Карагусова
Гульжана
Джанпеисовна

Председатель Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Обращение к депутату
Интервью газете "Казахстанская правда"

Интервью газете «Казахстанская правда»

Успех закреплен, реформы в работе

Основные задачи первого десятилетия принятой Стратегии развития Казахстана до 2030 года выполнены. В том числе и в области совершенствования законодательства, взаимодействия Правительства и Парламента страны. Своим видением достигнутых успехов с нашим корреспондентом поделилась председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова.

- Гульжана Джанпеисовна, в Стратегии-2030 была поставлена задача - достичь реальных, устойчивых и возрастающих темпов экономического роста. То есть завершить создание правовой и нормативной базы, обеспечивающей оформление прав собственности, конкурентных рынков и надежных средств антимонопольного регулирования, поддержание фискальной и монетарной политики. Что выполнено на ваш взгляд?

- Скажу сразу, что завершение создание правовой и нормативной базы – это утопия. Ведь юриспруденция должна отражать экономические процессы, которые постоянно меняются. С другой стороны уже сейчас почти определены законодательные основы развития нашей экономики в рыночных условиях. Что касается оформления прав собственности, то здесь у нас проблем нет. Вместе с тем, Глава государства поставил задачу – защитить права собственников, несмотря на то, что это декларировано в Конституции, четкими механизмами. Чтобы гражданин был уверен в своей защите, и в тоже время национальные, социальные, экологические и другие интересы государства ущемлены не были. Наши конкурентные рынки находятся в процессе становления. Мы только знакомимся с механизмами рыночного хозяйствования и, наверное, менталитет прошлого привел к монополизации многих рынков. К примеру, продовольственного, причем не столько производителями, сколько посредниками. Это - наша беда, которая ведет к невозможности действенных антиинфляционных моментов. Между тем, фискальная и монетарная политика у нас также постоянно совершенствуется согласно изменениям, происходящим в экономической среде.

- Долгое время вы возглавляли Министерство труда и социальной защиты населения. Как, по-вашему, развита сеть социальной защиты, образования, здравоохранения?

- Система социального обеспечения у нас выстроена. Эта модель трехуровневого социального обеспечения была признана одной из наиболее эффективных на территории СНГ и Восточной Европы. Теперь наша задача - в ее постоянном совершенствовании. Потому что это механизм, который реформировать нужно очень аккуратно. Ведь за этим стоят люди, социально уязвимые слои населения. А система социального обеспечения дает самое главное – социальную стабильность. Что касается здравоохранения и образования, то эти сферы нам нужно строить и не столько проводить реформы, а сколько создать условия для формирования здорового, гармоничного развитого гражданина патриота своей страны.

- Как Вы считаете, устранено ли административное вмешательство Правительства в торговлю и производство, завершен ли процесс приватизации?

- Процесс приватизации в рыночной экономике не завершается никогда, эти процессы постоянно меняются, в динамике находятся и права собственности. И, исходя из экономических условий, государство может скупать либо продавать какие-либо активы, чтобы отрегулировать рынок.

- Для того, чтобы наша страна вышла на лидерские позиции в мировом рейтинге, Президент назвал рецепт - низкую инфляцию, дефицит бюджета, сильную национальную валюту, высокую норму накопления. Сработал ли он?

- Могу сказать, что это параметры, к которым стремится любое государство. Поэтому естественно мы стремимся поддержать инфляцию в определенном регулируемом коридоре, чтобы дефицит бюджета был не большим, сейчас у нас он составляет 1,5 процента, и это нормально. А вот сильная национальная валюта – понятие относительное. К примеру, Китаю она не нужна. В Поднебесной наоборот заботятся о том, чтобы юань был не очень сильным. И это понятие не всегда отражается в котировке. Сильная валюта – та, которая в этот момент работает на экономику страны. У нас так и происходит. Высокая норма накопления дает возможность государству наращивать задел на будущее, создавать инфраструктуру, сильную социальную сферу, и, самое главное – новые диверсифицированные производства, которые при изменениях на мировых рынках дадут экономике выжить.

- Если уж мы заговорили об интеграции и мировых рынках, то хочется спросить работает ли наша стратегия финансовых инвестиций за рубежом?

- Действительно, стратегия эта уже начала работать. Очень много наших частных инвестиций имеют свое воплощение в зарубежных объектах. Как, сработала она, покажет время. Но в любом случае, если наша часть есть в экономике другой страны, то это всегда собственность государства в том числе.

- В продолжение этой темы. Защищены ли у нас иностранные инвестиции?

- Да, я думаю, достаточно защищены. Даже на первом этапе в 1994-96 годах им были даны очень большие преференции. По поручению Президента Правительство всегда смотрит, чтобы не нарушать тот благоприятный климат, который есть в нашей стране. А он именно такой. Если бы условия были бы неблагоприятными, столько бы инвестиций к нам не приходило.

- Вернемся к Стратегии-2030. Одни из главных приоритетов документа – реформы в бюджетной сфере и завершение таковых в сфере пенсионных накоплений и выплат. Какого направления мы придерживаемся?

- Реформы в бюджетной сфере еще не закончены, поэтому сказать, успешны ли они, пока нельзя. Как невозможно завершить пенсионную реформу, потому что любая социальная сфера все время нуждается в корелляции, чтобы усилить защищенность слоев населения и увязать с предшествующими результатами. И еще одна задача – сделать так, чтобы это ни в коем случае не было обременительным для государства и его граждан. В Западной Европе уже на двух работающих приходится три неработающих, то есть те, кого мы обязаны содержать. У нас ситуация, к сожалению, близка к подобной. Ведь в итоге получится так, что не на что будет жить тем, кто сейчас работает. Поэтому у нас смешанная модель пенсионных выплат и накоплений. Правда, пока в ней не участвует работодатель. Задача построить эффективную модель пенсионной системы для будущих пенсионеров с солидарной ответственностью по этим рискам – государство, работодатель, гражданин. В Стратегии был поставлен вопрос о совершенствовании накопительной системы, необходимости введения дополнительного ее уровня не за счет заработка, а от социального налога, как в большинстве стран. И мы продвинулись в этом направлении, приняв стандарт размера средней пенсии - 40 процентов от среднего заработка. И впереди еще очень много работы. Еще один успех в том, что в качестве базового социального стандарта мы ввели прожиточный минимум.

- И в завершение, наверное, один из самых актуальных вопросов. Благосостояние казахстанцев повышается, доходы растут, и люди просто не знают, куда вкладывать деньги. По вашему мнению, в каком состоянии находится рынок ценных бумаг и фондовый рынок?

- Да, эта одна из проблем, требующих решения. Пока рынок ценных бумаг не сформирован. Я считаю, одна из причин этого – отсутствие эффективного вторичного рынка ценных бумаг. Во всех развитых экономиках на рынке ценных бумаг 70 процентов приходится на частные инвестиции граждан. У нас же он пока не стал доступным для всех. Поэтому одно из последствий строительного бума, что людям больше некуда было вкладывать деньги, а рынок ценных бумаг должен был предложить различные финансовые инструменты, куда человек мог бы вложить деньги, чтобы они работали. И все же, могу резюмировать, что у Правительства и Парламента есть четкое представление о решении этих вопросов и дальнейшем выполнении Стратегии развитии Казахстана до 2030 года.

Беседовал Дмитрий ПОПАЗОВ