АБДЕН
Қарақат
Жақсылыққызы

Қазақстан Республикасы Парламенті Мәжілісінің Қаржы және бюджет комитетінің мүшесі

Депутатқа хат
Ұлытау облысының одан әрі әлеуметтік-экономикалық дамуына қатысты депутаттық сауал.

Оглашен 24.01.2024 г.                                                                                                                                                                                                                                                            Премьер-Министру

                                                                                                                                         Республики Казахстан

                                                                                                                            Смаилову А.А.








ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Алихан Асханович!




Все мы помним c каким ликованием в мае 2022 года был воспринят Указ Президента страны о создании трёх новых областей Казахстана.

Глава государства дал чёткие поручения Правительству и руководству регионов касательно дальнейшего социально-экономического развития области Улытау.

К большому сожалению, мои встречи с населением в области Улытау, в составе группы депутатов Мажилиса Парламента РК показали, что первоначальная эйфория и радость населения сменяется недовольством, долгое ожидание результатов – к недоверию и раздражению. И это абсолютно понятно! Ведь жители региона радовались, что наконец незаслуженно всеми забытый, заброшенный регион зацветёт и вновь станет развиваться.

Самое главное ожидание было связано с окончанием строительства дорог, строительством новых современных объектов социальной инфраструктуры (больниц, школ, театра и вузов), конечно же нового жилья и проведением газификации.

К сожалению, за полтора года должного сдвига в социально-экономическом развитии региона не происходит. Ситуацию со строительством дороги Жезказган - Кызылорда иначе как «бег на месте» не назвать. Улытау, который географически находится в центре Казахстана продолжает оставаться тупиковым регионом, поскольку работы по строительству дороги за это время почти не продвинулись. Затянувшиеся мероприятия с разработкой ПСД, соответственно упущение сроков прохождения бюджетных процедур стали тому причиной.

Есть и другие проблемы, выходящие из компетенции области. По причине удорожания проектов и недостаточности выделенных бюджетных средств задерживается реализация ряда проектов.

Дело в том, что проектно-сметная документация большинства реализуемых инвестиционных проектов была разработана еще в 2019-2020 годах. В настоящее время фактическая стоимость всех видов строительных материалов увеличилась в среднем в 2-3 раза, что привело к удорожанию проектов. По этой причине затягивается дальнейшая реализация строительных работ,реконструкция внутригородских водопроводных сетей, реконструкция хозяйственно-питьевых очистных сооружений, реконструкция и модернизация тепловых сетей.

Систематическое запаздывание со сроками подачи бюджетных заявок и соответственно ограниченность средств в местном бюджете на реализацию новых инициатив также оттягивает сроки начала работ по важным проектам.

В настоящее время имеется ПСД на 21 (двадцать один) новых объектов, но, к сожалению большая часть ПСД вышла с экспертизы после завершения процесса формирования республиканского бюджета! А это значит снова ожидание нового бюджетного периода! Казалось бы, для финансово сведущих людей понятная причина, но поймёт ли это население?

Кроме того, в структуре областного аппарата области не хватает штатных единиц, хотя количество реализуемых функций и поступающих поручений равнозначна объему поручений, поступающих в другие регионы. В ряде областных управлениях отсутствуют должности заместителя руководителя.

В 2022 году в г. Жезказган по организациям первичной медико – санитарной помощи (ПМСП) применялся коэффициент плотности – 1,4. В связи с созданием области коэффициент сократили на 40% до 1,0,  что привело к недостаточному финансированию медицинских организаций. Данное финансирование покрывает только фонд заработной платы и налоги. Снижение коэффициента препятствует развитию организаций, закупу оборудования, обучению врачей и среднего медицинского персонала, что приводит к снижению доступности качественной медицинской помощи населению.

Множество проектов в регионе реализуется при участии международных компаний. В рамках меморандума ТОО «Корпорация Казахмыс» разработана проектно-сметная документация с госэкспертизой по обустройству и развитию инженерно-коммуникационной инфраструктуры к жилым домам (водопровод, канализация и тепловые сети). Но нужно довести проект до конца!

В регионе нет ветеринарной лаборатории. Пробы на наличие заболеваний животных отправляются за 500 км в Караганду, или еще дальше, в Астану.

Уважаемый Алихан Асханович, можно долго выяснять правых и виноватых. Есть конкретные факты, где руководство области могло быть порасторопнее и не допускать срыва сроков по бюджетным процедурам. Но в стремлении не нарушить закон сложно обвинять государственных служащих. Надо признать, что есть недоработки и в действующем бюджетном законодательстве в части проведения государственных закупок. Депутаты работают над этим. Но недопустимо обмануть надежды людей! Простым людям сложно понять процедурные проволочки. Для них есть обещание Президента страны – поднять регион, улучшить благосостояние граждан. И здесь мы все должны помогать.


Уважаемый Алихан Асханович!


Во исполнение поручения Главы государства просим Вас взять перечисленные вопросы на личный контроль и поручить соответствующим государственным органам принять следующие меры:

1. Министерству транспорта РК, АО «НК «КазАвтоЖол» необходимо по автодороге Кызылорда-Жезказган: В кратчайшие сроки получить одобрение Азиатского банка развития по итогам конкурса и провести корректировку ПСД, а также подписать с АБР соглашение о займе и контракты с подрядчиками с выдачей авансов для скорейшего начала работ.

По автодороге Караганда-Жезказган:

- также ускорить разработку ТЭО с дальнейшим подписанием соглашения с МБРР;

- подписать постановление Правительства РК о гарантировании займа;

- выделить средства из резерва Правительства РК на завершение начатых проектов в сумме 36,2 млрд тенге.

2. Министерству здравоохранения РК пересмотреть коэффициент плотности для города Жезказган и применить коэффициент плотности в размере 1,3986.

3. Министерству финансов РК необходимо поддержать бюджетную заявку области для финансирования из республиканского бюджета на 24 млрд тенге на завершение начатых и реализацию новых проектов.

4. Выделить средства из резерва Правительства в 2024 году в размере

 3 млрд тенге на начало строительных работ по инженерно-коммуникационной инфраструктуры.

5. Обеспечить увеличение штатной численности области Улытау на 98 (девяносто восемь) единиц.

6. Министерству сельского хозяйстваРК провести соответствующие мероприятия по открытию ветеринарной лаборатории.

Завершение указанных проектов позволит снизить социальную напряженность, связанную с обеспечением населения качественной питьевой водой и теплом, а также повысит транспортно-логистический и туристский потенциал региона.

7. Аппарату Правительства провести текущий анализ реализации Комплексного плана социально-экономического развития области Ұлытау на 2022-2026 годы.

Ответ просим предоставить в соответствии с требованиями Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».




С уважением,

Депутаты Мажилиса Парламента                                          Абден К.Ж.

                                                                                                     Егизбаев С.Р.

                                                                                                     Дайрабаев Ж.М.

                                                                                                     Баккожаев А.А.

                                                                                                     Арсютин Н.Г.

                                                                                                     Саурыков Е.Б.

                                                                                                     Зейнуллин А.Т.

                                                                                                     Сериков Т.Г.

                                                                                                     Алтай А.Д.

                                                                                                     Сатыбалдин Е.Ж.