ИМАШЕВА
Снежанна
Валерьевна

Председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Как работает приложение Ashyq.

Безопасность персональных данных казахстанцев и улучшение функций приложения Ashyq прокомментировали в Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК. Напомним, 28 апреля депутат мажилиса Снежанна Имашева высказала сомнение в безопасности приложения Ashyq. По ее словам, сегодня приложение собирает номера телефонов и ИИН, однако что будет в дальнейшем с персональными данными казахстанцев – неизвестно. Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК подготовило ответ, который ниже публикуем в полном объеме.

Мобильное приложение Ashyq – это дополнительные меры предосторожности для граждан и гостей нашей страны, которое дает бизнесу возможность продолжать деятельность в период карантинных ограничений, позволяет минимизировать риски распространения COVID-19 и сократить  количество контактных. Мобильное приложение Ashyq разработано представителями IT-сообщества без затрат средств из государственного бюджета.

1.  Приложение не хранит никаких персональных данных, а только «подтягивает» статус пользователя из базы данных ПЦР Министерства здравоохранения РК. Кроме того, приложение Ashyq находится в защищенном контуре на серверах АО «Национальные информационные технологии», которое является оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства». Требования к информационной безопасности максимальные. Также стоит отметить, что согласно Закону РК «Об информатизации», информационная система должна пройти опытную эксплуатацию в течение года, после которой проводятся испытания ИБ и ввод в промышленную эксплуатацию. Сейчас приложение, согласно жизненному циклу информационной системы, проходит опытную эксплуатацию и используется в пилотном режиме.

2. С прошлого года Ashyq работал в пилотном режиме в нескольких городах Казахстана. С учетом пожеланий пользователей и участников проекта были устранены технические недоработки. В целом отзывы участников проекта положительные, за время пилота удалось выявить более 800 COVID-положительных посетителей, тем самым обезопасить других посетителей объектов бизнеса. В начале апреля глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил правительству масштабировать проект на всю страну.

3. Мобильное приложение Ashyq регулярно обновляется с учетом пожеланий пользователей. Сегодня, 28 апреля 2021 года, выпустили обновление, в котором устранили технические недароботки и сбои, повысили произвоительность и добавили функцию проверки статуса нерезидента Республики Казахстан.

4. Для самостоятельной проверки текущего статуса пользователя доступен веб-ресурс ashyq.kz.  Ведется работа по наполнению данной страницы, где будут разделы с описанием мобильного приложения Ashyq, часто задаваемые вопросы, контакты технической поддержки. Перечень участников проекта Ashyq размещается на сайте акиматов и РПП «Атамекен».

5. Для обеспечения доступной информации касательно Ashyq на базе Единого контакт-центра 1414 создана «первая» линия технической поддержки пользователей, для представителей бизнеса НПП «Атамекен» также доступен call-центр 1432. Для удобства участников проекта со стороны бизнеса в мессенджере Telegram запущена служба технической поддержки @support_ashyq_bot.

Кроме того, аналогичные IT-решения широко используются в международной практике. К примеру, в Объединенных Арабских Эмиратах действует мобильное приложение COVID19 - DXB Smart App, в Малайзии – приложение MySejahtera, разработанное правительством для помощи в мониторинге вспышки COVID-19 в стране.

Справочно. На 28 апреля текущего года более 1 500 QR-кодов выдано объектам бизнеса (спа и фитнес-центры, бассейны, компьютерные клубы, кинотеатры, театры), которые работают посредством мобильного приложения Ashyq. Зарегистрировано 432 тысячи пользователей. За время проведения пилота выявлено, что 850 граждан, имея положительный результат ПЦР-тестирования, и 483 контактных пытались посетить места массового скопления граждан. Согласно информации Всемирной организации здравоохранения, один носитель COVID-19 в среднем заражает от 2 до 4 человек, за время пилотного апробирования мобильного приложения Ashyq мы смогли предотвратить заражение  минимум 2 000 граждан.

Ссылка : https://kapital.kz/gosudarstvo/95291/kak-rabotayet-prilozheniye-ashyq.html