Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (далее – Министерство) выражает благодарность за проявленный интерес к проекту «Ashyq».
Идея разработки данного приложения была озвучена IT-сообществом Казахстана, где приводились кейсы из международной практики по использованию QR-кодов в борьбе с COVID – 19. В свою очередь разработка мобильного приложения «Ashyq» осуществлена без затрат государственного бюджета.
Мобильное приложение «Ashyq» – это дополнительные меры предосторожности для граждан и гостей нашей страны, которое даёт бизнесу возможность продолжать свою деятельность в период карантинных ограничений, позволяет минимизировать риски распространения COVID-19 и сократить количество контактных.
При этом, Министерством совместно с заинтересованными органами принимаются необходимые меры для успешного повсеместного внедрения приложения.
- В первую очередь, вопрос обеспечения информационной безопасности был решен путем размещения серверов приложения в защищенном контуре Серверного центра государственных органов на базе оператора информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства» (АО «Национальные информационные технологии»), где обеспечиваются максимальные требования к информационной безопасности.
В связи с этим, указываемые пользователем данные (номер телефона и ИИН) хранятся на вышеуказанных серверах и используются только для целей применения пользователями приложения «Ashyq».
Также, необходимо отметить, что данные по результатам ПЦР-тестирования в приложении не хранятся. При использовании приложения пользователем единовременно из базы данных ПЦР Министерства здравоохранения запрашивается только статус пользователя без сбора персональных данных.
- Целью проведения опытной эксплуатации в пилотном режиме является сбор всех замечаний и предложений от участников проекта. По всем жалобам и замечаниям, а также мониторинга возникающих сбоев и технических ошибок мобильного приложения «Ashyq» регулярно проводятся доработки и обновления. Так, 28 апреля 2021 года, выпущено обновление, в котором устранены технические недоработки и причины сбоев, повышена производительность, а также добавлена функция проверки статуса нерезидента Республики Казахстан. Также устранены причины возникновения проблем регистрации и входа в мобильное приложение.
- Также, для самостоятельной проверки текущего статуса пользователя реализован веб-ресурс ashyq.kz. Ведется работа по наполнению данной страницы, где будут разделы с подробным описанием функционала мобильного приложения «Ashyq», часто задаваемые вопросы, контакты технической поддержки. Перечень участников проекта «Ashyq» размещается на сайте акиматов и Региональных палатах предпринимателей «Атамекен».
- Дополнительно, для получения информации касательно «Ashyq», а также для оперативной отработки с органами здравоохранения касательно вопросов неккоректного отображения статусов пользователей на базе Единого контакт-центра 1414 создана «первая» линия технической поддержки пользователей, для представителей бизнеса НПП «Атамекен» доступен call-центр 1432. Кроме того, для удобства участников проекта со стороны бизнеса в мессенджере Telegram запущена служба технической поддержки @support_ashyq_bot.
- Что касается вопроса владения и финансирования данного продукта, принимая во внимание социальную значимость проекта, Министерством совместно с заинтересованными органами и разработчиками прорабатывается вопрос передачи системы на баланс Министерства с целью придания приложению статуса объекта информатизации «электронного правительства», решению вопросов необходимого финансирования, ввода в эксплуатацию и дальнейшего бесперебойного функционирования.
В целом отзывы участников проекта (некоторых пользователей и субъектов предпринимательства) положительные, за время пилота удалось выявить 2 587 COVID-положительных посетителей и 2 021 контактных, тем самым обезопасить других посетителей и сотрудников посещаемых объектов. Согласно информации Всемирной организации здравоохранения один носитель Covid-19 в среднем заражает от 2 до 4 человек, тем самым, за время пилотного апробирования мобильного приложения «Ashyq» удалось предотвратить возможное заражение минимум 5 000 граждан.
Кроме того, аналогичные IT-решения широко используется в международной практике. К примеру, в Объединенных Арабских Эмиратах действует мобильное приложение COVID19 - DXB Smart App, в Малайзии – приложение MySejahtera, разработанное правительством Малайзии для помощи в мониторинге вспышки COVID-19 в стране и в других странах.
Справочно: На сегодняшний день посредством мобильного приложения «Ashyq» работают 6 895 объекта предпринимательства и организаций, из них в штатном режиме 5 422, в тестовом режиме подключены 1 473 объекта предпринимательства. Зарегистрировано более 1 600 000 пользователей.