Медиа-центр

Новости

Депутатский запрос Волкова В.В.

Премьер-Министру

Республики Казахстан

САГИНТАЕВУ Б. А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Поводом для моего обращения к Вам с депутатским запросом является вопрос дальнейшего совершенствования законодательства Республики Казахстан.

В этом году исполнилось 25 лет созданной в Алматы Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – МПА СНГ).

В ее работе принимают участие не только депутаты Парламентов, но и специалисты различных организаций исполнительной власти, ученые, практические работники.

Одной из главных задач МПА СНГ является модельное законотворчество – деятельность по разработке, принятию и опубликованию модельных законодательных актов, отвечающих целям сближения (унификации) законодательства стран-участниц.

Можно с уверенностью сказать, что эти законодательные акты – это адаптированные к условиям Содружества, а нередко европейским и мировым, международные и правовые стандарты.

С момента создания организации принято более 300 модельных законов и более 100 рекомендаций.

Все они безусловно могут внести определенный вклад в дело развития и повышения эффективности национальных законодательств. А совместная работа депутатов стран, входящих в Содружество играет важную роль в развитии межпарламентского сотрудничества.

Хотелось бы отметить, что Главой государства не раз поднимаются вопросы о приближении национального законодательства к международным стандартам.

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Президентом Республики Казахстан, указано на то, что «в целях обеспечения соответствия национального права новым вызовам времени, повышения его конкурентоспособности необходимо дальнейшее совершенствование нормотворческой и правоприменительной деятельности государства».

И в этом, на наш взгляд, определенную роль должны сыграть модельные законодательные акты МПА СНГ, разработанные и принятые практически по всем сферам общественных отношений.

В связи с чем учитывая, что Правительство Республики Казахстан является инициатором большинства законопроектов, полагаю целесообразным при разработке правовых актов нашей страны учитывать также модельные законодательные акты и рекомендации МПА СНГ.

Также предлагаю рассмотреть возможность внесения дополнения в Закон Республики Казахстан «О правовых актах», предусматривающего, что при разработке нормативных правовых актов органом–разработчиком необходимо учитывать соответствующие модельные законы и рекомендации.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Учитывая вышеизложенное, прошу Вас рассмотреть вопрос реализации данной инициативы в рамках текущей законодательной деятельности.

В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» прошу о результатах рассмотрения депутатского запроса дать письменный ответ в установленный законом срок.

С уважением,

В. ВОЛКОВ

Ответ Премьер-Министра Республики Казахстан

На 15-13-257 д/з от 27 октября 2017 года

Депутату Сената Парламента Республики Казахстан

Волкову В.В.

Уважаемый Владимир Васильевич!

Рассмотрев Ваш запрос о необходимости учета модельных законодательных актов и рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – МПА) при разработке законодательных актов Республики Казахстан, а также о возможности внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О правовых актах» (далее – Закон), отмечаем следующее.

Деятельность МПА регулируется Конвенцией о МПА от 26 мая
1995 года
(далее – Конвенция), ратифицированной Законом Республики Казахстан от 10 июня 1997 года №117.

В соответствии с пунктом 1.2. Положения о разработке модельных законодательных актов и рекомендаций МПА (принято МПА 14 апреля 2005 года) модельный законодательный акт СНГ – законодательный акт рекомендательного характера, принятый МПА в установленном порядке, в целях формирования и осуществления согласованной законодательной деятельности государств – участников МПА по вопросам, представляющим общий интерес.

В этой связи необходимо отметить, что при разработке законопроектов государственными органами учитываются модельные законы МПА. Так, к примеру, законопроекты «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского законодательства», «Об электронном документе», «О почтовой деятельности», «О телекоммуникациях» разработаны на основе модельных законов МПА.

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года указано, что следует продолжить работу по приведению национального законодательства в соответствие с принятыми международными обязательствами и международными стандартами. При этом в данной работе необходимо, прежде всего, руководствоваться внутренними потребностями и приоритетами в развитии страны.

Порядок разработки законопроектов Правительством регулируется Законом «О правовых актах» и Правилами организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан (утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 907, далее - Правила).

Так, согласно пункту 2 статьи 18 Закона «О правовых актах» уполномоченный орган до начала разработки проекта закона разрабатывает его концепцию.

В соответствии с Правилами при подготовке и разработке концепции законопроекта обязательным условием является изучение международного опыта, проведение сравнительно-правового анализа.

В этой связи в структуру Концепции включен раздел 9, в котором отражается изученный международный опыт с целью выбора наиболее приемлемого варианта для имплементации в национальное законодательство. Только после этого концепция законопроекта выносится на обсуждение Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности, которая решает вопрос о необходимости дальнейшей разработки законопроекта.

При этом необходимо учитывать, что Республика Казахстан является участницей не только МПА, но и иных международных организаций.

На основании изложенного, учитывая рекомендательный характер модельных законов МПА, учитывая, что вопрос всестороннего изучения международного законодательства достаточно урегулирован действующим законодательством, а также то, что Республика Казахстан является участницей и других международных организаций, полагаем нецелесообразным внесение соответствующих изменений и дополнений в Закон «О правовых актах».

