Карагусова
Гульжана
Джанпеисовна

Председатель Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Обращение к депутату
ВНЕДРЕНИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ: ОПЫТ КАЗАХСТАНА

Выступление КАРАГУСОВОЙ Г.Д.

на второй Постоянной Сессии

Исполнительного Совета ЮНИСЕФ

«Продвижение политики в интересах детей»

17 сентября 2008 г., г. Нью-Йорк

ВНЕДРЕНИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ:

ОПЫТКАЗАХСТАНА

Excellency, President of the Executive Board of UNICEF

Excellency, Executive Director of UNICEF

Distinguished quests and colleagues,

Friends,

I am delighted and honored to be here to discuss the issues of social budgeting in the best interests of children. It is indeed a momentous occasion, and at the outset, I would like to thank the UNICEF Executive Board for organizing this ‘milestone’ session.

I would like to warmly greet the delegations present here and my colleagues from Colombia, Malawi and Mongolia who are here to share their fascinating experiences in the area in question.

Dear colleagues, please be kindly informed that I am just learning English so that I will have to sincerely apologize and shift to Russian, but I hope that when we meet next time I will be able to fluently communicate with you in English. Thankyousomuchforunderstanding!

Уважаемые коллеги!

Современный Казахстан – это одна из самых динамично развивающихся стран Центрально-Азиатского региона и СНГ, прирост ВВП последних 7-ми лет фиксируется на уровне 9-10%, а ВНП – на уровне 9%. Казахстан добился внутренней стабильности и обеспечил надежность социальной защиты населения.

Однако, все те успехи, которыми, я думаю, сегодня может гордиться каждый казахстанец, достигались, отнюдь, нелегко. Главой нашего государства поставлена четкая задача: обеспечить финансовую стабильность в экономике и обуздать инфляцию. Необходимо было установить прозрачный, эффективный и стабильный бюджет, ориентированный на достижение конечных результатов, и, соответственно, обеспечивающий в максимальной степени нужды населения и качественное выполнение государственных услуг и функций.

Мы понимали, что цена социальных реформ очень высока. Старались проводить реформы с максимально щадящими условиями, но в условиях гиперинфляции сделать это было очень сложно.

Сегодня, мы можем говорить о таких основных параметрах человеческого развития, как продолжительность и уровень жизни, качество образования и медицинской помощи, система эффективной социальной защиты и так далее.

В Казахстане прекрасно понимают, что для того, чтобы добиться еще более высоких показателей и присоединиться к 50-ти наиболее конкурентоспособным странам мира, нам необходимо, прежде всего, инвестировать в человеческий капитал, при этом, особое внимание должно уделяться инвестициям в детство – самым выгодным капиталовложениям, которые способны принести весьма эффективные и ощутимые дивиденды стране в будущем.

На сегодня в Казахстане проживает порядка 4,5 млн. детей и 4,3 млн. женщин репродуктивного возраста, что составляет примерно 58% от общего более 15-ти миллионного населения страны. С учетом этого, а также, важности вопросов детства и материнства, в Казахстане с особым вниманием относятся к программам по созданию соответствующей целостной системы социального обеспечения и защиты ребенка.

В частности, с 2003 года в Казахстане введено единовременное пособие в связи с рождением ребенка, с 2005 года в стране начала вводиться многоуровневая система социальной защиты.

Существующая система социальной поддержки семьи и детей в Республике Казахстан характеризуется двумя основными механизмами: денежными выплатами и социальными услугами.

В настоящее время за счет средств государственного бюджета семьям с детьми предусмотрено 6 видов пособий, в том числе: единовременное пособие в связи с рождением ребенка; дифференцированное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до одного года; ежемесячное пособие на детей до 18 лет; и так далее. С 2009 года родителям и опекунам, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, будет выплачиваться пособие в размере одной минимальной зарплаты.

Однако обеспечение необходимых условий для роста и развития ребенка зависит не только и не столько от выплаты пособий на детей, но и от обеспечения свободного доступа к качественным социальным услугам, создающим необходимые условия для развития ребенка, в особенности, детей с ограниченными возможностями, посредством их интеграции в социум; поддержания и укрепления института семьи; улучшения качества жизни детей; недопущения их попадания в «закрытую» или «враждебную» среду. Действующая система оказания социальных услуг в стране представлена профилактическими мерами по охране здоровья, медицинскими и образовательными услугами, предоставлением специальных услуг детям с ограниченными возможностями; реабилитационными услугами.

