родственников.

Несмотря на имеющийся опыт и комплексное применение оперативно-розыскных и процессуальных мер для скорейшего обнаружения уполномоченными субъектами местонахождения без вести пропавших лиц, с учётом реалий сегодняшнего дня и технологических новшеств, данный механизм требует постоянного совершенствования.

Между тем, в потоке запущенного механизма оперативно-розыскной деятельности, не должно упускаться из виду имеющиеся проблемы защиты прав и интересов лиц, пропавших без вести, и их родственников.

В настоящее время в случае пропажи лица данный факт регистрируется и проводится весь комплекс оперативно-розыскной деятельности. Но при этом регистрация осуществляется по нулевой позиции т.е. без ссылки на конкретную статью Уголовного кодекса против личности.

По нашему мнению, в рамках данного досудебного разбирательства было бы целесообразным рассмотреть вопрос о признании иждивенцев, находящихся на содержании у лица без вести пропавшего, до выяснения всех обстоятельств дела, потерпевшими. Данный статус указанных лиц позволит защитить их законные права и интересы посредством Фонда компенсации вреда потерпевшим в рамках уголовно-процессуального законодательства. Следует отметить, что проект Закона «О Фонде компенсации вреда потерпевшим» находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента. Полагаем, что выплаты должны осуществляться из бюджетных средств и должны быть приравнены к социальным пособиям по потере кормильца.

Кроме того, не должен остаться не решённым вопрос об установлении временного попечительства над несовершеннолетними детьми со дня подачи розыска без вести пропавших родителей, поскольку в этот период представление интересов несовершеннолетних законодательно не регламентировано.

Также полагаем целесообразным предусмотреть в законодательных актах норму, предусматривающую подачу заявления на розыск родителей не только близкими родственниками, но и законными представителями детей, находящимся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку на сегодняшний момент зачастую дети, попадающие в детский дом, не имеют близких родственников, либо они не заинтересованы в дальнейшей судьбе ребёнка, а руководители организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей такое право не имеют.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Учитывая вышеизложенное и принимая важность поднятой проблемы, прошу Вас рассмотреть вопрос реализации данной инициативы в рамках текущей законодательной деятельности.

В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» прошу о результатах рассмотрения депутатского запроса дать письменный ответ в установленный законом срок.

С уважением,

С. Акылбай

Б. Бекназаров

Л. Полторабатько

Д. Калетаев

М. Кубенов

Д. Куставлетов

М. Тагимов

Р. Тусупбеков

Ответ Премьер-Министра Республики Казахстан

На депутатский запрос от 07.04.2017г.№ 15-13-68 Д/З

Депутатам

Сената Парламента

Республики Казахстан

Акылбай С.Б., Полторабатько Л.Г.,

Калетаеву Д.А., Кубенову М.Ш.,

Куставлетову Д.Р., Тагимову М.М.,

Тусупбекову Р.Т., Бекназарову Б.А.,

Алтынбаеву М.К.

Уважаемые депутаты!

На Ваш депутатский запрос, оглашенный на пленарном заседании Сената Парламента 6 апреля 2017 года, относительно проблем, связанных с защитой прав и интересов лиц, пропавших без вести, и их родственников сообщаю следующее.

Относительно признания иждивенцев, находящихся на содержании у лица, без вести пропавшего, потерпевшими до выяснения всех обстоятельств дела, а также осуществления выплат из бюджетных средств по аналогии с социальными пособиями по потере кормильца.

Вопрос о признании лица потерпевшим достаточно четко определен уголовно-процессуальным законодательством. В соответствии со ст. 71 УПК потерпевшим в уголовном процессе признается лицо, в отношении которого есть основание полагать, что ему непосредственно уголовным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.

Законопроектом «О Фонде компенсации вреда потерпевшим», находящимся в настоящее время на рассмотрении в Мажилисе Парламента, определены правовые основы для единовременной денежной компенсации отдельным категориям потерпевших от уголовных правонарушений, которая является минимальной поддержкой потерпевших.

При включении иждивенцев в категорию лиц, имеющих право на получение компенсации из создаваемого Фонда, возможны случаи добровольного исчезновения человека (в связи с наличием долговых или алиментных обязательств и т.д.), что может повлечь незаконное получение ими компенсации.

В соответствии со ст. 13 Закона «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан» (далее – Закон) право на пособие по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Этой же нормой устанавливается, что все правила, касающиеся семей умерших, соответственно распространяются и на семьи безвестно отсутствующих или объявленных умершими, если эти факты установлены в судебном порядке.

При этом, следует отметить, что в случае если судом факт без вести пропавшего лица будет установлен со дня исчезновения лица, в том числе, когда проводились оперативно-розыскные мероприятия, то выплата пособия по случаю потери кормильца в рамках Закона, будет производиться с даты установления данного факта, включая периоды проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, в случае длительного отсутствия (один год)без вести пропавшего, находившимся на его иждивении лицам необходимо обратиться в суд для признания гражданина безвестно отсутствующим либо объявлении его умершим с последующим оформлением документов для получения социального пособия по потере кормильца.

Указанные выплаты осуществляются ежемесячно на протяжении определенного периода (например, несовершеннолетним – до достижения 18-летнего возраста, нетрудоспособным родителям пенсионного возраста – пожизненно), что в действительности позволит иждивенцам, находившемся на содержании у лица, без вести пропавшего регулярно получать компенсацию от государства.

В этой связи, признание потерпевшими иждивенцев, находящихся на содержание у лица без вести пропавшего, до выяснения всех обстоятельств дела, представляется нецелесообразным.

Относительно установления временного попечительства над несовершеннолетними детьми со дня подачи заявления о розыске без вести пропавших родителей.

Статьей 116 Кодекса «О браке (супружестве) и семье» определены формы защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей через устройство его на воспитание в семью (усыновление, опека или попечительство, патронат, приемная семья), а при отсутствии такой возможности – в организации всех типов для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, вопросы попечительства, в том числе и временного, над несовершеннолетними детьми законодательно урегулированы и необходимости в их дополнительной регламентации не требуется.

Относительно подачи заявления на розыск родителей не только близкими родственниками, но и законными представителями детей, находящимся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.180 УПК поводами к началу досудебного расследования служат достаточные данные, указывающие на признаки уголовного правонарушения, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу, а именно: заявление физического лица, либо сообщение должностного лица государственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организации, об уголовном правонарушении либо безвестном исчезновении лица, независимо от статуса заявителя. В этой связи данный вопрос также не требует дополнительного законодательного урегулирования.

Б. Сагинтаев

Ваш отзыв и предложение по сайту