Медиа-центр

Новости

Депутатский запрос Алтынбаева М.К.

Премьер-Министру

Республики Казахстан

САГИНТАЕВУ Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Поводом моего обращения к Вам с депутатским запросом является неэффективная система обеспечения безопасности полетов, которая сложилась в отечественной отрасли гражданской и государственной авиации.

В настоящее время, как Вы знаете, в Казахстане функции сертификации в сфере гражданской авиации, а также надзора и контроля над безопасностью полетов находятся в ведении одного органа – Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан, то есть один и тот же госорган сертифицирует и осуществляет контроль и надзор за своей же деятельностью.

Данная сложившаяся ситуация, на мой взгляд, не обеспечивает объективность принимаемых решений, создает условия и возможности для совершения коррупционных правонарушений, тем самым повышается риск возникновения авиапроисшествий. Если обратиться к статистике, то за довольно короткий период времени с 2012 по 2016 годы в Казахстане произошло более 30 авиакатастроф и происшествий, унесших жизни более 85 человек, что свидетельствует о снижении качества процедур сертификации и надзора.

В этой связи считаю:

1. Государственные функции по сертификации, надзору и контролю за гражданской и государственной авиацией следует перераспределить в разные государственные ведомства.

2. Необходимо создать самостоятельный государственный орган в составе Правительства Республики Казахстан, который будет осуществлять надзор над безопасностью полетов и проводить расследования авиационных происшествий. При этом деятельность данного органа не должна ограничиваться только отраслью гражданской авиации. Под его надзор и контроль должна быть отнесена и деятельность авиации государственных органов (МО, КНБ, МВД и т.д.), так как ситуация с обеспечением безопасности полетов и расследованием авиаварий в этих госорганах также оставляет желать лучшего. Ведь, до сих пор нет официально объявленных конкретных причин аварий, катастроф госавиации (МО, Пограничная служба КНБ, Национальной гвардии) и частной авиации, которые произошли за последние годы. По этой причине невозможна профилактика авиационных происшествий.

3. Вопрос обеспечения безопасности полетов необходимо рассматривать как комплексную задачу, зависящую от работы многих государственных структур. Пути его решения также зависят от результатов научно-исследовательских работ в этой области, их внедрения в практику обеспечения.

Вместе с тем, обеспечение должного надзора и контроля за безопасностью полетов особенно важно на фоне активизации террористических актов, происходящих в последнее время.Кроме того, на сегодняшний день нет контроля за использованием воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами.

С учетом изложенного, прошу рассмотреть указанные вопросы о результатах их рассмотрения дать письменный ответ в установленный законом срок.

С уважением,

М. АЛТЫНБАЕВ

Ответ Премьер-Министра Республики Казахстан

на №15-13-80 депутатский запрос

от 21 апреля 2017 года

Депутату Сената Парламента Республики Казахстан

Алтынбаеву М.К.

Уважаемый Мухтар Капашевич!

Рассмотрев Ваш запрос относительно обеспечения безопасности полетов в гражданской и государственной авиации сообщаем следующее.

В целях интеграции Казахстана в мировой воздушный транспортный процесс, а также соблюдения правил и норм, касающихся безопасности полетов гражданской авиации, Республика Казахстан присоединена к международным конвенциям, принятым под эгидой Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

При этом нормы и требования ИКАО не могут быть применены к государственной авиации.

В этой связи, согласно Конвенции о международной гражданской авиации, функции по сертификации, надзору и контролю за гражданской и государственной авиацией распределены между уполномоченными органами в сфере гражданской авиации (Министерство по инвестициям и развитию) и государственной авиации (Министерство обороны).

Вместе с тем, согласно требованиям ИКАО инспектирование, сертификация и дальнейший надзор является неотъемлемыми элементами государственной системы регулирования гражданской авиации.

С учетом изложенного, действующая система по осуществлению надзора и контроля за безопасностью полетов гражданской авиации, полностью соответствует требованиям, предъявляемым ИКАО, что подтверждается результатами двух валидационных миссий ИКАО проведенных в 2014 и 2016 годах и заключением собственного аудита Еврокомиссии 2016 года.

При этом, следует отметить, что объединение функций по надзору и расследованию авиационных происшествий и инцидентов в единый орган противоречит требованиям ИКАО. В этой связи в целях обеспечения объективности и независимости функции изучается вопрос создания единого независимого органа только по расследованию авиационных происшествий и инцидентов, на базе которого в перспективе возможна организация научно-исследовательских работ в области обеспечения безопасности полетов.

В свою очередь, вопрос контроля использования воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами регламентирован в рамках Закона от 10 мая текущего года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам использования воздушного пространства и деятельности авиации».

Б. Сагинтаев

Ваш отзыв и предложение по сайту