К сожалению, следует признать, что существующая в настоящее время система предоставления социальных услуг не гарантирует оказания помощи всем нуждающимся в полном объеме и в соответствии с индивидуальными потребностями. Система социальной защиты детей Казахстана, как особый социальный институт, находится в процессе своего развития.

В этой связи, хотелось бы сказать несколько слов о роли Парламента в законодательном обеспечении социально-экономических реформ, проводящихся в стране. В последние годы законодательной ветвью власти были приняты важные и системообразующие законы в области регулирования общественных отношений, в том числе охраны материнства и детства. В настоящее время нами ведется работа по проектам Кодекса «О браке (супружестве) и семье», Кодекса о здоровье народа и о системе здравоохранения, Закона «О социальных услугах»; рассматривается концепция «О ювенальной юстиции», и т.д.

В настоящее время, немаловажным фактором является не только законодательный аспект реформы, но и важность достаточного финансирования социального сектора. В последние годы, благодаря успешным экономическим реформам, благоприятным ценам на экспортные товары (энергоносители), а также приоритетности государственной социальной политики, в стране наблюдается увеличение финансирования здравоохранения, образования и социальной защиты. Ежегодно общие расходы государственного бюджета на социальную сферу составляют порядка 33-35% от общих затрат бюджета.

Мы прекрасно понимаем, что вкладывать в человеческий капитал необходимо эффективно. В этой связи, на сегодня одна из важнейших задач - работа по формированию целостной, эффективной системы государственного планирования, ориентированного на достижение стратегических целей и реализацию приоритетных задач социально-экономического развития. Т.е. создать систему бюджетирования, ориентированную на достижение конечных результатов, и в том числе, результатов для роста и гармоничного развития ребенка.

Казахстан уже приступил к процессу совершенствования существующего в стране стратегического, экономического и бюджетного планирования. В декабре прошлого года Правительством РК была принята стратегия государственного планирования, ориентированная на результат. В текущем году приступили к рассмотрению нового Бюджетного кодекса, который будет введен в действие с 1 января 2009 года. Новый Бюджетный кодекс призван создать правовую основу для новой организации бюджетного процесса, ориентированного на результат; повысить самостоятельность и ответственность всех уровней государственной власти; а также эффективность и прозрачность управления государственными финансами. В рамках реализации нового Бюджетного кодекса будет внедрена комплексная оценка эффективности деятельности государственных органов, направленная на анализ качества услуг, предоставляемых гражданам, в особенности, уязвимым группам населения, таким как дети. Кроме того, с 2009 года Казахстан переходит от краткосрочного бюджетного планирования к среднесрочному (будет принят 3-летний бюджет).

Уважаемые дамы и господа!

Упомянутые выше новации было бы непросто реализовать без изучения международного опыта в области социального бюджетирования, бюджетирования в интересах детей без открытого и честного диалога по данному вопросу представителей Парламента, Правительства РК, академических институтов и гражданского общества; без содержательных и конкретных рекомендаций, данных казахстанскими и ведущими экономистами мира, которые были озвучены в рамках международной конференции «Повышение социальной ориентированности и эффективности республиканского и местных бюджетов в интересах детей и семьи в Республике Казахстан», состоявшейся 9-10 апреля 2007 г. в Сенате Парламента РК, в г. Астане. Инициаторами данной конференции выступили Правительство, Парламент РК и Представительство ЮНИСЕФ в Республике Казахстан.

Хотелось бы отметить, что конференция явилась первым подобным форумом в Восточной Европе и Центральной Азии, в которой приняли участие более 150 представителей не только Казахстана, но и других стран региона, стремящихся улучшить благополучие детей и создать все приемлемые условия для их гармоничного роста и развития.

