ИМАШЕВА
Снежанна
Валерьевна

Председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Ответ Правительства Республики Казахстан на депутатский запрос касательно расширения возможности для приобретения жилья гражданам из социально уязвимой категории населения и пересмотра условий программы «Шаңырақ» (5-10-20).

Рассмотрев депутатский запрос касательно расширения возможности для приобретения жилья гражданам из социально уязвимой категории населения и пересмотра условий программы «Шаңырақ» (5-10-20), сообщаю следующее.

Относительно предоставления уязвимым категориям граждан жилищных займов без подтверждения дохода с оценкой их платежеспособности по дополнительным параметрам

На сегодня льготная ипотечная программа «Шаңырақ» реализуется в пилотном режиме (2020 – 2022 г.), участниками могут быть только граждане, состоящие на учете, нуждающихся в жилище, то есть очередники МИО.

Начиная с 2020 года, по данной программе поступило свыше 18 тысяч заявок, из которых на сегодня одобрено порядка 6,7 тысяч.

В рамках программы «Шаңырақ» ставка вознаграждения по ипотеке составляет 5% годовых и является одной из самых низких. Одним из требований к участникам программы является наличие дохода от трудовой деятельности (не более 3,7-кратной величины прожиточного минимума на каждого члена семьи). Данное требование установлено в целях обеспечения доступным жильем наиболее нуждающихся очередников.

Ипотечное кредитование – это высокорисковые инструменты для финансовых институтов. Оценка платежеспособности заемщика по доходам их трудовой деятельности является гарантом для своевременного исполнения обязательств и исключает риски «неработающих» займов в кредитном портфеле финансовых институтов.

Средства АО «Отбасы банк» для реализации пилотного проекта «Шаңырақ» предоставляются Национальным Банком на возвратной и платной основе, что требует отбора заемщиков, способных исполнять свои обязательства.

Исходя из вышеизложенного, без предоставления документального подтверждения доходов проверку платежеспособности граждан осуществлять не представляется возможным.

Вместе с тем в настоящее время в целях эффективного решения вопросов обеспечения жильем очередников по поручению Главы государства прорабатывается вопрос по внедрению механизма субсидирования арендной платы в частном жилищном фонде для наиболее нуждающихся очередников с доходами до 1-го прожиточного минимума на каждого члена семьи.

Так, планируется субсидировать арендную плату в частном жилищном фонде до 80% за счет государственных средств. К примеру, при рыночной арендной плате в 100 тыс. тенге очередникам, имеющим доходы до 1-го прожиточного минимума, ежемесячно будут предоставляться субсидии в сумме порядка 80 тыс. тенге в счет арендной платы.

Также после принятия необходимых поправок в законодательство
АО «Отбасы банк» будет централизованно осуществлять ведение, постановку и учет нуждающихся в жилье, а также приоритетно предоставлять жилье для очередников в соответствии с «лестницей доступности». Для этого на каждую заявку будет формироваться цифровой портрет семьи, раскрывающий доходы, имущество и активы.

Справочно: лестница доступности подразумевает следующее:

– для очередников с доходами не более 1-го прожиточного минимума на каждого члена семьи будет предоставляться арендное жилье;

– для очередников с доходами до 3,1-го прожиточного минимума на каждого члена семьи будут предоставляться льготные займы под 2 % годовых по программе «Бакытты отбасы»;

– для очередников с доходами до 3,7-го прожиточного минимума на каждого члена семьи будет доступна программа «Шаңырақ».

Таким образом, данный подход позволит обеспечить адресность государственной поддержки для населения и охватить все категории нуждающихся в получении жилья.

Относительно обеспечения возможности покупать жилье по программе со вторичного рынка недвижимости

Национальным Банком выделены 390 млрд тенге на строительство социального жилья и кредитование очередников через АО «Отбасы банк» по условиям программы «Шаңырақ».

Реализация данного проекта с правом приобретения жилья в новостройках позволила повысить предпринимательскую активность строительных компаний, обеспечить рост экономики и трудовую занятость населения.

По итогам 2020 года строительная отрасль среди отраслей экономики заняла одну из лидирующих позиций. Объем строительных работ по республике выполнен на 4,9 трлн тенге, что выше 2019 года на 11,2%. Всего было построено 15,3 млн кв. метров нового жилья (140 тыс. жилищ) или на 16,8% выше уровня прошлого года. В 2021 году план ввода жилья по всей стране составляет 17 млн кв. метров жилья.

Инвестиции в жилищное строительство возросли на 33,6% в сравнении с 2019 годом и составили порядка 2 трлн. тенге. На 1 тенге государственных средств привлечено 5 тенге частных инвестиций.

Принятые меры мультипликативным эффектом оказали поддержку развитию строительной индустрии, обеспечив спрос на продукцию отечественного производства. Так, отечественными предприятиями произведено строительных материалов на сумму порядка 667 млрд тенге.

В этой связи одной из важнейших задач Государственной программы жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020-2025 годы (в том числе подпрограммы «Шаңырақ») является поддержка развития жилищного строительства.

Предоставление возможности приобретения жилья в рамках программы «Шаңырақ» на вторичном рынке может спровоцировать рост цен на жилье в данном секторе.

Учитывая вышеизложенное, полагаю целесообразным в текущих условиях продолжить реализацию жилья в рамках программы «Шаңырақ» только на первичном рынке.

В целом вопросы обеспечения жильем граждан находятся на постоянном контроле Правительства.