Медиа-центр

Новости

Депутатский запрос Кима Г.В.

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Поводом данного депутатского запроса являются проблемы безопасности дорожного движения и участившиеся случаи дорожно-транспортных происшествии по стране.

Большинство дорожно-транспортных происшествий происходит не в результате неисправности автомобиля или несовершенства дорожной инфраструктуры, а по вине участников дорожного движения – водителей и пешеходов. Причины неправильного поведения – незнание и несоблюдение правил дорожного движения, низкий уровень культуры его участников, несовершенство обучения водителей в автошколах и др.

Согласно официальной статистике, ситуация с автотранспортной аварийностью в стране выглядит не самым лучшим образом.

Так, за последние 6 лет совершено 106 тыс. 788 ДТП, в которых погибло 16 тыс. 284 человека, причем порядка 10 % из них составляют дети.

В среднем ежегодно в стране в дорожных авариях погибает около 3 тыс. казахстанцев, за 10 лет их число составило свыше 34 тыс. человек. Указанное количество сравнимо с населением городов, Шахтинск, Атбасар и Аральск.

За последние 5 лет погибло 367 пешеходов, при этом ежегодно погибают в среднем по 25 детей в возрасте от 14-17 лет, которые являлись пассажирами транспортных средств.

Несмотря на то, что водительское удостоверение выдается по достижении совершеннолетнего возраста, в Республике с 2011-2016 г. погибло 25 детей при управлении автотранспортными средствами в возрасте до 18 лет.

В населенных пунктах, погибает ежегодно около 1 тыс. казахстанцев, на магистралях 745 человек, а на дорогах областного и районного значения происходит не менее 300 дорожных аварий, 90 % ДТП по вине водителей.

Раздражителями общественного спокойствия выступают известные случаи резонансных автопроисшествий, некорректного поведения на дорогах как водителей так и сотрудников полиции. Ежедневно новостные блоки, социальные сети заполнены обсуждениями всякого рода крупных ДТП и поведения сотрудников полиции, так и автомобилистов.

Правила должны соблюдаться всегда, в один год водителей штрафуют за отсутствие знака «Ш» шипы, во второй год уполномоченные лица заявляют что не будут, аналогичная ситуация была с детскими автокреслами, то есть в части исполнения отсутствует логическая цепочка и все это носит эпизодический характер с отсутствием строгой регламентации.

В Казахстане риск попасть в ДТП в девять раз выше, чем на дорогах Германии.

Основными виновниками ДТП в Казахстане являются водители со стажем вождения до 5 лет. По их вине происходит порядка 1/3 всех ДТП. Среднее количество аварий с увеличением водительского стажа уменьшается. Нет целенаправленного и координированного подхода к вопросам обучения, выдачи водительских удостоверений.

Большинство причин ДТП связанопереходом пешеходами проезжей части в неустановленном месте, за 4 года совершено 5 тыс. 256 ДТП, 34 тыс. 13 ДТП зарегистрировано в результате наезда на пешеходов.

Сегодня в Астане имеется более 10 полос для общественного транспорта, что позволило увеличить его скорость на 12-15 %. Планируется выделить специальные полосы еще на 13 участках, что может привести к увеличения «пробок» на дорогах, а также неудобство при повороте направо, парковке, высадке пассажиров и т.д.Возможным решением вышеназванной проблемы стал бы запрет движения по спецполосам для других видов автотранспорта только в определенное время суток, к примеру в "час пик".

Таким образом, текущая ситуация на дорогах страны свидетельствует о том, что принимаемые уполномоченными органами меры по обеспечению дорожной безопасности недостаточны. Нововведения, которые вводятся, ничего кардинально не меняют. Поэтому, решение имеющихся проблем возможно лишь путем применения комплексного и системного подхода к их разрешению, а также эффективной координации деятельности заинтересованных сторон на государственном уровне.

На основании изложенного, просим разработать и реализовать организационные, правовые меры обеспечивающие безопасность дорожного движения в стране.

В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» прошу о результатах рассмотрения депутатского запроса дать письменный ответ.

