ИМАШЕВА
Снежанна
Валерьевна

Председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Депутатский запрос касательно безопасности приложения "Ashyq"

                         

                                       ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС


       Приложение «Ashyq», предлагаемое Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан совместно с Министерством здравоохранения Республики Казахстан, для контроля и анализа данных по эпидемиологической ситуации в стране, сегодня одно из самых обсуждаемых в обществе.

Самая идея внедрения приложения очень здравая. Приложение позволяет помочь вновь открыться бизнесу, работа которого ограничена из-за введения карантинных мер и обеспечить безопасность посетителей, желающих бывать в местах, доступ к которым в настоящее время запрещен (фитнес-центры, кинотеатры).

Разработчики приступили к пилотированию проекта «Ashyq» 26 февраля т.г. в городах Нур-Султан, Алматы, Караганда.  На сегодня ими объявлено об успешных результатах пилотирования и готовности тиражировать использование приложения на всей территории страны. Приложение скачали 293 тысячи пользователей, к нему подключено 693 объекта.

Однако, итоги двух месячного пилота «Ashyq» пользователи оценивают не так радужно, как отрапортовало Министерство, а само приложение не ругал разве что ленивый. Пользователи оставили около трех тысяч критических отзывов, запросов и жалоб на его работу. Большинство из них сводится к следующим моментам, на которые необходимо обратить внимание разработчиков, прежде чем повсеместно внедрять цифровой продукт.

Вызывает беспокойство то, что очередное приложение собирает персональные данные (номер телефона и ИИН) и не известно в каких еще целях они могут быть использованы в дальнейшем. Например, что будет с собранными данными пользователей, после того как отпадет необходимость использовать приложение.

         Есть сомнения в безопасности самого приложения.  По сведениям Цифрового Министерства, оно еще не прошло соответствующую проверку на информационную безопасность.

         Пользователи, уже скачавшие приложение сталкиваются с трудностями при регистрации и входе в приложение. В самом приложении практически нет никакой полезной информации, есть только две ссылки «регистрация входа» и «регистрация выхода». Отсутствует перечень объектов, в которые возможен доступ по приложению. Нет возможности проверить свой статус до посещения заведения. Нет ссылки для связи со службой технической поддержки. Но самое главное, приложение не отражает реальный статус лица. К примеру, пользователи имеющие отрицательные результаты ПЦР тестирования отмечаются синим цветом в приложении, в то время как должны быть помечены зеленым. Это свидетельствует о некорректности баз данных к которым обращается приложение, либо о несвоевременном их обновлении. Такие ошибки сводят на нет смысл пользования приложением. Так же не исключается посещение заведения больным посетителем, статус которого просто не определен правильно, так как лица, никогда не сдававшие ПЦР тест и даже болеющие бессимптомно, все равно будут помечены синим.

Вместе с тем не понятен порядок дальнейшего использования и финансирования поддержки приложения. На сегодня не определен статус владельца цифрового продукта и не определено лицо, в ведении которого будет приложение, на каких условиях будет осуществляться его доработка. И это тоже вызывает недоверие граждан к подобного рода цифровым нововведениям.

Уважаемый Багдат Батырбекович, с учетом изложенного выше и прежде чем предлагать всей стране пользоваться приложением «Ashyq», полагаем, что Вам необходимо: