Медиа-центр

Новости

Депутатский запрос Мусабаева Т.А.

Премьер-Министру

Республики Казахстан

САГИНТАЕВУ Б. А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Поводом депутатского запроса является критическая ситуация, сложившаяся в отрасли гражданской и других видах авиации Республики Казахстан. Подтверждением тому являются произошедшие в последнее время авиационные происшествия с человеческими жертвами. Анализ положения вещей указывает на устоявшуюся неэффективную систему обеспечения приемлемого уровня безопасности полетов.

Мировая практика показывает, что основные государственные функции – сертификация, контроль (надзор и инспекция) и расследование, обеспечивающие безопасность полетов, не должны быть сосредоточены в одном ведомстве, т.к. при этом не обеспечивается объективность принимаемых мер и решений, и как следствие, падает уровень безопасности полетов в стране.

Если говорить о гражданской авиации, то в Казахстане функции сертификации, надзора и контроля за безопасностью полетов находятся в ведении одного ведомства – Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (далее – КГА). Таким образом, один и тот же орган (а по сути, одни и те же люди) сертифицирует, а затем осуществляет надзор и контроль над своей работой. Более того, исполнение указанных государственных функций привязано к личностям и зависит от отдельных конкретных чиновников КГА (в случае отсутствия на работе или без их личного участия не решается ни один вопрос), что вообще недопустимо и ведет к коррупционным правонарушениям. Это подтверждается скандалами, которые постоянно преследуют деятельность КГА на протяжении последних лет.

Все вышесказанное ведет к снижению качества процедур сертификации и дальнейшего надзора – оставляются открытыми некоторые вопросы на этапе сертификации, затем, при осуществлении инспекционных проверок, эти вопросы якобы выявляются и эксплуатантам воздушных судов указывается на их наличие и необходимость исправления (имеют место случаи коррупционных проявлений за сокрытие выявленных недостатков). Таким образом, формируется видимость деятельности для оправдания своей необходимости.

Весьма разумно и оправданно, с точки зрения разделения госфункций по обеспечению безопасности полетов, в 2010 году из КГА была выделена функция расследований авиационных происшествий и инцидентов в составе отдельного департамента МИР РК по расследованию происшествий на транспорте.

Как показывает вышеуказанный анализ и практика, а также согласно мнению авиаперевозчиков и авторитетных авиаторов Республики Казахстан, следует немедленно отделить функции сертификации от функций надзора и контроля. При этом имеет смысл объединить функции надзора и контроля с функцией расследования и создать отдельный государственный орган по надзору за безопасностью полетов и расследованию авиационных происшествий в составе Правительства – Госавианадзор РК. Данный орган должен иметь возможность, право и обязанность пресечения любых попыток деятельности в сфере гражданской и других видов авиации, угрожающих безопасности полетов, а также привлечения к ответственности виновных лиц, независимо от права собственности на субъекты и объекты авиации, допустивших создание условий, угрожающих безопасности полетов независимо от причин (в частности из коррупционных побуждений), путем передачи материалов расследований и инспекционных проверок в соответствующие правоохранительные органы.

Обращаясь к мировому опыту в данном вопросе, нельзя не отметить, что, например, в составе Правительства бывшего Советского Союза имелась структура Госавианадзор СССР, которая осуществляла надзор и расследование всех авиационных происшествий во всех государственных ведомствах, имевших воздушные суда (МГА, МО, КГБ, МВД, МАП и др.). При этом система надзора за безопасностью полетов и расследования авиационных происшествий в бывшем СССР, по признанию мировых экспертов, считалась одной из самых эффективных и жестких в мире.

В настоящее время, мировые лидеры в вопросах обеспечения безопасности полетов давно изменили саму систему, сделав ее работу автоматизированной и лишенной личностного фактора.

В современной западноевропейской системе надзора и расследования в отрасли гражданской авиации, взамен относительно лояльным стандартам JAR (JointAviationRegulation – Объединенные Авиационные Правила) пришли стандарты EASA (EuropeanAviationSafetyAgency – Европейское Агентство по безопасности полетов), которые являются более жесткими, и в чем-то повторяющие советские требования.

