Медиа-центр

Новости

Председатель Сената К.Токаев: «Министерство национальной экономики не справилось в полной мере с задачей, поставленной Главой государства в отношении Налогового кодекса»

Под председательством Касым-Жомарта Токаева состоялось заседание Сената Парламента.

Рассмотрены в двух чтениях и приняты поправки в законодательство по вопросам модернизации процессуальных основправоохранительной деятельности.

Концепцией документа предусматривается реализация задач по укреплению защиты конституционных прав человека, повышению эффективности следствия и состязательности сторон, дальнейшему расширению судебного контроля, упрощению процедур расследования путем ввода института приказного производства, а также исключению дублирования и четкому распределению полномочий между органами уголовного преследования, прокуратурой и судом.

Законом вносятсяизменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс, законы «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О прокуратуре».

В рамках документа предусмотрены нормы, согласно которым: сокращается срок задержания лица без санкции суда до 48 часов, по несовершеннолетним лицам до 24 часов, сохранив использование предусмотренного Конституцией предельного 72-часового срока только в исключительных случаях; вводится институт приказного производства по уголовным проступкам и преступлениям небольшой тяжести; повышается состязательность сторон уголовного процесса путем наделения адвокатов более широкими полномочиями по сбору доказательств; закрепляется обязанность органа досудебного расследования уведомлять лиц о проведенных в отношении них негласных следственных действиях; исключается практика сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого деяния; суду передаются полномочия по санкционированию залога, освидетельствования и получения образцов, а также негласных следственных действий; к лицам, подозреваемым, обвиняемым в совершении преступлений в сфере экономической деятельности, мера пресечения в виде содержания под стражей не будет применяться, кроме таких уголовных правонарушений, как финансовые пирамиды, фальшивомонетничество, экономическая контрабанда, рейдерство и организованные формы преступности; ограничивается перечень преступлений, по которым допускается проведение специальных оперативно-розыскных мероприятий.

Для оптимизации уголовного производства и экономии бюджетных средств предусмотрена возможность ведения уголовного процесса в электронном формате.

Ратифицировано Письмо-соглашение между Казахстаном и Международным Банком Реконструкции и Развития относительно поправок к Соглашению о займе (Проект развития автомобильных дорог Юг-Запад: Международный транзитный коридор Западная Европа – Западный Китай).

Документом предусматривается включение в Соглашение о займе дополнительных участков дороги «Курты-Бурылбайтал» и «Узынагаш-Отар» и перераспределение средств займа.

Реализация проекта будет осуществляться за счет сэкономленных средств займа МБРР в сумме 271,3 млн долларов и софинансирования из республиканского бюджета на 47,9 млн долларов.

Ратификация Письма-соглашения направлена на эффективное управление затратами по реконструкции автомобильных дорог, предусмотренныхГосударственной программой инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015 – 2019 годы.

Сенаторы ратифицировали Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата.

В рамках рассматриваемого документа предусмотрено сотрудничество сторон по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с хищением автотранспортных средств, розыску и обеспечению их возврата. При обнаружении похищенного автотранспортного средства на территории одной из сторон проводятся меры по возврату автотранспортного средства согласно процедурам, установленным Соглашением.

Всесторонне рассмотрен проект Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса).

Проект Кодекса разработан с целью приведения налоговой и бюджетной политики в соответствие с новыми экономическими реалиями, что является одной из ключевых задач Послания Президента Н.А. Назарбаева «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».

Законопроект предусматривает нововведения, направленные на упрощение налогового законодательства в отношении физических и юридических лиц, стимулирование деловой активности, совершенствование механизма налогового администрирования.

В целях защиты интересов добросовестного налогоплательщика вводятся нормы, касающиеся толкования в пользу налогоплательщика спорных вопросов, возникших по причине неясностей и неточностей в нормативно-правовых актах, либо последующих изменений в позиции налогового органа, согласно разъяснению которого ранее действовал налогоплательщик. Для своевременной подготовки бизнеса к изменениям налогового режима предлагается принимать поправки в законы не позднее 1 июля и вносить их консолидировано одним законопроектом.

