Медиа-центр

Новости

Депутатский запрос Джаксыбекова С.

Премьер-Министру

Республики Казахстан

САГИНТАЕВУ Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

По нашему мнению, в настоящее время положения Бюджетного кодекса по рассмотрению бюджетных заявок на предмет соответствия целям стратегических планов и показателям бюджетных программ являются декларативными в силу их одновременной разработки. Обозначенные в программных документах долгосрочные ключевые индикаторы пересматриваются исходя из фактической возможности бюджета, а многочисленные уточнения и корректировки еще больше отдаляют процесс формирования бюджета от полноценной реализации программных документов.

Следовательно, соблюдение таких основополагающих принципов бюджетной системы, как «преемственность», «результативность» и «эффективность» не обеспечивается, что постоянно отмечается депутатами при обсуждении.

К сожалению, проблема диспропорции в государственном и бюджетном планировании не решается предложенными Правительством поправками в Бюджетный кодекс, которые носят фрагментарный характер.

В этой связи, нами были выработаны следующие предложения, которые бы способствовали принятию более результативных и качественных бюджетных решений, основанных на долгосрочном финансовом планировании.

Первое. С целью обеспечения взаимосвязи бюджетного планирования со стратегическими документами, предлагается внедрить инструменты разработки и использования бюджетных прогнозов на 10-летний период, включающие в том числе количественные критерии устойчивости бюджетной системы, приемлемости налоговой и долговой нагрузки, оценки рисков для бюджетной системы.

Документ должен содержать оценку объемов социальных обязательств государства и бюджета развития на долгосрочную перспективу, с учетом влияющих на них внешних и внутренних факторов.

Второе. Исключить озвученный выше дисбаланс в планировании, а именно препятствие качественной проработке бюджетных заявок на предмет соответствия заявленных бюджетных средств целям их стратегических планов и показателям бюджетных программ, что в дальнейшем приводит к корректировке программных документов под фактический объем выделяемых средств.

Полноценный ответ на вопрос, как это влияет на достижение стратегических целевых индикаторов, прямых и конечных результатов программ отсутствует.

В связи с чем, считаем необходимым:

- чётко разграничить стратегическое и бюджетное планирование;

- пересмотреть этапность формирования бюджета. Проекты стратегических планов с соответствующими задачами и индикаторами (конечными показателями) должны рассматриваться до формирования лимитов и вынесения на РБК заявок по проектам бюджетных программ.

- внедрить инструменты, позволяющие оценить эффект и взаимосвязь запланированных к реализации показателей с заявляемой потребностью в средствах.

В процессе формирования расчетов должно отражаться влияние заявленного финансирования на достижение показателей результатов соответствующей бюджетной программы. В дальнейшем соответствующая методология может быть использована при оценке эффективности реализации бюджетных программ и стратегических планов.

Считаем, что указанные меры позволят повысить результативность принимаемых бюджетных решений и обеспечить эффективность бюджетного процесса, ориентированного на результат.

Принимая во внимание, что предлагаемые изменения касаются всей системы формирования бюджета и носят комплексный характер, считаем необходимым провести соответствующую работу с ответственными государственными органами в целях дальнейшего совершенствования действующего бюджетного законодательства Республики Казахстан.

В соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» просим Вас дать ответ в установленном порядке.

Д. Назарбаева

С. Джаксыбеков

Д. Калетаев

Т. Мусабаев

Т. Мукашев

Н. Нурсипатов

Ответ Премьер-министра Республики Казахстан

на № 105-13-281 д/з от 20.11.2017г

Депутатам

Сената Парламента

Республики Казахстан

Д. Назарбаевой, С. Джаксыбекову

Д. Калетаеву, Т. Мусабаеву

Т. Мукашеву, Н. Нурсипатову

.

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев Ваш запрос о необходимости дальнейшего совершенствования системы формирования бюджета, сообщаем следующее.

Поднимаемые Вами вопросы по повышению результативности и эффективности бюджетного процесса являются актуальными.

Вместе с тем, некоторые предложения депутатов Сената Парламента частично учтены в поправках в Бюджетный кодекс, принятых Парламентом в ноябре текущего года.

Так, с 2018 года в рамках Прогноза социально-экономического развития страны, будет проводиться оценка устойчивости государственных финансов на среднесрочной основе, пояснительная записка к проекту трехлетнего республиканского бюджета будет представляться Парламенту в более расширенном формате, а в бюджетных заявках будет отражаться влияние заявленного финансирования на достижение показателей результатов.

Кроме того, в рамках реализации Страновой программы по сотрудничеству с Организацией экономического сотрудничества и развития в 2018 году будет проведен Обзор бюджетной системы Казахстана для имплементации лучшей международной практики в бюджетном регулировании.

Для дальнейшего повышения эффективности бюджетного процесса необходимо детально проанализировать и синхронизировать все его этапы и сроки, начиная от формирования Прогноза социально-экономического развития страны до внесения проекта республиканского бюджета в Парламент. При этом, необходимо будет усилить роль стратегических планов в бюджетном процессе.

В связи с этим при Министерстве национальной экономики будет создана рабочая группа по совершенствованию бюджетного законодательства с участием заинтересованных государственных органов, депутатов Парламента.

Дальнейшая работа с учетом предложений депутатов будет продолжена в рамках указанной рабочей группы.

Премьер-Министр

Республики Казахстан

Б. Сагинтаев

Ваш отзыв и предложение по сайту