Медиа-центр

Новости

Депутатский запрос Калетаева Д.

Премьер-Министру

Республики Казахстан

САГИНТАЕВУ Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Комитет по международным отношениям, обороне и безопасности Сената Парламента Республики Казахстанв июне текущего года провел парламентские слушания по вопросам гражданской защиты, по итогам которого были выработаны рекомендации.

Получив ответы государственных органов на данные рекомендации Комитет пришел к выводу, что некоторые вопросы требуют безотлагательного решения.

1. Выяснилось, что на сегодня контроль за водными гидротехническими сооружениями никем не осуществляется. В Казахстане из имеющихся 1665 гидротехнических сооружений (далее - ГТС) 392 нуждаются в срочном ремонте. Большой проблемой являются малые ГТС, часть которых заброшена, не имеет владельцев или эксплуатационную службу. Техническое состояние их крайне неудовлетворительное. Ежегодный ущерб от неудовлетворительного состояния регулирующих и защитных сооружений от вредного воздействия вод – от паводков, наводнений, подтоплений – оценивается в целом по стране в десятки миллионов долл. США.

Кроме того, примерно во столько же оценивается ущерб самим водным ресурсам. Произошедшие катастрофические наводнения в Восточно-Казахстанской области в 2010 году, в Западно-Казахстанской области на реке Урал, приведшие к затоплению территорий регионов, прорыв гидротехнического сооружения в селе Кызылагаш в марте 2010 года, а также прорыв дамбы водохранилища «Кокпекты» в марте 2015 года показали на необходимость принятия конструктивных мер в области обеспечения их безопасности.

Ранее проверка и надзор за гидротехническими сооружениями входила в компетенцию Комитета промышленной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее - МЧС). После реорганизации МЧС вопросы эксплуатации гидротехнических сооружений перешли в Министерство сельского хозяйства, Комитет по промышленной безопасности перешел в ведение Министерства по инвестициям и развитию. При этом, в компетенцию Комитета по чрезвычайным ситуациям МВД РК – как правоохранительного органа, не входит надзор за ГТС.

В связи с этим, данный вопрос остается неурегулированным, так как не определен уполномоченный орган и не предусмотрены штатные единицы по надзору за ГТС, которые должны осуществлять свою деятельность на всей территории страны.

2. В сфере сейсмостойкого строительства работают такие институты как КазНИИСА и Институт сейсмологии. Эти институты осуществляют свою деятельность разрознено и финансируются не в полном объеме, по остаточному принципу. В настоящее время из 12 станций инженерно-сейсмометрической службы АО «КазНИИСА» 8 оснащены устаревшими аналоговыми приборами. В сфере сейсмологических наблюдений из 63 имеющихся сейсмических станций работают 57. Оборудование, используемое в работе эксплуатируется уже десятки лет, приборы выработали свои ресурсы и не могут быть достоверным источником информации. Это приводит к несвоевременной обработке данных о землетрясениях, запаздыванию передачи информации о них в государственные органы управления по чрезвычайным ситуациям. Например, при землетрясении органы ЧС используют данные иностранных источников, так как они выдают оперативную и более достоверную информацию за 7 минут, тогда как наши станции получают эту информацию через 15 минут.

В связи с этим, следует принять решение по модернизации таких институтов и полному их переоснащению современной аппаратурой, программным обеспечением и средствами связи.

Кроме того, в области сейсмической безопасности и геологической отрасли в целом нужны молодые квалифицированные кадры. В этой связи необходимо оказать содействие в открытии в КазНИТУ им.К.И.Сатпаева целевой магистратуры и докторантуры по специальности «Сейсмология» и целевой докторантуры по специальности «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых» и других смежных дисциплин в целях подготовки высококвалифицированных кадров.

В связи с вышеизложенным, уважаемый Бакытжан Абдирович, просим изучить данные вопросы и оказать содействие в их решении.

Cуважением,

Д. НАЗАРБАЕВА

Д. КАЛЕТАЕВ

С. ДЖАКСЫБЕКОВ

Т. МУКАШЕВ

Т. МУСАБАЕВ

Н. НУРСИПАТОВ

Ответ Премьер-Министра Республики Казахстан

на №15-13-254 д/с от 27 октября 2017 года

Депутатам

Сената Парламента

Республики Казахстан

(по списку)

Уважаемые депутаты!

На депутатский запрос касательно некоторых вопросов гражданской защиты, сообщаю следующее.

1. Осуществление контроля за состоянием гидротехнических сооружений

В республике гидротехнические сооружения (далее – ГТС) оказывают большое влияние на экономику, экологическую и социальную сферу, что определяет особую актуальность обеспечения технической надёжности и безопасной эксплуатации данных сооружений.