В свою очередь, в США имеется самостоятельная структура NTSB (NationalTransportSafetyBureau – Национальное Бюро по безопасности на транспорте), имеющее прямое подчинение Правительству США, и осуществляющее надзор и расследование всех происшествий на транспорте, в том числе и на воздушном транспорте.

Таким образом, на наш взгляд, в Республике Казахстан, назрела реальная необходимость создания и внедрения жесткой системы надзора за безопасностью полетов и расследования авиационных происшествий по примеру исторического и мирового передового опыта.

На основании изложенного, прошу дать разъяснение какие будут предприняты действенные и системные меры по исправлению сложившейся ситуации и какие конкретно структурные изменения были или будут проведены в области обеспечения приемлемого уровня безопасности полетов в Республике Казахстан.

С уважением,

ҚР Халық Қаһарманы,

Герой России,

Летчик-космонавт,

Генерал-лейтенант авиации

Т. МУСАБАЕВ

Ответ Премьер-Министра

Республики Казахстан на № 15-13-248 д/з

от 13 октября 2017 года

Депутату Сената Парламента

Республики Казахстан

Мусабаеву Т. А.

Уважаемый Талгат Амангельдиевич!

Рассмотрев Ваш запрос относительно реформирования системы надзора за безопасностью полетов и расследования авиационных происшествий сообщаем следующее.

Анализ авиационных событий в категории средних и тяжелых воздушных судов показывает отсутствие роста основных показателей по инцидентам, авиационным происшествиям и катастрофам по сравнению с периодом 2014-2016 года. В целом ситуация в категории судов тяжелого и среднего класса не является критической и остается стабильной на протяжении длительного времени.При этом основная доля инцидентов приходится на конструктивно-производственные недостатки, действия наземных служб, погодные условия и иные внешние факторы.

В то же время, череда катастроф, произошедших в 2017 году демонстрирует наличие проблем в классе легкой и сверхлегкой авиации.

Общий рост авиационных происшествий и катастроф в легкой и сверхлегкой авиации связан с активным расширением парка воздушных судов в этой категории (в 2017 году на 10% или 59 воздушных судов), а также с интенсивным привлечением легкой авиации в народное хозяйство. При этом такие типичные факторы, как удаленность мест базирования и привлечение в эту сферу непрофессиональных пилотов провоцирует рост авиационных происшествий.

В этой связи, уполномоченным государственным органом совместно с Главной транспортной прокуратурой 27 октября текущего года было проведено совещание по вопросам безопасности полетов с участием основных авиационных операторов Казахстана.

По итогам совещания принято решение провести ревизию государственного реестра собственников, для выявления воздушных судов не прошедших сертификацию и последующего выведения их из государственного реестра.

Также, планируется проработать вопрос пересмотра порядка сертификации в малой авиации, путем проведения ее централизовано с привлечением некоммерческих организаций, перед началом весенне-летней навигации.

Относительно целесообразности создания новой структуры в системе гражданской авиации, необходимо отметить, что передача функций надзора за безопасностью полетов в отдельное ведомство нарушает требования ИКАО, согласно которым постоянный надзор за деятельностью эксплуатанта по обеспечению безопасности полетов является неотъемлемой составной частью системы сертификации.

Вместе с тем, в рамках реализации 68-го шага Плана нации «100 конкретных шагов», Правительством прорабатывается вопрос по переводу деятельности Комитета гражданской авиации к модели Британского агентства гражданской авиации.

Британская модель регулирования гражданской авиации является одной из наиболее передовых форм управления в мире. Благодаря автономности, независимому финансированию и гибкому подходу в формате государственной корпорации, Агентство обеспечивает высокий уровень безопасности полетов, чему свидетельствует показатель соответствия стандартам ИКАО свыше 93% (среднемировой уровень - 63%, среднеевропейский – 76%, Казахстан – 74%).

Премьер-Министр

Республики Казахстан

Б. Сагинтаев

Ваш отзыв и предложение по сайту