Медиа-центр

Новости

Депутатский запрос Перепечиной О.

Премьер-Министру

Республики Казахстан

САГИНТАЕВУ Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Поводом моего депутатского запроса явилось обращение депутатов Петропавловского городского маслихата Северо-Казахстанской области касательно законодательно неурегулированных вопросов захоронения и содержания кладбищ, а также привлечения к административной ответственности за их нарушения.

Согласно обращению ввиду отсутствия Правил по производству захоронений и содержанию кладбищ сложилась затруднительная ситуация - нет контроля по захоронению и предоставлению участков, похоронные бюро осуществляют услуги некачественно, благоустройство кладбищ не обеспечивается должным образом.

Разработанные местными исполнительными органами и принятые маслихатами Правила по производству захоронений и содержанию кладбищ с 2009 года были отменены в связи с изменением законодательства Республики Казахстан.

В действующем законодательстве утверждение вышеуказанных Правил не входит в компетенции акимата и маслихата. Кроме того, согласно пункту 3 статьи 34 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» «принятие нормативного правового акта уполномоченным органом допускается только в случаях, когда компетенция уполномоченного органа по принятию данного акта прямо предусмотрена законодательством Республики Казахстан».

Сфера ритуальных услуг как отрасль коммунального городского хозяйства требует особого внимания местных исполнительных органов и трудно переоценить ее социальное значение.

На рынке ритуальных услуг действует множество субъектов предпринимательства, деятельность которых практически бесконтрольна, и иногда приводит к ущемлению прав малообеспеченных слоев населения, т.к. гражданам навязываются дорогостоящие услуги и предметы ритуальной продукции.

Кроме того, отсутствие стандартов похоронного дела, самостоятельного законодательного акта, регулирующего вопросы погребения и организации похоронного дела, приводит к различным правонарушениям.

Уважаемый Бакытжан Абдирович, в целях урегулирования отношений, связанных с погребением умерших, установления правовых основ организации похоронного дела, полагаю целесообразным дать поручение соответствующим государственным органам разработать проект Закона Республики Казахстан «О погребении и похоронном деле» либо рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений и дополнений в действующие законодательные и подзаконные акты, дополнив статьи 6, 31 Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»,предусмотреть в компетенции местного представительного или исполнительного органа обязанность по принятию и утверждению Правил по производству захоронений и содержанию кладбищ.

С уважением,

О. ПЕРЕПЕЧИНА

Ответ Премьер-Министра Республики Казахстан

на № 15-13-67 депутатский запрос

от 7 апреля 2017 года

Депутату

Сената Парламента

Республики Казахстан

Перепечиной О.В.

Уважаемая Ольга Валентиновна!

Рассмотрев Ваш депутатский запрос касательно вопроса по разработке проекта Закона Республики Казахстан «О погребении и похоронном деле» либо рассмотрения возможности внесения соответствующих изменений и дополнений в действующие законодательные и подзаконные акты по урегулированию отношений, связанных с погребением умерших, установлению правовых основ организации похоронного дела, сообщаю следующее.

В настоящее время правовые основы погребения и организации похоронного дела урегулированы на уровне различных законодательных и подзаконных актов.

В частности:

1) вопросы выделения земель под кладбища регулируются Земельным кодексом;

2) имущественные права на землю, выделяемую под кладбища, предусмотрены в Законе «О государственном имуществе»;

3) требования по размещению кладбищ установлены Экологическим кодексом и Законом «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»;

4) религиозно-ритуальные мероприятия регулируются Законом«О религиозной деятельности и религиозных объединениях» иУголовно-исполнительным кодексом;

5) организация погребения лиц, не имеющих родственников, предусмотрена в Законе «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»;

6) вопросы погребения военнослужащих и сотрудников специальных государственных органов регулируются законами «О воинской службе и статусе военнослужащих» и «О специальных государственных органах Республики Казахстан», а также на подзаконном уровне (постановления Правительства РК от 29 августа 2012 года № 1102 и от 19 апреля 2012 года № 493);

7) порядок погребения лиц, принявших участие в террористическойдеятельности, урегулирован Законом «О противодействии терроризму», а также постановлением Правительства от 26 августа 2013 года № 858;

8) социальные гарантии на погребение предусмотрены в законах«О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан», «О Фонде гарантирования страховых выплат», «О воинской службе и статусе военнослужащих», «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда», «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей»;

9) оказание ритуальных услуг, в случае их возмездности, регламентируется Гражданским кодексом;

10) порядок захоронения в результате исполнения смертной казни предусмотрен в Уголовно-исполнительном кодексе;

11) санитарные требования к объектам похоронного назначения определены в приказе Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 26 февраля 2015 года № 138 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к кладбищам и объектам похоронного назначения».

В настоящее время для решения вопросов, поднятых в Вашем запросе, государственными органами дополнительно проводится всесторонний анализ по выявлению существующих проблем, урегулированию отношений и дальнейшему совершенствованию данной сферы.

