Сайт бояуы
Әріп арасындағы қашықтық
Суреттер
03.02.2020

В Мажилисе презентован проект нового Экологического кодекса


Нур-Султан, 3 февраля, Дом Мажилиса. Сегодня в Мажилисе Министерство экологии, геологии и природных ресурсов презентовало депутатам проект нового Экологического кодекса и сопутствующий законопроект с поправками по вопросам экологии.

Открывая заседание, Председатель Комитета Мажилиса по вопросам экологии и природопользованию Глеб Щегельский отметил, что основанием для разработки нового Экологического кодекса послужили поручения Елбасы Нурсултана Назарбаева об актуализации экологического законодательства и приоритетности экологически устойчивого развития и задачи по формированию единой экологической политики, обозначенные Главой государства Касым-Жомартом Токаевым.

По словам Г.Щегельского, необходимость реформирования системы экологического регулирования вытекает из стратегической задачи по вхождению страны в число 30 развитых государств мира, реализация которой предусматривает обеспечение каждому человеку безопасной среды проживания и доступа к чистой воде, воздуху. При этом базовыми ориентирами в экологически устойчивом развитии Казахстана станут принципы и нормативы стран ОЭСР.

Докладывая о проекте Экологического кодекса, министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев отметил, что новый Экокодекс в сравнении с действующим направлен на принятие превентивных мер для недопущения негативного воздействия на окружающую среду.

При этом, по словам министра, реальной возможностью улучшить экологическую ситуацию в стране является внедрение наилучших доступных технологий (НДТ). Для этого промышленные предприятия проходят технологический аудит, в рамках которого будут определены технологии, использование которых позволит снизить объемы выбросов, - пояснил он.

Для действующих крупнейших загрязнителей переход на НДТ предлагается сделать поэтапным. На первом этапе планируется перевод 50 крупнейших предприятий из нефтегазовой, горно-металлургической, химической и электроэнергетической отраслей, на которые приходится 80% выбросов страны.

Будут разработаны отраслевые справочники НДТ на основе комплексного технологического аудита в период до конца 2023 года. С 2024 по 2025 годы на основе справочников НДТ планируется выдача комплексных экологических разрешений. Предприятия будут внедрять НДТ в соответствии с программой экологической эффективности в течение 10 лет. При этом предприятия, внедрившие НДТ, будут освобождены от платы за эмиссии. В случае, если они не переходят на НДТ, их ставки платы за эмиссии будут расти. Соответственно это не столько запретительный, сколько мотивационный механизм.

Другой крупной экологической проблемой, по словам министра М.Мирзагалиева, является низкая переработка твердых бытовых отходов и отсутствие должной инфраструктуры по их раздельному сбору и сортировке. В связи с чем в проекте Кодекса предлагается внедрить механизм «Waste to Energy», предусматривающий сжигание отходов с последующим получением электроэнергии и передачей в сеть по аналогии с ВИЭ. Благодаря внедрению этого механизма, считает министр, будет решена проблема с мусоропереработкой и привлечением средств частных инвесторов.

Наряду с ними актуальным остается вопрос по состоянию полигонов твердо-бытовых отходов и росту количества стихийных свалок. По информации министра, в настоящее время отсутствуют полные сведения о предприятиях, занимающихся сбором, транспортировкой, переработкой и утилизацией отходов, имеются факты нарушений при обращении с отходами. Кроме того, в действующем законодательстве не регламентирована деятельность предприятий, занимающихся обращением с отходами. Для этих целей в новом Экологическом кодексе предусмотрено лицензирование деятельности по опасным отходам и уведомительный порядок – по сбору и перевозке отходов. Это позволит вести реестр специализированных предприятий, занимающихся сбором, транспортировкой, переработкой и утилизацией отходов.

В представленном проекте предлагается также отойти от 3-х уровней опасности отходов и перейти к Европейскому каталогу отходов. Преимуществом нового классификатора, по мнению разработчиков, будет являться принципиальное деление отходов на опасные и неопасные.

Еще одним новшеством в проекте Кодекса министр обозначил внедрение принципа «загрязнитель платит», который впервые был сформулирован экспертами ОЭСР в 1972 году. Данный механизм подразумевает меры по предотвращению загрязнения и контролю, а также ответственность за восстановление от ущерба окружающей среде. То есть создаются такие условия, при которых природопользователям будет выгоднее принять все меры по недопущению негативного воздействия на окружающую среду, чем платить экологические штрафы. А в случае возникновения экологического ущерба природопользователь обязан восстановить окружающую среду до первоначального уровня.

В новом Кодексе предлагается также внедрить новые подходы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). По действующему Экологическому кодексу такое требование применяется практически ко всем предприятиям. Проведенный анализ позволил установить, что 80% всех эмиссий в окружающую среду – это воздействие объектов 1-ой категории. Это объекты горнорудной, металлургической, нефтяной и других отраслей промышленности. В связи с чем в новой редакции Кодекса предлагается требование о прохождении ОВОС применять только в отношении предприятий 1-ой категории, на действительно экологически опасных объектах.

Кроме того, в проекте Кодекса предусматривается обязательное финансирование природоохранных мероприятий за счет поступающих экологических платежей в объеме 100%.

Подводя итоги презентации, министр заверил, что принятие нового Экологического кодекса позволит Казахстану исполнить обязательства принятых международных соглашений, а также достичь показателей Концепции по переходу Казахстана к «зеленой экономике».

Обсуждая эти и другие нормы законопроектов, участники заседания высказали ряд предложений, которые будут рассмотрены в рабочей группе, которую возглавил депутат Мажилиса, член Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мансурхан Махамбетов.

В сегодняшней презентации приняли участие парламентарии, представители госорганов, политических партий «Бірлік», «Ауыл» и ОСДП и других неправительственных организаций - Экологического форума общественных организаций Казахстана, НОЦ «Зеленая Академия», Общественного объединения «ЭКОМ».

Заседание прошло с участием и представителей НПП «Атамекен», Ассоциации экологических организаций Казахстана, Международного центра зеленых технологий и инвестиционных проектов, Коалиции за «зеленую экономику» и развитие G-Global,  Казахстанской Ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса «KAZENERGY», Республиканской Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, Евразийской промышленной Ассоциации, «Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана», Казахстанской ассоциации по управлению отходами «KazWaste», Ассоциации переработчиков, утилизаторов мусоровывозящих организации твердых бытовых отходов «AWOK» и других.

 

(Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК – 74-63-05. Фото Ж.Куспанова)

 


Қазақстан Республикасы Парламенті Мәжілісінің ресми сайтына сілтеме жасалған кезде ғана материалдарды кез-келген түрде пайдалануға жол беріледі