С уважением,

Депутаты

Г. Ким

Р. Абдикеров

С. Айтпаева

Д. Куставлетов

М. Тагимов

Р. Тусупбеков

Ответ Премьер-Министра Республики Казахстан

на № 15-13-273 д/з от 17.11.2017 года

Депутатам Сената

Парламента Республики

Казахстан

Уважаемые депутаты!

На Ваш депутатский запрос, оглашенный на пленарном заседании Сената Парламента 16 ноября 2017 года, относительно мер в сфере обеспечения безопасности дорожного движения сообщаю следующее.

По данным Всемирной организации здравоохранения наибольший уровень смертности в Казахстане в дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП) был зарегистрирован в 2007 году (4 365 человек). В этот период отмечен один из самых высоких показателей в сравнении с Европейскими странами погибших в ДТП на 100 тысяч населения (в РК 28 человек, в Германии – 6, Франции – 7, Латвии – 17,5, России - 23).

В настоящее время в сравнении с 2007 годом смертность в дорожных авариях в республике сократилась почти вдвое – до 2 390 человек в 2016 году. В текущем году такая тенденция сохраняется: количество погибших в ДТП снизилось на 14,1% (с 1 958 за 10 мес.2016г. до 1 682 за 10 мес. 2017г.), число ДТП сократилось на 4,5% (с 14 728 до 14 061) и раненых – на 4,2% (с 19 112 до 18 300).

Во многом стабилизации ситуации с аварийностью на фоне продолжающегося роста автопарка (за последние 5 лет рост на 22% до 4,5 млн. ед.)способствовал принимаемый государством комплекс организационных и правовых мер.

С учетом передового зарубежного опыта в 2014 году был принят новый Закон «О дорожном движении», внесены изменения в административный и уголовный кодексы в части усиления ответственности за нарушения, влекущие тяжкие последствия для участников дорожного движения.

В этом году пресечено 1,8 млн. нарушений Правил дорожного движения (далее – ПДД), в том числе 27,8 тыс. фактов управления в состоянии опьянения, судами лишены права управления 24,3 тыс., подвергнуты административному аресту 2,9 тыс. водителей.

Наряду с этим, в целях изменения общественного сознания и воспитания самодисциплины водителей принимаются меры по привлечению граждан к выявлению нарушений на дорогах (фото, видео материалы фактов совершения правонарушений размещаются на интернет-ресурсах и направляются в полицию для принятия мер). С 2016 года по сообщениям гражданских активистов привлечено к административной ответственности более 6 тыс. нарушителей ПДД.

Принимаются системные меры по повышению качества подготовки водителей. Прием экзаменов в СпецЦОНах организован посредствам компьютерного тестирования и на автоматизированных автодромах под видеонаблюдением, с исключением влияния экзаменаторов на результаты.

При этом для исключения возможности выдачи водительских удостоверений лицам с медицинскими противопоказаниями создана информационная система «Электронный регистр диспансерных больных».

В целях профилактики детского травматизма во всех общеобразовательных учреждениях с первого по восьмой классы внедрены обязательные занятия по изучению ПДД в рамках классных часов и факультативов, регулярно проводятся слеты юных инспекторов движения.

Названые меры способствовали снижению аварийности за последние три года по вине водителей со стажем управления до 1 года на 34,3% (с 934 в 2014г. до 614 в 2016г.) и от 1 до 3 лет – на 25,9% (с 1 543 в 2014г. до 1 144 в 2016г.).

В текущем году в сравнении с 10 месяцами 2016 года число погибших детей в ДТП сократилось на 7% (с 181 до 168), травмированных – на 1% (с 3 499 до 3 461).

Вместе с тем, как показывает международный опыт человеческие ошибки на дорогах неизбежны (в Германии, Франции и Италии с высоким уровнем транспортной дисциплины ежегодно на дорогах погибает порядка 3 тыс. человек). Применение исключительно полицейских санкций в отношении водителей и пешеходов не дает долговременного эффекта. Поэтому существует объективная необходимость изменения традиционного взгляда на безопасность дорожного движения, основанного возложением ответственности за аварии лишь на «человеческий фактор». Требует повышенного внимания развитие дорожной инфраструктуры и приведение ее в соответствие темпам роста автомобилизации.

