Карагусова
Гульжана
Джанпеисовна

Председатель Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Обращение к депутату
Доклад на пленарное заседание по бюджету 2008 года.

Уважаемый президиум!

Уважаемые коллеги!

Уважаемые члены Правительства и приглашенные!

На рассмотрение Мажилиса Парламента представлены: законопроект «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2008 – 2010 годы», а также основной финансовый документ государства – проект закона «О республиканском бюджете на 2008 год». Разрешите мне доложить сразу по двум законопроектам.

Законопроект «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2008 – 2010 годы» внесен на основании того, чтов соответствии с бюджетным кодексом 2007 год является завершающим годом действия трехлетних объемов трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы. Кроме того, объемы трансфертов определены на основе новой методики и дополнительные доходы регионов не будут изыматься и не будут, включены в объемы трансфертов, что, безусловно, необходимо отметить как положительный фактор рассматриваемого проекта.

При обсуждении депутатами данного законопроекта были замечания о необходимости выполнения норм Бюджетного кодекса в части применения натуральных норм для выравнивания бюджетов регионов. Конечно, вопрос этот не новый, поднимался депутатами неоднократно. Поэтому считаем, что Правительство в будущем по данному вопросу должно четко определиться. В целом же закон предлагается поддержать с учетом замечаний.

Законопроект «О республиканском бюджете на 2008 год».

Доходы бюджета, включая налоговые, неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала и бюджетных изъятий из нижестоящих бюджетов, определены в сумме 2 трлн. 684,7 млрд. тенге или с ростом против скорректированного бюджета текущего года на 639,4 млрд. тенге (31,3%).

В планируемом году расходы республиканского бюджета составят 2 трлн. 889,8 млрд. тенге, с ростом против уточненного бюджета 2007 года на 520,4 млрд. тенге или на 22%.

Дефицит республиканского бюджета в будущем году предусматривается в объеме 197,6 млрд. тенге, или 1,6% к ВВП.

В целом, анализируя основной финансовый документ страны, необходимо отметить, что он сохраняет определенную преемственность бюджетной политики, в частности сбалансированность, рациональность и социальную ориентированность.

Вместе с тем, требование транспорентности, эффективности и целевого использования бюджетных средств оставляют желать лучшего. В результате соблюдения этих требований мы избежали бы распыления средств, которые, к сожалению, все еще имеют место. Доказательством справедливости вышесказанного является неоднократные уточнения доходной части бюджета и перераспределение средств по причине их неосвоения администраторами бюджетных программ. Так, доходы республиканского бюджета при уточнении бюджета 2007 года увеличены на 86,7 млрд. тенге, или с ростом на 4,4 процента. Между тем при повторном уточнении предусмотрено увеличение доходов на 175 млрд. тенге (общая сумма увеличения бюджета 2007 года – 261,7 млрд. тенге) и на сегодняшний день общий объем доходов составляет 2 трлн. 273 млрд. тенге.

Кроме того, до сих пор не решен вопрос по возмещению из бюджета НДС по оборотам, облагаемым по «0» ставке.

Безусловно, мы не первые, кто поднимает данный вопрос. В течение последних пяти лет он регулярно ставится депутатами, но решения так и не находит у Правительства.

В процессе работы над бюджетом был выявлен ряд проблемных вопросов и несовершенств бюджетного планирования. При этом необходимо сказать, что некоторые проблемные вопросы были частично решены совместно с Правительством в ходе работы над бюджетом 2008 года. Думаю подробно останавливаться на этом нет необходимости.

Вместе с тем, разрешите остановиться на некоторых нерешенных проблемах.

Во-первых, несовершенство межбюджетных отношений, которые не создают стимулов для укрепления доходной и расходной базы местных бюджетов и не позволяют местным органам исполнительной власти устойчиво и на длительный период планировать социально- экономическое развития регионов.

Кроме того, в нарушение статьи 71 Бюджетного Кодекса Республики Казахстан не разработаны натуральные нормы- натуральные показатели потребления или использования необходимых материальных или нематериальных благ, которые являются обязательным и необходимым условием при планировании исполнения бюджетов всех уровней.

Во-вторых, соблюдение уровня инфляции (6-8%) потребует от Правительства действенных мер по ее сдерживанию.