Данная конференция очень важна и необходима для нас, так как она не просто в очередной раз «заострила» внимание властей и гражданского общества на проблемах детей, но и «рассмотрела» их с совершенно иной, новой для нас точки зрения, наиболее важной ее стороны – со стороны эффективности процесса бюджетирования в интересах детей, чему ранее не придавалось должного значения. Результаты исследований, озвученные на конференции, а также мнения, высказанные в ходе дискуссий, и выработанные участниками встречи рекомендации, позволили немного по-иному посмотреть на весь процесс планирования бюджета; определить его слабые и сильные стороны; наметить пути дальнейшего совершенствования бюджетного и социального законодательства в целом, а также всегда принимать во внимание тот факт, что при планировании бюджетных программ, напрямую или косвенно затрагивающей интересы ребенка, необходимо отталкиваться от реальных нужд и потребностей детей.

Кроме того важно также помнить, что бюджетирование в интересах детей – это один из важнейших государственных вопросов; соответственно, об этом необходимо говорить на высоком политическом уровне с тем, чтобы привлечь внимание лиц, принимающих государственные решения в стране, и тем самым, начать осуществлять реальные реформы в этой области. Ко всему прочему, принципиально важным представляется проведение глубинных, серьезных и полных исследований в области бюджетирования социальной сферы в интересах детей, как на местном, так и на центральном уровне. Все это можно осуществить только при условии тесного сотрудничества с партнерами на всех уровнях.

Говоря об имеющих место после проведения конференции изменениях, а также о том резонансе, который она произвела в Казахстане и за его пределами, в числе уже вышеуказанных нововведений, хотелось бы с удовлетворением отметить следующее: в сентябре 2007 года парламентарии стран Центральной Азии и СНГ приняли Декларацию международной конференции «Семейная политика на постсоветском пространстве», которая прошла в г. Астане, и также была посвящена вопросу повышения социальной ориентированности и эффективности использования бюджетных средств в интересах семьи. Кроме того, в прошлом году в Парламенте РК был создан Социальный Совет, который в числе других вопросов занимается проблемами детства и материнства, как в стенах Парламента, так и за его пределами.

К сожалению, формат моего выступления не позволяет более подробно остановиться на других результатах конференции, поэтому я лишь упомяну некоторые из них: в республике наблюдается рост показателя рождаемости (на сегодня самый высокий показатель по СНГ), устойчивая тенденция снижения детской и материнской смертности; введено обязательное государственное страхование беременности, родов и материнства; улучшается здоровье детей; повышается качество образования детей, особенно в сельских регионах. Положительные результаты стали возможными, во-первых, благодаря последовательности проведенных реформ, вытекающих одна из другой (системность), во-вторых – ответственные государственные органы концентрируют свои усилия на приоритетных направлениях. Однако необходимо признать, что это только часть проблем, которые мы смогли решить на сегодняшний день. Существует еще немало вопросов, требующих решения, например, расширение сети детских дошкольных учреждений, введение подушевого финансирования в системе образования, вопросы социального сиротства и т.д. которые нам предстоит преодолеть в ближайшем будущем. Я надеюсь, что в этом процессе нам сможет оказать содействие, посредством предоставления технического содействия и экспертизы, ЮНИСЕФ, работающий на благо детей нашей страны вот уже с 1992 года.

Мы бы хотели продолжить сотрудничество с этой международной авторитетной организацией по вопросам продвижения политики в интересах детей, как на центральном, так и на местном уровне.

В частности, на сегодняшний день для нас было бы важным содействие ЮНИСЕФ в части совершенствования бюджетного законодательства/Кодекса, в «подсчете» «затрат (выгод)» и эффективности инвестирования в детство (особенно в ранее развитие). Кроме того, представители местных органов власти Казахстана весьма заинтересованы в сотрудничестве с ЮНИСЕФ в рамках инициативы «город, дружественный к ребенку», где бюджетирование в интересах детей является «одним» из краеугольных аспектов данной инициативы.

Уважаемые коллеги, позвольте поблагодарить Вас за внимание и выразить надежду, что благодаря обмену опытом и диалогу, который состоится сегодня в рамках данного совещания, мы сможем более эффективно развивать и продвигать социально-экономическую, и в частности, бюджетную политику в интересах детей.

Благодарю за внимание!