В этой связи Государственной программой «Нурлы жол» запланированы и ведутся масштабные работы по строительству и реконструкции автодорог.

Справочно. Завершена реконструкция международного транзитного коридора «Западная Европа - Западный Китай», автомобильных дорог «Астана - Костанай - Челябинск», «Актобе - Уральск – граница РФ», «Астана - Петропавловск», «Астана - Темиртау», «Павлодар - Омск», «Атырау - Бейнеу», «Алматы - Капшагай» по параметрам I и II технической категории.

В целом протяженность этих дорог, соответствующих международным стандартам, составила 7,3 тыс. км., что позволило значительно повысить уровень дорожной безопасности.

К примеру, с введением в эксплуатацию участка дороги «Астана-Щучинск», исходя из анализа аварийности за 2008 и2016 годы, число ДТП снизилось на 60% (с 88 до 35), погибших в них граждан на 68% (с 50 до 16) и раненых – на 27% (с 98 до 71).

До 2020 года планируется строительство и реконструкция 20 автодорог («Центр - Восток», «Бейнеу - Актау», «Капшагай - Талдыкорган» и др.) общей протяженностью 4,4 тыс. км.

Завершены работы по строительству объездных дорог 18 крупных населенных пунктов (обход г.Тараз, г.Актобе, г.Кызылорда, г.Шымкент и др.).

В текущем году в целях профилактики ДТП с участием пешеходов ведутся работы по устройству 11 надземных пешеходных переходов на дорогах республиканского значения в 3 областях (Алматинской - 3 ед., Кызылординской - 2 ед., Южно-Казахстанской - 6 ед.). В целом, планируется устройство более 70 таких переходов.

Развивается служба оказания экстренной помощи пострадавшим в ДТП. На основных направлениях автодорог республиканского значения функционируют 40 пунктов, которыми в текущем годуоказана экстренная медицинская помощь свыше 4,5 тыс. пострадавшим и госпитализировано более 1 тыс. человек.

Наряду с этим, комплекс мер по обеспечению безопасности дорожного движения в городах и населенных пунктах реализуется в рамках принятого Правительством в апреле т.г. Комплексного плана профилактики правонарушений в Республике Казахстан на 2017-2019 годы, а также программ развития регионов.

Во всех областных центрах и крупных городах внедряются автоматизированные системы контроля за дорожным движением (1906 ед.).В текущем году с их помощью уже выявлено почти 890 тыс. нарушений ПДД.

Положительный эффект дают регулярно проводимые республиканские и региональные профилактические мероприятия («Автобус», «Безопасная дорога», «Внимание дети» и т.п.).

В целом необходимо отметить, что сфера дорожного движения постоянно меняется и развивается с учетом социальных процессов и технического прогресса. Соответственно государство реагирует на эти процессы, совершенствуя подходы и методы к обеспечению безопасности дорожного движения.

Так, положение касательно эксплуатации транспортных средств в зимний период с опознавательным знаком «Шипы» действовало с 1998 года и в рамках гуманизации административного законодательства в текущем году переведено в разряд не обязательных.

В 2014 году были законодательно закреплены положения о создании специально выделенных полос для общественного транспорта и обязательном использовании специальных детских удерживающих устройств (кресла, люльки и иные) при перевозке детей-пассажиров.

Внедрение специальных полос обусловлено необходимостью снижения транспортной нагрузки и улучшения экологической ситуации в городах с одновременным стимулированием использования населением общественного транспорта. В связи с этим, допуск другого автотранспорта на эти полосы не согласуется с названными целями.

Введение же требования по обязательному использованию в автомобилях детских удерживающих устройств направлено на снижение уровня тяжких последствий ДТП с участием детей. В текущем году количество погибших детей-пассажиров снизилось на 15,5% (10 мес. – с 97 до 82) и раненых – на 2% (с 1 604 до 1 566). Вместе с тем, за нарушения правил перевозки детей к административной ответственности было привлечено более 15 тыс. водителей.

Б. Сагинтаев

Ваш отзыв и предложение по сайту