Существует большое количество факторов, которые способствуют росту инфляционного давления:

- сохраняющаяся значительная экспортно-сырьевая зависимость;

- рост денежного спроса вследствие притока валюты;

- монополизация и неразвитость конкурентного рынка;

- все еще наличие значительного объема теневых наличных денег.

Необходимо отметить, что в развитии инфляции влияние монетарных факторов не является доминирующим. Усиливается влияние немонетарного фактора. В частности, рост тарифов, продолжающаяся корректировка потребительских цен в соответствии с ценами мирового рынка, так называемая «импортируемая инфляция». Со всеми этими проблемами необходимо безотлагательно разобраться.

В–третьих, необходимость совершенствования механизма выплат дивидендов на государственные пакеты акций национальных компаний, что способствовало бы существенному увеличению поступлений в доходную часть бюджета.

В четвертых, социальный блок по своим параметрам все еще не в полной мере соответствует основным положениям, изложенным в программе Народно – Демократической Партии «Нур Отан, в Послании Президента. Поэтому Правительству необходимо в разрабатываемом трехлетнем бюджете запланировать полное выполнение поставленных задач, а именно:

- повышение не менее чем в 2 раза должностного оклада учителей, врачей и других работников бюджетной сферы;
-
строительство по стране не менее 200 детских садов;

- строительство не менее 250 новых школ и 50 профессионально-технических учебных заведений;

- строительство 150 новых объектов здравоохранения и 300 сельских врачебных амбулаторий и обеспечение качественным медицинским обслуживанием;

- обеспечение каждого села чистой водой, надежной связью, хорошими дорогами;

- увеличение финансирования культуры в 2 раза и др.

В-пятых, уважаемые коллеги, думаю, Вы все согласитесь с нами, что для решения вышеназванных проблем требуются немалые средства и решаются они не в один год, но это не означает их решение только путем увеличения объемов ВВП и доходной части бюджета. Более того, в условиях глобализации и нашей интегрированности в мировую экономику, а также вусловиях существующей нестабильности и кризисных явлений на мировых финансовых рынках, увеличение доходной части республиканского бюджета не целесообразно.

В-шестых, нельзя увеличивать дефицит бюджета, чтобы не получить проблемы с наращиванием заимствования.Вместе с тем, представленные за последние годы Отчеты Правительства по исполнению республиканского бюджета свидетельствуют о наличии скрытого профицита бюджета, а не дефицита.

В-седьмых, ряд административных программ, имеюшихся в проекте бюджета, мягко говоря, вызывавших у депутатов недоумение (особенно учитывая сегодняшнюю ситуацию), в частности, «Прикладные исследования в сфере экономики», «Борьба с наркоманией и наркобизнесом», «Поощрение деятельности пилотных государственных органов за достижения результатов»; «Повышение конкурентоспособности отраслей экономики» и мн.др. были перераспределены и направлены на решение более насущных, социальных проблем.

Помимо этого, 11 октября т.г. на внеочередном Заседании Правительства Глава государства поручил предусмотреть в бюджете страны создание специального резерва в размере 4 млрд. долларов США на поддержку социальной стабильности и развития экономики. На основании данного поручения Комитетом по финансам и бюджету была еще раз проанализирована расходная часть республиканского бюджета и определены те бюджетные программы, которые можно было бы перераспределить. В результате, общая сумма сокращения по бюджетным программ составила более 205 млрд. тенге и направлена на увеличение резерва Правительства до 259,8 млрд. тенге. Таким образом, поручение Главы государства и руководителя партии «Нур-Отан» может быть выполнено.

В завершении хотелось бы сказать, что в обсуждении проектов законов «О республиканском бюджете на 2008 год» и «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2008 – 2010 годы» приняли активное участие все депутаты нашей Палаты.

При этом депутатами был высказан ряд позитивных предложений, которые необходимо учесть в будущем.

По расходной части депутаты обратили особое внимание на вопросы, касающиеся социальной сферы, особенно по повышению прожиточного минимума, минимального размера пенсий и заработной платы с учетом инфляции, а также на вопросы питьевого водоснабжения (особенно в сельской местности), лекарственного обеспечения и развития донорства и т.д.

Все предложения и замечания коллег отражены в сравнительных таблицах, предложенных на ваше рассмотрение.

Уважаемые депутаты, на основании вышесказанного Комитет по финансам и бюджету предлагает одобрить проекты законов «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2008 – 2010 годы» и «О республиканском бюджете на 2008 год».