Новеллы направлены также на сохранение действующих специальных налоговых режимов для малого и среднего бизнеса, введение для МСБ альтернативного режима фиксированного вычета, снижение ставок налоговой нагрузки в связи с введением взносов по обязательному медицинскому страхованию и обязательным пенсионных взносам работодателей.

В сфере недропользования будут простимулированы инвестиции в геологоразведку путем разрешения альтернативного налога на недропользование, введения механизма арендных платежей, а также учета расходов на неуспешную разведку в другом добычном контракте в рамках одного юридического лица.

Касательно налогообложения специальных экономических зон документом предлагается расширение условий применения льгот.

Сенатор Аскар Бейсенбаев указал на ряд недостатков в проекте Налогового Кодекса. «К сожалению, мы не можем пока сказать, что проект Налогового Кодекса стал простым и понятным для рядового налогоплательщика. Налоговый кодекс – это свод законов, а не инструкций и подзаконных актов и должен поэтому трактоваться однозначно. Однако в проекте сохраняется большое количество внешних и внутренних отсылочных норм на подзаконные акты - свыше 100 постановлений Правительства, и порядка 300 иных актов», - отметил сенатор. Он подчеркнул, что сложность восприятия текста Кодекса демонстрирует количество его статей. Сенатор привел следующие факты: в России Налоговый кодекс состоит из 432 статей, Беларуси – 330, Грузии – 310, а наш – из 773 статей. А.Бейсенбаев также акцентировал внимание на упущении вопроса по самозанятым: «Необходимо в рамках Налогового кодекса разработать упрощенную фиксированную патентную систему, которая позволит работать самозанятым легально без регистрации в качестве ИП и без сдачи каких-либо отчетов». Обеспокоенность сенаторов вызывает и то, что в преддверии всеобщего декларирования в рамках проекта Налогового кодекса предлагается с 2020 года отменить действующие специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса и аграрного сектора и перевести их на полноценный учет доходов и расходов. «При таком подходе в связи с резким ростом налоговой нагрузки малый бизнес может уйти в «тень». Хотел бы напомнить, что усиление фискальной функции налогов всегда приводит к ослаблению экономической функции налогов, призванной способствовать экономическому росту», - отметил А.Бейсенбаев.

Подытожив выступления сенаторов по данному вопросу, Председатель верхней палаты Парламента Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что министерство национальной экономики не справилось в полной мере с задачей, поставленной Главой государства в отношении Налогового кодекса.

Рассмотрев документ в двух чтениях, сенаторы направили проект Налогового кодекса со своими поправками в Мажилис.

Предложенные поправки касаются: освобождения от НДС фармацевтических услуг и услуг по учету и реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения; предоставления освобождения по НДС для производителей сельскохозяйственной техники, зарегистрированных в качестве владельцев свободного склада как до 1 января 2012 года, так и после 1 января 2012 года; исключения временных разрывов между датой совершения оборота по реализации электрической, тепловой энергии, системных услуг и датой отнесения в суммы НДС зачет по таким услугам; определения налоговой базы для исчисления налога на имущество физических лиц в случае передачи такими физическими лицами прав собственности на объекты налогообложения; определения ставок платы за пользование лицензией на занятие отдельными видами деятельности по хранению и оптовой (розничной) реализации алкогольной продукции; расширения перечня регистрационных номерных знаков (на автомобили) повышенного спроса, в том числе одинакового буквенного обозначения, облагаемых государственной пошлиной по повышенным ставкам; повышения в 2 раза налога на игорный бизнес, за исключением ставок по электронной кассе для букмекерских контор, которые будут увеличены в 1,5 раза; стимулирования и развития масштабов переработки отходов на территории Республики Казахстан, а также избежания признания в качестве дохода недропользователя стоимости безвозмездно полученных государственных техногенных минеральных образований; определения предела освобождения от обложения ИПН дохода физического лица по расходам на медицинские услуги при применении налогового вычета и корректировки дохода; своевременного представления сведений составляющих налоговую тайну уполномоченному центральному государственному органу по государственному планированию для своевременного определения финансовых потребностей государства и соблюдения баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков.

