ИМАШЕВА
Снежанна
Валерьевна

Председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Депутатский запрос касательно регулирования цены на уголь

В октябре 2017 года депутатами Мажилиса Парламента РК был направлензапрос в Министерство национальной экономики РК с требованием разобратьсяв механизме формирования цен на коммунально-бытовой уголь и ответить навопрос – почему на угольном разрезе товар стоит 3,5 - 5 тысяч тенге за тонну, а,пройдя через «сито» посредников, конечному потребителю реализуется по цене14-22 тысячи тенге за тонну. Министерством были инициированысоответствующие расследования, которые подтвердили, что в схеме поставокугля от недропользователей до коммунально-бытовых потребителейзадействована многоуровневая посредническая структура, а междуугледобывающими компаниями и оптовыми поставщиками угля существуетценовой сговор.

Все эти факторы и являются причинами высоких цен на уголь.По итогам этих расследований за 2017-2018 годы к ответственности за ценовыесговоры привлечены 49 поставщиков угля и одна угледобывающая компания,общая сумма штрафа составила 338 млн. тенге.Наряду с этим, Правительством РК был предпринят ряд мер понедопущению ценового сговора и устранению непродуктивных посредников вцепочке поставок.

Торговля углем переведена на биржи. Формально созданывсе условия для того, чтобы ценообразование происходило рыночным путем.Однако от перемены мест, слагаемых сумма не изменилась, «воз и ныне там».Цена на уголь продолжает формироваться под воздействием посредническихструктур, теперь в том числе и на самой товарной бирже.

Комитет по защите и развитию конкуренции РК, анализируя рынок угля,привел пример торговли на бирже, когда за секунду, с участием только одногоМинистру национальнойэкономикиРеспублики КазахстанДаленову Р.Е.Оглашен 16.10.2019 г.17.10.2019 ЕСЭДО ГО (версия 7.23.0)брокера, 6 компаний скупили без остатка 566 тыс. тонн угля, что вряд ливозможно без предварительной договоренности между ними.

Таким образом, действующие правила биржевой торговли позволяютпредприятиям посредникам, не имеющим зачастую даже материальнотехнической базы (складов хранения, железнодорожных подъездных путей)скупать очень крупные объемы угля и тут же, на самом разрезе, продавать егопо цене в два раза дороже.

В итоге, для конечного потребителя с учетомостальных оптово-розничных продавцов и транспортных расходов, цена попрежнему увеличивается в три-четыре раза.Сегодня Казахстан входит в первую десятку крупнейших угледобывающихстран мира. На долю коммунально-бытовых производителей приходится всего15% от общей добычи.

В стране нет дефицита угля. Цены на уголь нерегулируются государством, есть все предпосылки к тому, что бы он покупалсяи продавался нашим гражданам по справедливой рыночной цене. Но попричине наличия посреднических звеньев, механизмы рыночногоценообразования, мягко говоря, срабатывают плохо.

Уважаемый Руслан Ерболатович, учитывая острую социальнуюзначимость поставок угля населению по справедливой цене, считаемнеобходимым:обеспечить прозрачность и максимальную конкуренцию среди первичныхоптовых покупателей угля;пересмотреть правила биржевой торговли на предмет исключенияантиконкурентных соглашений между участниками биржи;предусмотреть иные механизмы, исключающие влияние посредническихзвеньев на формирование конечных цен для бытовых потребителейкоммунального угля.