На основе полученных результатов по итогам анализа будет решаться вопрос о целесообразности разработки отдельного законопроекта либо необходимости урегулирования отношений в указанной сфере путем внесения соответствующих изменений и дополнений в действующие законодательные и подзаконные акты.

Б. Сагинтаев

Қазақстан республикасы Премьер-Министрінің

2017 жылғы 7 сәуірдегі № 15-13-67 депутатттық

сауалға жауабы

Қазақстан Республикасы

Парламенті Сенатының

депутаты

О. В. Перепечинаға

Құрметті Ольга Валентиновна!

«Қабірлеу және жерлеу ісі туралы» Қазақстан Республикасы Заңының жобасын әзірлеуге не қайтыс болғандарды қабірлеуге байланысты қатынастарды реттеу, жерлеу ісін ұйымдастырудың құқықтық негіздерін белгілеу бойынша қолданыстағы заңнамалық және заңға тәуелді актілерге тиісті өзгерістер мен толықтырулар енгізу мүмкіндігін қарауға қатысты Сіздің депутаттық сауалыңызды қарап, мынаны хабарлаймын.

Қазіргі уақытта қабірлеу және жерлеу ісін ұйымдастырудың құқықтық негіздері әр түрлі заңнамалық және заңға тәуелді актілердің деңгейінде реттелген.

Атап айтқанда:

1) мола үшін жерлерді бөлу мәселелері − Жер кодексінде;

2) мола үшін бөлінетін жерге мүліктік құқық − «Мемлекеттік мүлік туралы» Заңда;

3) молаларды орналастыру бойынша талаптар − Экологиялық кодексте және «Қазақстан Республикасындағы сәулет, қала құрылысы және құрылыс қызметі туралы» Заңда;

4) діни-салт жораларының іс-шаралары − «Діни қызмет және діни бірлестіктер туралы» Заңда және Қылмыстық-атқару кодексінде;

5) туған-туысқандары жоқ тұлғаларды жерлеуді ұйымдастыру − «Қазақстан Республикасындағы жергілікті мемлекеттік басқару және өзін-өзі басқару туралы» Заңда;

6) әскери қызметшілерді және арнайы мемлекеттік органдар қызметшілерін жерлеу − «Әскери қызмет және әскери қызметшілердің мәртебесі туралы» және «Қазақстан Республикасының арнайы мемлекеттік органдары туралы» заңдарда, сондай-ақ заңға тәуелді актілер деңгейінде (ҚР Үкіметінің 2012 жылғы 29 тамыздағы № 1102 және 2012 жылғы 19 сәуірдегі №493 қаулылары);

7) террористік қызметке қатысқан тұлғаларды жерлеу тәртібі − «Терроризмге қарсы іс-қимыл туралы» Заңда, сондай-ақ Үкіметтің 2013 жылғы 26 тамыздағы № 858 қаулысында;

8) жерлеуге арналған әлеуметтік кепілдіктер − «Қазақстан Республикасында мүгедектiгi бойынша, асыраушысынан айрылу жағдайы бойынша және жасына байланысты берiлетiн мемлекеттiк әлеуметтiк жәрдемақылар туралы», «Сақтандыру төлемдеріне кепілдік беру қоры туралы», «Әскери қызмет және әскери қызметшілердің мәртебесі туралы», «Жерасты және ашық кен жұмыстарында, еңбек жағдайлары ерекше зиянды және ерекше ауыр жұмыстарда немесе еңбек жағдайлары зиянды және ауыр жұмыстарда істеген адамдарға берілетін мемлекеттік арнайы жәрдемақы туралы», «Қазақстан Республикасында зейнетақымен қамсыздандыру туралы», «Қызметкер еңбек (қызметтік) міндеттерін атқарған кезде оны жазатайым оқиғалардан міндетті сақтандыру туралы» заңдарда;

9) салт жоралар бойынша қызметтер көрсету, өтеулі болса − Азаматтық кодексте;

10) өлім жазасын орындау нәтижесінде жерлеу тәртібі − Қылмыстық-атқару кодексінде;

11) Жерлеу объектілеріне қойылатын санитариялық талаптар − «Зираттарға және жерлеу мақсатындағы объектілерге қойылатын санитариялық-эпидемиологиялық талаптар» санитариялық қағидаларын бекіту туралы» Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрлігінің 2015 жылғы 26 ақпандағы №138 бұйрығында көзделген.

Қазіргі уақытта Сіздің депутаттық сауалыңызда көтерілген мәселелерді шешу үшін мемлекеттік органдар осы саладағы проблемаларды анықтау, қатынастарды реттеу және одан әрі жетілдіру бойынша қосымша жан-жақты талдау жүргізілуде.

Талдау қорытындысы негізінде алынған нәтижелер бойынша жеке заң жобасын әзірлеудің орындылығы немесе көрсетілген саладағы қатынастарды қолданыстағы заңнамалық және заңға тәуелді актілерге өзгерістер мен толықтырулар енгізу жолымен реттеу қажеттілігі туралы мәселе шешілетін болады.

Б. Сағынтаев

Ваш отзыв и предложение по сайту