С уважением,

Премьер-Министр

Республики Казахстан

Б. Сагинтаев

ҚазақстанРеспубликасының Премьер-Министрінің

2017 жылғы 27 қазандағы 15-13-257 д/с жауабы

Қазақстан Республикасы

Парламенті Сенатының

депутаты В.В. Волковқа

Құрметті Владимир Васильевич!

Сіздің Қазақстан Республикасының заңнамалық актілерін әзірлеу кезінде модельді заңнамамалық актілерді және Тәуелсіз мемлекеттер достастығына қатысушы-мемлекеттердің Парламентаралық Ассамблеясының (бұдан әрі - ПАА) ұсыныстарын есепке алу қажеттілігі, сондай-ақ «Құқықтық актілер туралы» Қазақстан Республикасының Заңына тиісті өзгерістер мен толықтырулар енгізу мүмкіндігі туралы сауалыңызды қарап, мынаны атап өтеміз.

ПАА қызметі Қазақстан Республикасының 1997 жылғы 10 маусымдағы №117 Заңымен ратификацияланған ПАА туралы 1995 жылғы 26 мамырдағы Конвенциясымен (бұдан әрі - Конфенция) реттеледі.

Модельді заңнамалық актілерді әзірлеу және ПАА ұсынымдары туралы ереженің (ПАА 2005 жылы14 сәуірде қабылдаған) 1.2.- тармағына сәйкес, ТМДның модельді заңнамалық актісі – ПАА қатысушы мемлекеттердің жалпы мүддені білдіретін мәселелер бойынша келісілген заңнамалық қызметін қалыптастыру және жүзеге асыру мақсатында белгіленген тәртіппен қабылданған, ұсынымдық сипаттағы заңнамалық акт.

Осыған байланысты, заң жобаларын әзірлеу кезінде мемлекеттік органдар ПАА-ның модельді заңдарын ескеретіндігін атап өту қажет. Мысалы, «Қазақстан Республикасының кейбір заңнамалық актілеріне азаматтық заңнаманы жетілдіру мәселелері бойынша өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы», «Электрондық құжат туралы», «Пошта қызметі туралы», «Телекоммуникациялар туралы» заң жобалары ПАА-ның модельді заңдары негізінде әзірленген.

Қазақстан Республикасының 2010 жылдан 2020 жылға дейінгі кезеңге арналған құқықтық саясат тұжырымдамасында ұлттық заңнаманы қабылданған халықаралық міндеттемелер мен халықаралық стандаттарға сәйкес келтіру жөніндегі жұмысты жалғастырғаны жөн екені көрсетілген. Бұл ретте аталған жұмыста, ең алдымен, ішкі қажеттіліктер мен елдің дамуындағы басымдықтарды басшылыққа алу қажет.

Үкіметтің заң жобаларын әзірлеу тәртібі «Құқықтық актілер туралы» Заңмен және Қазақстан Республикасының уәкiлеттi органдарында заң жобалау жұмыстарын ұйымдастыру қағидаларымен реттеледі (Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2016 жылғы 29 желтоқсандағы № 907 қаулысымен бекітілген, бұдан әрі - Қағидалар).

«Құқықтық актілер туралы» Заңының 18-бабының 2-тармағына сәйкес, уәкілетті орган заң жобасын әзірлеу басталғанға дейін оның тұжырымдамасын әзірлейді.

Қағидаларға сәйкес, заң жобасының тұжырымдамасын дайындау және әзірлеу кезінде халықаралық тәжірибені зерделеу, салыстырмалы-құқықтық талдау жүргізу міндетті жағдай болып табылады.

Осыған байланысты, Тұжырымдаманың құрамына 9 бөлім қосылған, онда ұлттық заңнамаға аса қолайлы ңұсқаны таңдау мақсатында имплементациялау үшін зерделенген халықаралық тәжірибе көрініс табады. Содан кейін ғана заң жобасының тұжырымдамасы Заң жобалау қызметі мәселелері жөніндегі ведомствоаралық комиссияның талқылауына шығарылады, ол заң жобасын әрі қарай әзірлеу қажеттілігі туралы мәселені шешеді

Бұл ретте, Қазақстан Республикасы ПАА-ның ғана емес, өзге де халықаралық ұйымдардың қатысушысы болып табылатынын ескеру қажет.

Жоғарыда айтылғандардың негізінде, ПАА-ның модельді заңдарының ұсынымдық сипатын, халықаралық заңнаманы жан-жақты зерделеу мәселесі қолданыстағы заңнамамен жеткілікті түрде реттелгенін, сондай-ақ Қазақстан Республикасы өзге да халықаралық ұйымдардың қатысушысы екенін ескере отырып, «Құқықтық актілер туралы» Заңға тиісті өзгерістер мен толықтырулар енгізу орынсыз деп пайымдаймыз.

Құрметпен,

ҚазақстанРеспубликасының

Премьер-Министрі

Б. Сағынтаев

Ваш отзыв и предложение по сайту