Рассмотрен законопроект «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)».

Документом определен порядок введения в действие Налогового кодекса. Согласно законопроекта начало вступления Налогового кодекса в силу отнесено к 1 января 2018 года, при этом ряд статей документа, касающихся индивидуального подоходного налога, выписки счетов-фактур и ставок акцизов, налогообложения дивидендов и прироста стоимости, специальных экономических зон, начнут действовать с 2019, 2020 и 2022 годов.

В ходе обсуждения и подготовки его ко второму чтению возникла необходимость внесения изменений и дополнений в законопроект. Предлагается дополнение в части приостановления до 2019 года нормы по обязательности указания в счете-фактуре в отношении товарного кода (ТН ВЭД) в целях подготовки налогоплательщиков на поэтапный переход выписки счет-фактуры в электронной форме.

С 2019 года предлагается исключить нормы, предусматривающие освобождение от НДС оборотов по реализации услуг по организации азартных игр и заключению пари, а также не подлежащих регистрации в качестве плательщика НДС лиц, которые по деятельности облагаются налогом на игорный бизнес.

Также внесены изменения в части определения налоговых агентов, применяющих специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета, в качестве субъектов, представляющих декларацию по индивидуальному подоходному и социальному налогам.

Кроме того, внесен ряд поправок относительно приостановления и введения действия статьей проекта Налогового кодекса.

Рассмотрен в двух чтениях и всесторонне обсужден проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения».

В связи с необходимостью реализации норм нового Налогового кодекса поправки вносятся в Гражданский (Общая часть), Предпринимательский, Бюджетный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях и ряд законов. Обновленные законодательные нормы касаются вопросов регистрации индивидуальных предпринимателей, государственного регулирования отдельных цен и тарифов субъектов предпринимательства, установления инвестиционных преференций и субсидий, налогового стимулирования участников специальных экономических зон, снижения нагрузки на фонд оплаты труда, а также совершенствования налогового администрирования, направленного на укрепление налоговой дисциплины.

В ходе обсуждения сенаторами предложено исключить из статьи 251 Гражданского кодекса дополненный пункт 3, предусматривающий очередность удовлетворения требований за счет имущества должника, на котором имеются ограничения, наложенные органами государственных доходов, и аресты судебных исполнителей.

Был внесен ряд предложений, влекущих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов.

В рамках Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» предлагается распространить специальный налоговый режим на деятельность сельскохозяйственных кооперативов по заготовке, хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции, продукции рыбоводства, произведенной членами такого кооператива, а также продукции, полученной в результате переработки.

В Предпринимательском кодексе предлагается предусмотреть дополнительные критерии предоставления инвестиционных преференций для инвестиционного приоритетного проекта. А именно, лизинговое финансирование и кредитование для реализации инвестиционного приоритетного проекта не будут являться препятствием для предоставления инвестиционных преференций.

В Законе «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» предлагается установить требование, что производство этилового спирта (кроме коньячного спирта) допускается при использовании не менее двадцати процентов от производственной мощности, указанной в паспорте производства. Действующая редакция данной нормы предусматривала требование об использовании не менее сорока процентов от производственной мощности.

Документ с поправками сенаторов направлен в Мажилис.

Депутаты заслушали ответ заместителя Премьер-министра –министра сельского хозяйства А.Мырзахметова на депутатский запрос членов Комитета по аграрным вопросам, природопользованию и развитию сельских территорий относительно эффективности использования выделяемых государственных средств на решение проблем агропромышленного комплекса.

В ходе заседания заслушаны депутатские запросы сенаторов:Нуржана Нурсипатова - о финансировании Национальной гвардии РК и Пограничной службы КНБ РК; Мурата Бактиярулы - в связи с обращением жителей Жангельдинского района Костанайской области, которые выступают против выделения земельного участка, расположенного в Торгайском регионе, для приема отделяемых частей ракет-носителей.

Ваш отзыв и предложение по сайту