В этой связи бассейновыми инспекциями Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства (далее – бассейновыеинспекции) за период 2015-2017 годы в соответствии с Критериями степеней риска, определенными Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, осуществлены проверки и выявлены 92 нарушения в области безопасности ГТС и наложены штрафы насумму 2,9 млн. тенге.

Совместным приказом министерств энергетики, по инвестициям и развитию, внутренних дел и сельского хозяйства утверждена Дорожная карта, где предусмотрен комплекс мер по предупреждению и устранению паводковых угроз на период 2017-2020 годы.

При этом, в республиканском бюджете на 2017 год по бюджетной программе 254/101 «Эксплуатация трансграничных и республиканских водохозяйственных объектов, не связанных с подачей воды и мониторинг за их техническим состоянием» на эксплуатацию 11 трансграничных и 194 республиканских водохозяйственных объектов предусмотрены средства в сумме 10,4 млрд. тенге, в том числе на проведение противопаводковых мероприятий, по водохозяйственным объектам предусмотрено 2,8 млрд. тенге.

Кроме того, в рамках осуществления контроля в области безопасностиплотинбассейновымиинспекциямиежегодно в весенний период проводятся предупредительные мероприятия на участках бассейнов рек, создаются противопаводковые комиссии из представителей территориальных органов чрезвычайных ситуаций, экологии и местных исполнительных органов, а такжеосуществляютсявизуальныеобследования состояния ГТС и поихрезультатам, принеобходимости, собственникам ГТС выдаются рекомендации о принятии мер по обеспечению безопасного пропуска паводковых вод.

События, связанные с прорывами плотин, наводнениями на реках требуют комплексного подхода к решению проблем, связанных с безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений.

ПроектомпланазаконопроектныхработПравительствана 2018 год предусмотрена разработкапроектаЗакона «О внесениии зменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам безопасности гидротехнических сооружений».

Принятие Законопроекта будет способствовать реализации государственного регулирования по обеспечению безопасности ГТС, разграничит функции по обеспечению безопасной эксплуатации ГТС, установит ответственность за нарушение законодательства о безопасности ГТС, снизит уровень риска аварий ГТС, повысит эффективность мер по предупреждению и локализации аварий ГТС, а также по оповещению населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, снизит размер ущерба от социально-экономических последствий при разрушении ГТС и позволит сформировать единую эффективную систему управления и контроля в этой сфере.

2. Оснащенность системы сейсмологических наблюдений, подготовка специалистов в области сейсмической безопасности и геологической отрасли

В 2016 году заинтересованными государственными органами была принята Дорожная карта «Комплекс мер по обеспечению сейсмической безопасности РК» на 2016-2018 годы (далее – Дорожная карта), где были предусмотрены меры по совершенствованию научно-методической базы, мониторинга и нормативных документов, инженерно-технических мероприятий (сейсмоусиление), системы оповещения, подготовки населения, а также обеспечению готовности к ликвидации последствий землетрясений и их реализация.

ТОО «Институт сейсмологии»в рамках Дорожной карты по программно-целевому финансированию реализовал проект на сумму порядка 1,8 млрд. тенге, и по грантовому финансированию –3 проекта на сумму
81,6 млн. тенге, что позволило использовать имеющийся кадровый потенциал в этой сфере.

В сфере сейсмостойкого строительства акционерное общество «Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры» является в Казахстане единственной организацией и за счет собственных средств осуществляет поддержку работоспособности 12 станций инженерно-сейсмометрической службы (далее – ИСС).

Целью работы сети станций ИСС является наблюдение за реакцией различного рода конструктивных систем при сейсмических воздействиях. На основе полученных данных, при необходимости, вносятся определенные изменения и дополнения в строительные нормы и правила, совершенствуются конструктивные решения новых зданий, актуализируются методики расчета.

До 2008 годы за счет средств республиканского бюджета модернизировано 4 станции ИСС.

В целом, необходимо признать проблему значительного технического и технологического отставания существующих станций ИСС.

В этой связи государственным органам дано поручение о принятии мер, которые будут направлены на модернизацию станций данных организаций, переоснащение современной аппаратурой, программным обеспечением и средствами связи.

Подготовка кадров по программе послевузовского образования магистратуры и докторантуры по специальности «Сейсмология» высшими учебными заведениями Республики Казахстан не осуществляется. В этой связи, в начале 2017 года уполномоченным органом в сфере образования указанная специальность включена в Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан.

В настоящее время Казахским национальным исследовательским техническим университетом имени К. Сатпаева ведется работа по получению лицензии на ведение образовательной деятельности по данной специальности. После получения университетом соответствующей лицензии государственный образовательный заказ на подготовку кадров в области сейсмологии будет размещен в установленном порядке.

Б. Сагинтаев

Ваш отзыв и предложение по сайту